СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План организации жизни и воспитания детей. Тема недели: «Абакан родной, моя столица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План организации жизни и воспитания детей на неделю.

Просмотр содержимого документа
«План организации жизни и воспитания детей. Тема недели: «Абакан родной, моя столица».»

Ежедневный план работы воспитателя в группе в соответствии с ФГОС ДО

Тема: «Абакан родной, моя столица».

Итоговое событие: Фотовыставка «Я люблю Абакан»

Люблю тебя, мой Абакан родной... (Степанова Ксения)

Люблю тебя, мой Абакан родной,

Ты в зелени дерев, красивый и привольный.

Как хочется сберечь мне твой покой,

Плывущий ясным звоном колокольным!

Твой гордый герб в себе соединил

Цветение холмов, прохладу Абакана,

Величие курганов, степи ширь...

Дата

23.10.17

24.10.17

25.10.17

26.10.17

27.10.17

Дни недели

Распорядок дня

Понедельник

Вторник


Среда


Четверг


Пятница


«Здравствуйте дети».

Беседы индивидуальные.

Групповое общение.

Игры.

ЧХЛ.

Труд.

Приём детей в группе.

Индивидуальные беседы что интересного произошло с ребенком в выходные дни.

Групповое общение.

Беседа на тему

«Город, в котором мы живем»

Цель: Углублять и расширять представления детей о родине, области, городе.

Игровая деятельность:

Д/и «Картинки из счетных палочек» (работа с карточками)

Труд: дежурство по столовой. Закреплять умение детей сервировать стол.

Самостоятельная деятельность детей.

Пазлы, Лего.

ЧХЛ

Стихотворение М. Бродникова «Абакан»

Прием детей в группе

Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, погодные изменения.

Групповое общение

Беседа: «Что интересного есть в нашем городе?»

Цель: продолжать знакомить с городом Абакан, его достопримечательностями.

Труд: предложить детям протереть крупные листья комнатных растений (для чего это необходимо).

Игровая деятельность:

Д/и «Что изменилось?», «Что пропало?»

Самостоятельная деятельность:

Игры в активных центрах.

ЧХЛ

«Легенда об Абакане»

М. Антошин

Прием детей в группе

Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, погодные изменения. Групповое общение

Беседа: «По какому адресу живешь».

Цель: Закрепить умение называть свой адрес, развивать связную речь через полные ответы.

Индивидуальная работа:

Д/и «Четвертый лишний», «Для чего эти инструменты?»

Игровая деятельность: (мелкий конструктор)

Предложить детям построить из настольного конструктора улицы, обыгрывать их.

Самостоятельная деятельность:

«Наведем порядок на полках с игрушками»

ЧХЛ

Стихотворение ШерендякА. «Абакану с любовью»

Приём детей в группе

Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, погодные изменения.

Групповое общение:

Беседа: «Для чего высаживают в городе деревья и кустарники?» Цель: закреплять знания о деревьях и кустарниках, названия, какую пользу приносят. Рассматривание картинки «Абакан»

Цель: Дать детям представление о городе.

Самостоятельная деятельность: настольно-печатные игры: «Лото», «Домино».

ЧХЛ

Карамашев М.

«Абахан» (миф)

Приём детей в группе

Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, погодные изменения.

Групповое общение

Беседа: «Дом, в котором я живу»

Цель: Расширеть представления о семье.

Д/и «Свой, чужой, знакомый».

Цель: Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

Труд в уголке природы: полив комнатных растений.

Самостоятельная деятельность: предложить детям подобрать игрушки, обустраивать место.

ЧХЛ

Стихотворение Т. Трофимец «Абакан»

Утренняя гимнастика

Комплекс утренней гимнастики № 4 -«разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»-укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Артикуляционная гимнастика :«Язычок делает гимнастику »- развитие артикуляционного аппарата.

Гигиенические процедуры

Воспитываем навыки самообслуживания.

Тщательно мыть руки до локтей. Вытирать насухо своим полотенцем. Вешать полотенце на свое место.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Закреплять культурно-гигиенические навыки, учить детей есть аккуратно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом.

ООД со специалистами.




Физическое развитие (по плану физ. инструктора)

Английский язык (по плану доп.педагога)

Музыкальное развитие(по плану музыкального руководителя)

Физическое развитие (по плану физ. инструктора)

ООД

Познавательная деятельность ФЦКМ

Тема: «История моего города».

Продуктивная деятельность (рисование)

Тема: «Вот эта улица, вот этот дом»

Развитие речи

Тема: «Мой город – моя малая родина».

Продуктивная деятельность (лепка)

Тема: герб города-Абакана (техника пластинография)

Физическое развитие

(на улице)

Занятие № 17

ФЭМП Занятие 8

"Число и цифра 7"

Развитие речи (ЗКР)

Тема: «Лексико - грамматические упражнения «Крылатый, мохнатый да масляный»

Познавательная деятельность ФЦКМ (природное окружение)

Тема: "Для чего нужна Красная книга"

Продуктивная деятельность (конструирование)

Тема: "Машины нашего города"

«Вместе на природу»

Наблюдение за рябиной.

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Наблюдение за распространением семян и плодов.

Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики).

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

Цель: предложить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

3.Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Кто дальше?».

