СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План кружка "Духовная литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  кружка - духово - нравственное воспитание

Просмотр содержимого документа
«План кружка "Духовная литература"»

Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.

Детство – очень важная пора в жизни каждого человека, так как именно в детстве закладывается основа духовного и нравственного становления личности. Но добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Детская литература — вообще слабое звено современного российского книжного рынка. Если автору все-таки удалось написать нечто удовлетворительное с художественной точки зрения, то еще не факт, что его книга окажется полезной для детей. Старание авторов последних лет избежать любого намека на «нравоучение», свели всё к постмодернистским передергиваниям и иронии. Дети вместо идеалов, примеров, на которых можно было бы учиться, героев, которым хотелось бы сопереживать, получают бессмысленный суррогат. Поэтому во времена идеологический кризиса возрастает роль художественных произведений православных авторов, которые четко знают, где провести границу между добром и злом, какая мировоззренческая основа должна сформироваться у ребенка, так как в основе духовной литературы лежит православная культура, основанная на нравственности.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, приводит к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися  духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Цель курса «Духовная литература» - воспитание нравственных чувств, активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении духовной литературы.

В процессе изучения духовной литературы ставятся следующие задачи:

- дать понятие «духовное здоровье» человека; понимание христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни;

- показать примеры их воплощения в жизни, поступках героев духовной литературы;

- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников.

. - - сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России.

Методы обучения:

- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

- беседа с закреплением материала в творческих работах;

- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

- анализ художественного текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

- составление кроссвордов.


Учебный план


Направленность

Название

кружка

классы

возраст

колич.

обуч.

колич.

часов

в неделю

колич.

часов

в год

Гуманитарная

«Духовная литература»

5

11 лет

10

1

34



Содержание учебного плана

  1. Введение. О духовном здоровье. – 1 ч.

  2. Борис Ганаго «Детям о душе» - 5 ч.

  3. Клавдия Лукашевич «Ясное солнышко» 3 ч.

  4. В.А. Никифоров – Волгин. «Серебряная метель» – 4 ч.

  5. «Иерусалим» (по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия) – 4 ч.

  6. Жития святых для детей – 16 ч.

  7. Подведение итогов 1 ч.

Итого 34 часа

Календарный учебный график

урока

Тема занятия

Дата

1

Введение. О духовном здоровье.


2

Борис Ганаго. Обзор жизни и творчества


3

Б. Ганаго «Две красоты»


4

Б. Ганаго «Волшебные очки»


5

Б. Ганаго «Прилипала»


6

Б. Ганаго «Троянский конь»


7

Клавдия Лукашевич. Обзор жизни и творчества

 

8

Клавдия Лукашевич «Ясное солнышко». 1 -5 главы


9

Клавдия Лукашевич «Ясное солнышко» 6 - 11


10

В.А. Никифоров – Волгин. Обзор жизни и творчества.


11

В.А. Никифоров – Волгин. «Серебряная метель». Сюжет.


12

В.А. Никифоров – Волгин. «Серебряная метель». Герой рассказа.


13

В.А. Никифоров – Волгин. «Серебряная метель». О православных постах и праздниках в жизни простых людей.


14

«Иерусалим» (по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия). 1 -3 главы.


15

«Иерусалим». 4 -6 главы


16

«Иерусалим». 7 – 9 главы


17

«Иерусалим». 10 – 11 главы


18

Жития святых для детей. Особенности жанра


19

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София


20

Святитель ИоаннЗлатоуст


21

Святой благоверный князь Александр Невский


22

Преподобный серафим Саровский


23

Преподобный серафим Саровский


24

Святая мученица Татьяна


25

Житие святой равноапостольной Нины


26

Сказание о святом Герасиме


27

Святой Алексей – человек Божий


28

Царица – мученица Александра


29

Преподобный Сергий Радонежский


30

Преподобный Сергий Радонежский


31

Святой равноапостольский князь Владимир


32

«Поучение Владимира Мономаха»


33

Святой великомученик и целитель Пантелеимон


34

Подведение итогов. Урок - обощения


 

ИТОГО

 34 часа


Формы аттестации


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность нравственных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

наблюдения педагогов и родителей.


Оценочные материалы

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.



К концу учебного года обучающиеся должны знать:

1. Об источниках наших нравственных знаний.

2. О совести как основе нравственности.

3. Заветы предков. «Поучение В.Мономаха».

4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать полученные знания в повседневном поведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку своих поступков и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащий научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся  научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Методические материалы

БОРИС ГАНАГО. «ДЕТЯМ О ДУШЕ»

Сборник рассказов белорусского писателя Бориса Ганаго, также как и ряд его других книг, предназначен в основном для детей  младшего и среднего школьного возраста. Бесхитростные, вроде бы, истории из жизни, входящие в него, несут в себе особый внутренний свет и тепло.

На примере своих ровесников, а иногда и взрослых людей, юные читатели учатся видеть и ценить красоту окружающего их мира. Рассказы воспитывают в детях сочувствие, доброту, щедрость, верность слову, умение пожертвовать чем-то очень дорогим для другого человека. Через все произведения проходит мысль о необходимости уповать на Бога и искать его поддержки во всех жизненных ситуациях.


В. А. НИКИФОРОВ—ВОЛГИН. "СЕРЕБРЯНАЯ МЕТЕЛЬ"

Сборник автобиографических рассказов о жизни маленького мальчика из небогатой, но глубоко верующей семьи. Автор — один из лидеров православного молодежного движения предвоенной Эстонии, погибший в 1941 году в недрах сталинского ГУЛАГа.

Произведение просто напоено удивительно красивыми образами и выражениями русского языка начала 20-го века. Оно рассказывает о православных постах и праздниках в жизни простых людей того времени. Все эти события отражаются в отзывчивой душе мальчика, от лица которого ведется повествование.

В своих удивительных рассказах Никифоров—Волгин сумел воспринять и трепетно передать потомкам тот чистый прекрасный свет, который наполнял души наших верующих предков около ста лет назад.

Эти книги полезны для души ребенка, т.к. показывают ему пользу добродетелей на примерах персонажей.


Клавдия Лукашевич - детская писательницы. Ее рассказы излучают любовь и теплоту к детям. Они не только интересны, но и наполнены мудрым смыслом, желанием пробудить трудолюбие и человечность в детских сердцах.

Через свои рассказы и повести она старается сформировать у маленьких читателей понятие о человечности, трудолюбии, доброте и внимании к окружающему миру. Некоторые скептики нелицеприятно выражались в адрес творчества Клавдии Владимировны, упрекая ее в "излишней добродетели". На подобные речи писательница отвечала твердо и с достоинством: Если сентиментальностью назвать то, что я щадила детское воображение от жестоких, тяжелых картин, то я делала это сознательно. Я изображала правду жизни, но брала большею частью хорошее, чистое, светлое; оно действует на юных читателей успокоительно, отрадно, примиряюще. Рассказы и книги Клавдии Лукашевич состояли из собственных воспоминаний и пережитых событий (с 12 лет девочка самостоятельно зарабатывала деньги, занималась перепиской и давала уроки). Простыми и мягкими словами она пыталась донести до детей суть жизненных ценностей.



Условия реализации программы – 1 год





Список литературы


  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2014. 25 с.

  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  


  1. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2015. 108 с.

  1. Ресурсы ИНТЕРНЕТа


11