СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План кружка "Студии "Образ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно – тематический план

театра-студии «Образ»

 

 

Содержание

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

-

1

Риторика

2

Риторика как наука и искусство

1

1

2

3

Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой жанр и риторический жанр.

1

2

3

4

Язык, речь, речевая деятельность

1

3

4

5

Текст как результат речевой деятельности

2

2

4

Ораторское искусство

6

Оратор и аудитория.

1

4

5

7

Публичное выступление

2

4

6

8

Дискуссия

2

3

5

Театральное искусство

9

Знакомство со сценарием, коллективное чтение и обсуждение

1

-

1

10

Распределение ролей к спектаклю

1

-

1

11

Репетиции спектакля

-

14

14

12

Подбор костюмов, музыкального оформления, декораций

-

2

2

13

Подготовка к внутришкольным праздникам и участие в них:

День Знаний

Фестиваль молодёжи Новый год 8 Марта Выступление в ДДТ 9 Мая Последний звонок

 

-

16

16

Этика и этикет

14

Беседы о родном крае,о ветеранах ВОВ, о тружениках тыла с. Суды

4

1

5

15

Традиции в коллективе: поздравления  студийцев с днём рождения

-

3

3

 

Итого:

17

55

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

 

Тема 1. Вводное занятие. План, корректировка работы на предстоящий год. Требования техники безопасности на занятиях.

 

Риторика

 

Тема 2 и 3. Риторика как наука и искусство

Риторика как наука об искусстве публичного выступления. Публичное выступление как официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Эффективность устной речи по сравнению с письменной.

История риторики. Риторика в Древней Греции и Риме. Риторика в средние века. Риторика нового времени. Исчезновение риторики в 19-м веке. Возрождение риторики в ХХ веке.

Риторика как раздел науки о речевом воздействии. Причины возникновения науки о речевом воздействии в ХХ веке: социально-политические, психологические, коммуникативные, экономические.

.

Тема 4.  Язык, речь, речевая деятельность

Понятие о языке и речи. Культура речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Техника звучащей речи

 

Тема 5. Текст как результат речевой деятельности             

Понятие о тексте. Типы текста (описание, повествование, рассуждение). Композиция текста. Стили текста (художественный, научный, официально-деловой, публицистический).

 

Ораторское искусство

 

Тема 6. Оратор и аудитория

Первое впечатление. Структура выступления. Обратная связь выступающего и слушающих. Жесты. Мимика. Поза. Борьба с комплексом неполноценности и преодоление страха перед публичными выступлениями.

 

Тема 7-8. Публичное выступление

Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец.

Подготовка к публичному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение содержания будущего выступления. Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления. Место важной информации. Подготовка конспекта выступления. Как пользоваться конспектом. Выработка уверенности в себе. Репетиция выступления. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Вступление, его виды и функции. Приемы захвата внимания аудитории. Поведение оратора в аудитории. Восприятие оратора аудиторией. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Манера выступления. Расположение в аудитории. Движение. Взгляд. Позы и жесты. Громкость, темп, интонация. Индивидуальность оратора. Приемы борьбы с волнением. Реакция оратора на помехи в ходе выступления. Неполадки в деятельности оратора.

Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей. «Чтение» оратором аудитории. Периоды внимания. Приемы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Соблюдение регламента.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок. Как не надо заканчивать выступление. Ответы на вопросы аудитории. Дискуссия как вид спора. Этапы подготовки и проведения дискуссии. Правила ведения спора. Анализ дискуссии.

 

Театральное искусство

 

Темы 10-12. Развитие игрового поведения ученика, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Развивающие театральные игры, этюды, драматургия. Сценическое движение. Постановка голоса, пантомима. Монологи и диалоги. Создание костюма. Эстетическое оформление сцены. Активное участие в общешкольных и классных мероприятиях.

 

                                                          Этика и этикет

Тема 15-16. Осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни на примере самоотверженного труда и подвига старшего поколения в наше время и в годы Великой Отечественной войны. Воспитание в детях чувства патриотизма. Обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей.

