Месяц | Тема занятия | Интеграция образовательных областей | Программные задачи | Средства реализации | Литература |
СЕНТЯБРЬ | «Будем знакомы!» (5.09 – 9.09) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие | Ввести детей в загадочный и красочный мир общения; познакомить друг с другом, с правилами речевого поведения во время знакомства; показать, что общение должно быть доброжелательным; создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания; активизировать словарь, пополнить его лексикой этикетных норм. | Фонограмма песни «Улыбка», кукла Петрушка и фея, колокольчик, заготовки визитных карточек по количеству детей, цветные карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.4 |
«Этот изменчивый мир» (12.09 – 16.09) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие | Познакомить детей с христианской моделью появления Мира, правилами бережного отношения к рукотворному и нерукотворному мирам; уточнить знания детей об окружающей среде; показать, что наш мир изменчив и человек часто оказывается в ситуации выбора; создать опыт работы с трафаретами. | Пчела Майя, глобус, рисунки детей на тему «Лето», презентация «Наша Земля», иллюстрации четырёх времён года, контурные изображения овощей, фруктов, животных, листьев; цветные карандаши, альбомные листы и трафареты. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.6 |
«Солнце, луна, звёзды» (19.09 – 23.09) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие | Продолжить знакомство с моделью появления мира – не живая природа; уточнить знания детей об окружающей среде | Хрестоматия 1, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 61 (наблюдение 1, занятие 1) |
«Солнце, луна, звёзды» (26.09 – 30.09) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие | Продолжить знакомство с моделью появления мира – не живая природа; уточнить знания детей об окружающей среде | Хрестоматия 1, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 61 (наблюдение 2, занятие 2) |
ОКТЯБРЬ | «Человек - созидатель и преобразователь рукотворного мира» (3.10 – 7.10) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений; формировать понятие о том, что природа – первый учитель, а человек – преобразователь и изобретатель рукотворного мира; познакомить детей с изобретателем – самоучкой И.П. Кулибиным; развивать логику, конструкторско-технические умения. | Фонограмма песни «В траве сидел кузнечик», кукла Мишка, предметные картинки: ежик, стрекоза, одуванчик, птица, рыба, река, игла, вертолёт, парашют, самолёт, подводная лодка, мост, колокольчик; аудиозапись колокольного звона; цветные карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.10 |
«Насекомые. Пчёлки» (10.10 – 14.10) | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. | Обогатить знания детей о насекомом – пчела; практиковать в произношении звука «ж». | Хрестоматия 1, музыкальное сопровождение «Лебедь», изображение пчелы, альбомный лист, цветные карандаши. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 80 |
«Дни творения. Животные» (17.10 – 21.10) | Познавательное развитие, речевое развитие | Познакомить детей с шестым днём сотворения мира; закрепить знания детей о животных. | Хрестоматия 1, картинки с изображением животных, музыкальное сопровождение «Прогулка». | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 106 занятие 1 |
«Дни творения. Спор животных» (24.10 – 28.10) | Познавательное развитие, речевое развитие | Закрепить знания детей о животных. | Хрестоматия 1, картинки с изображением животных. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 107 занятие 2 |
НОЯБРЬ | «Дни творения. Животные» (31.10 – 4.11) | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | Закрепить знания детей о животных; упражнять в отгадывании загадок; развивать мелкую моторику рук. | Пластилин, стека, доска для лепки, альбомный лист, цветные карандаши. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 108 занятие 3 |
«Дни творения. Зайцы» (7.11 – 11.11) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. | Закрепить знания детей о зайце; учить отличать по внешним признакам зайца в зимний и летний период; в рисовании упражнять передавать отличительные черты зайца. | Хрестоматия 1, музыкальное сопровождение – песенка «Зайчик», альбомный лист, цветные карандаши. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 108 занятие 4 |
«Дни творения. Мелкие и средние животные» (14.11 – 18.11) | Познавательное развитие, речевое развитие | Учить находить у животных сходства и отличия. | Картинки с изображением животных: кошка, мышка, ёжик, хомяк; хрестоматия 1, | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 109 занятие 5 |
«Дни творения. Белка» (21.11 – 25.11) | Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Классификация животных на диких и домашних; упражнять в описании внешнего вида животных | Хрестоматия 1, альбомный лист, цветные карандаши, доска для лепки, пластилин, стека. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 110 занятие 6 |