 

 

Методическое обеспечение:

 

Необходимая литература (дидактический и лекционный материалы, тематика практических занятий на кружке) Методические разработки в соответствии с заданной программой Классное помещение для занятий и репетиций спектакля Музыкальная аппаратура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Направленность ДОП

       Личность современного ребенка складывается в атмосфере бурно развивающегося общества, новых технологий, требующих от подрастающего поколения быстрой адаптации к изменившимся ситуациям, активной жизненной позиции, умения жить в социуме. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения, поэтому данная программа направлена на создание условий для творческой деятельности школьников, для становления их личности.

  

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;

       Ведение кружка “Образ” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

       Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

       С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.

        Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

        Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего: 72 часа). Программа рассчитана на 1 год обучения детей среднего школьного возраста, предполагает формы групповой и индивидуальной работы. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

       Цели программы направлены на развитие творческих способностей детей в области театра и смежных с ним видов искусства (танец, риторика, фольклор), на работу по устранению психофизических недостатков и зажимов, элементарного знания в выбранной сфере деятельности, их профессионального самоопределения, умение  красиво и выразительно говорить.

 

       Задачи:

- научить двигаться по сцене, «не бояться сцены»;

- поставить художественный голос; дать понятие логики речи;

- научить эмоциональной мимикрии, артикуляции

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

   В результате работы по данной программе предполагается развитие у ребёнка позитивной Я-концепции, а также формирование следующих способностей:

Умение делать выбор в жизненных ситуациях с позиций нравственно-этических норм; Точно излагать свои мысли, грамотно и выразительно строить свою речь, владеть своим голосом и говорить уверенно, интересно, увлекательно.  Успешней, эффективней общаться, управлять своим голосом, исправлять мелкие дефекты речи. Овладение основами ораторского искусства, обретение выразительной речи,  уверенности в общении. Он сможет говорить на любые темы и «не полезет за словом в карман». Достигнуть состояния актёрской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки.   Научиться двигаться по сцене, «не бояться сцены». Знать основы сценического искусства.

Успехи школьников можно будет проследить в процессе занятий в творческих мастерских, в мини-конкурсах, в дискуссиях, постановочных и репетиционных работах, а также в учебной деятельности, в активном участии во всех школьных мероприятиях (концертах, праздников и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Для учащихся:

 

1. Школьная риторика: Учебное пособие: 5 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.

    1996 - 2004. (1-е и 2-е перераб. изд.) .

2. Школьная риторика: Учебное пособие: 6 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.,

    1997 - 2004. (1-е и 2-е перераб. и доп. изд.)

3. Школьная риторика: Учебное пособие: 7 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.,

     1998 - 2004. (1-е и 2-е перераб. и доп. изд.)

4. Школьная риторика: Методические рекомендации к учебным пособиям 5, 6, 7 классов / Под ред.  

     Т.А. Ладыженской. - М., 1996, 1997, 1998 -2004.

5. Риторика: 8, 9 классы: Учебные пособия / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1998 - 2004. (1-е и 2- е перераб. и доп).

 

Для педагога:

 

1. Аннушкин В.И. Риторика : сб. программ. – М., 2001;

2. Программы по риторике и русской речи. – Пермь, 1995;

3. Риторика : сб. метод. материалов. – Барнаул, 2001;

4. Теория аргументации и риторика: метод. материалы к курсам. – Барнаул, 1998;

5.  Матвеева Т.В. Программа курса «Риторика». – Барнаул, 2002 и др

6.Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.

7.Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М.,1992.–

    С. 63–71

 8.Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

9. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М: ВЦХТ,1998.

10. Князьков А.А.Техника речи и постановка голоса: Методические разработки-М.,1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

 

 

 

 

Утверждена                                                                                            Утверждаю:

педагогическим советом  ДОД                                                            директор МОУ детского

№…… «….»…………..2012г.                                                               творчества

                                                                                                              ..………..Е.И. Сивковская 

                                                                                                               «….»…………..2012г.

 

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 

 

 

«Образ»

 

Срок реализации: 1 год.

Возраст детей: 10-16 лет.

 

 

Педагог: Крук Людмила Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

с. Суда

 2012 год

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!