«Дружба» (28.11 – 02.12) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. | Обобщить и расширить представления детей о понятиях «друг», «дружба», «честность», «справедливость»; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать коммуникативные качества, эмоциональную сферу; учить проявлять сочувствие, сопереживание к окружающим; развивать | Фонограмма «Песня о дружбе»; игрушки: волчонок, сова в очках; три конверта, пиктограмма к пословице, предметные картинки для составления слов «роза», «пион», план – схема к сказке, коврик, две машинки, волшебные очки. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.14 |
ДЕКАБРЬ | «Путешествие в страну вежливости» (5.12 – 9.12) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Уточнить знания о понятиях «вежливость», «вежливый человек»; формировать ответные добрые чувства на заботу окружающих; развивать речь, воображение; закреплять знание приемов техники оригами по представлению. | Квадраты белой бумаги, мячик, фломастеры, шапочка с маской голубя. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.21 |
«Воспитанность и вежливость» (12.12 – 16.12) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Уточнить знания детей о понятиях «вежливость», «вежливый человек» и «воспитанность»; формировать культуру общения, ответные добрые чувства на заботу окружающих; развивать речь, воображение, логическое мышление; закреплять умение делить целое на части. | Листы с заданиями, карандаши, кукла – фея. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.24 |
«Ещё один секрет вежливости» (19.12 – 23.12) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Уточнить знания детей о понятиях «вежливость», «вежливый человек»; формировать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам, развивать логическое мышление, речь, воображение, мелкую моторику посредством изобразительной деятельности. | Мультимедийная поддержка – презентация «Путешествие девочки Маши к бабушке», кукла – фея, предметные картинки по различным лексическим темам: «Одежда», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи» и др., музыкальное сопровождение для игры, солёное тесто. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.28 |
ЯНВАРЬ | «Православный храм» (16.01 – 20.01) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Познакомить детей с православным храмом; обогатить словарный запас детей словами: храм, молитва, священник, икона, алтарь, крест, лампада, свечи; развивать мелкую моторику посредством изобразительной деятельности. | Музыкальное сопровождение: «Колокольный звон», «Утренняя молитва», «Святая Русь»; Хрестоматия 1,2,3; набор для рисования на каждого ребёнка; иллюстрация храма Христа Спасителя; мячик. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 254 |
«О чём поют колокола» (23.01 – 27.01) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | Закрепить знания детей о православном храме, познакомить детей с колокольным звоном. | Хрестоматия 3, фотографии с изображением православных храмов, макет храма, маленькие колокольчики, аудиозапись «Колокольные звоны». | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 272 |
ФЕВРАЛЬ | «Имя. Моё имя» (23.01 – 3.02) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить детей с понятием «имя»; подвести к пониманию истории возникновения имени и уникальности собственной личности. | Изображения Михаила Архангела, Михаила Кутузова, кукла в народном костюме – Бабушка – забавушка, ватман, ромашки, клей, фломастеры. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.31 |
ФЕВРАЛЬ | «Моя семья» (6.02 – 10.02) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Обобщить и закрепить знания детей о семье; формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях её членов; познакомить с одной из главных заповедей Божьих: «Чти отца своего и мать», с правилами почитания и уважения старших; воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни. | Фотографии медведей из сказки «Три медведя», пирамидка с тремя кольцами, индивидуальные листы, простые карандаши, ромашки с отрывными лепестками, модель домика, силуэты членов семьи. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.36 |
«Моя родословная» (13.02 – 17.02) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Обобщить и закрепить знания детей о семье; воспитывать чувство долга и внимания к ближним; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями. | Фонограмма детской песенки – клипа про красный автобус, фланелеграф с моделью генеалогического древа и модели деревьев, фотографии родственников детей. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.42 |
«Можно ли обидеть словом?» (20.02 – 24.02) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Систематизировать и обобщить понятия и представления детей о ценности слова; раскрыть понятие «благотворительность»; развивать внимание к ближним, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него; воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу. | Игрушка или картинка совы в очках; фонограмма песни «Если добрый ты»; круг из картона и листок самоклеящейся бумаги; индивидуальный лист с заданиями и фломастерами, листы бумаги для поделок в технике оригами; яркий мешочек и угощения для детей или сюрпризы. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.46 |
| «Масленица. Прощеное Воскресенье» (27.02 – 03.03) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Ввести детей в круг основных православных праздников; познакомить с праздниками Масленица и Прощённое Воскресенье; дать детям знания о причинах ссор, которые можно не допускать; способствовать воспитанию добродушия, прощения, уступчивости и умению прощать. | Картинка «Когда у друзей лад, каждый этому рад», презентация «Сумел провиниться – сумей и повиниться!», гуаши: жёлтая, оранжевая, губка, баночки с водой. | Папка, занятие № 25 |
МАРТ | «Волшебные добрые слова» (6.03 – 10.03) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Систематизировать знания детей о словах; раскрыть понятие «волшебные слова»; учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; развивать осознанное отношение к употреблению вежливых слов; формировать уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу. | Кукла Незнайка | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.55 |
«Какие бывают поступки» (13.03 – 17.03) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Раскрыть понятие «поступок»; создать опыт таких нравственных качеств, как доброта, вежливость, отзывчивость; систематизировать знания дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки. | Мультфильм «Смешарики. Подвиг»; иллюстрации к стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», изображение павлина со съёмным хвостом из отдельных перьев, картинки с изображением хороших и плохих поступков, карточки – смайлики с изображением эмоций, бусинки и нитки. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.63 |
«Добро и зло» (20.03 – 24.03) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать представление о добре и зле; познакомить детей с Божьими заповедями; дать понятие свободы выбора между добром и злом; воспитывать умение сопереживать ближнему; развивать любознательность, гуманность, умение слушать и слышать. | Снежинки с нарисованными в центре героями сказок (Баба Яга, Серый волк, злая колдунья, Лиса, Ёжик, кот Леопольд), шкатулка, аптекарские весы, листы цветной бумаги, разрезанные на полоски, фломастеры. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.80 |
МАРТ | «Милосердие» (27.03 – 31.03) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать у дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать доброжелательно и искренне; продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать умение обоснованно делать выбор в пользу добра. | Диск с видеофильмом «Рождественская история», лист для игры «Кто кем будет?», мяч, презентация «Ручеек, заваленный камнями», фланелеграф или магнитная доска, ТСО. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.87 |
АПРЕЛЬ | «Жадность и щедрость» (03.04 – 7.04) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить дошкольников с ценностью щедрости и понятием «жадность»; формировать опыт принятия решения в соответствии с внутренним голосом и общепринятыми нормами морали и этики; прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми; развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок о жадности – щедрости. | Рисунок Самоделкина на ракете, мяч, предметные и сюжетные картинки по теме «Щедрость природы», цветные карандаши, листы бумаги. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.103 |
АПРЕЛЬ | «Нарочно и нечаянно» (10.04 – 14.04) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Раскрыть понятия «нарочно», «нечаянно»; развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, учитывая интересы партнёров; создать положительный опыт в стремлении совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми; способствовать развитию воображения. | Игрушка для игры «Разведчики» | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.119 |
«Справедливость» (17.04 – 21.04) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; воспитывать такие качества, как честность и справедливость. | Кукла Буратино, демонстрационный материал из серии «Беседы по картинкам «В мире мудрых пословиц». | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.131 |
«Пасха» (24.04 – 28.04) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Дать детям первоначальные представления о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей; воспитывать чувство приобщённости к духовным традициям своего народа. | Иллюстрации, призентация о Пасхе, картонные силуэты яиц для аппликации, мелкие детали, клей – карандаш, салфетки, сказка «Как мы встречаем Пасху», картинка «Мы печём пироги», деревянные яички, конфетки для игр. | Папка, занятие № 29 |
МАЙ | «Хвастовство» (02.05 – 05.05) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить детей с понятием «хвастовство», подвести к заключению, что хвастаться нехорошо; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. | Листы с изображением профиля головы ребёнка или его силуэта, карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.137 |
«Послушание» (08.05 – 12.05) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как возможность избежать многих неприятностей и несчастий; развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев. | Презентация «Путешествие по сказкам», счётные палочки, листы с заданиями, карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.143 |
«Ангелы» (15.05 – 19.05) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать умение обоснованно делать выбор в пользу добра. | Доска для лепки, пластилин, иллюстрации с изображением Ангела, Хрестоматия 4. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. |