4.Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки прыжков на одной (правой, левой) ноге.


Наблюдение за небом.

Цель: Выяснить причину быстрого движения туч.

Трудовая деятельность

Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме.

Подвижная игра

«Светофор».

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну

Наблюдение за самосвалом.

Цели: формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Трудовая деятельность

Сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Цели: воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.

Подвижная игра

«Ловишки с приседаниями».

Индивидуальная работа

Бег, прыжки.

Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве,в прыжках (подскок на двух ногах).

Наблюдение за травянистыми растениями,

их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

Исследовательская деятельность

Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку.

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: формировать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры «Северные олени».

«Лиса мышкует».

Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Наблюдение за сосной, рассматривание.

Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Цели: приучать работать в коллективе.

Подвижная игра

«Лесные тропинки».

Цель: разнообразить движения в зависимости от условий.

Индивидуальная работа

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение

Гигиенические процедуры

Закреплять культурно-гигиенические умения: намыливать руки до образования пены; тщательного смывания пены, мыть лицо, насухо вытирать руки, пользования  своим  полотенцем, вешать полотенце на свое место.

Подготовка к обеду, обед

«Дежурство по столовой». Цель: закреплять умения детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол.

Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение сервировать стол к полднику, действовать аккуратно.

«Просыпаемся, пробуждаемся»

Подъём. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Гимнастика пробуждения: Комплекс №4.

Босохождение. Дорожка здоровья. - укрепление здоровья детей. Профилактика плоскостопия.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик».

Полдник

Совершенствовать умение сидеть ровно за столом. Побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приёма пищи.

ООД со специалистами

Музыкальное развитие(по плану музыкального руководителя)

Хореография (по плану хореографа)

ИЗО «Разноцветная планета» (по плану художественного руководителя)

Английский язык

«Маленький йога» (по плану физ.инструктора)


Хореография(по плану хореографа)

«Маленький йога» (по плану физ.инструктора)

Кружковая деятельность



«Обучай-ка»

«Магия оригами»


Игры сюжетно ролевые, театрализованные,

Дидактические, труд. ЧХЛ

СРИ: «Строители»

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх профессии, ближайшего окружения.

Д/и «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов?», «Опиши свой дом»- развивать умение детей строить монолог.

ЧХЛ: «Адычах и Кечох»

Хакасская сказка

Беседа о прочитанном

СРИ «Строительство», сюжет- шофер, грузчик

Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Д/и "Закончи предложение"

Лего (крупный и мелкий)

ЧХЛ: «Волшебный чатхан»

Хакасская сказка

Беседа о прочитанном

СРИ «Строительство», сюжет- каменщик.

Цель: закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Д/и «Что слышно?»- развитие слухового внимания.

ЧХЛ: Легенда о Медведе

Беседа о прочитанном

СРИ «Строим дом»

Цель: побуждать детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей.

Д/и Кубики «Сложи узор», «Волшебная веревочка»

Общение и деятельность по интересам

ЧХЛ: «Лисица и колонки»

Хакасская сказка

Беседа о прочитанном

СРИ: По желанию детей, продолжать, развивать умение детей создавать игровую обстановку, развивать ролевой диалог.

Просмотр мультимедийного фильма о своем городе.

Цель: Закреплять знания детей о городе Абакан и его достопримечательностей.

ЧХЛ: «Ленивый мальчик и синичка»

Хакасская сказка

Беседа о прочитанном


Ужин.

Закреплять умение мыть кисти рук. Совершенствовать умение есть ложкой, пить из бокала. Совершенствовать приобретенные умения (есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.). Умение вежливо отвечать на пожелание Приятного аппетита, говорить «Спасибо» после того, как встал из-за стола.

Подготовка к прогулке, прогулка игры самостоятельная деятельность детей.

Ситуативный разговор о дружбе. Объяснить детям, что не нужно ссориться из-за игрушек, нельзя драться и кусаться, а нужно играть дружно, делиться игрушками.

Самостоятельная игровая деятельность - создать условия для самостоятельной организовыванной игры, находить себе занятия по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.



«Самостоятельная деятельность детей – формировать умение находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций

Наблюдение за небом.

Ситуативный разговор: «Как вести себя во время разговора» -познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги, альбомов)

Самостоятельная игровая деятельность - создать условия для положительного эмоционального настроя от совместной деятельности.

Дидактическая игра «Определи соседнюю» - Закреплять умение сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними.

Самостоятельная художественная деятельность – побуждать детей рисовать по желанию разными материалами.

Игры со строительным материалом - умение использовать освоенные ранее навыки конструирования. Формировать навыки коллективной работы, учить объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.


Самостоятельно-игровая деятельность детей в центрах- побуждать детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оценивать соответствие действий игроков правилам игры.

Пальчиковая гимнастика: «Прятки»- Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений, учить сгибать и разгибать ритмично пальцы обеих рук.

Организация предметно-пространственной среды для поддержки детской инициативы

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания по тематике данной недели.

Центр сюжетно – ролевых игр: Внесение и дополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки и аппликации, трафареты, бросовый материал.

Поддержка индивидуальности ребёнка.

Индивидуальная работа по развитию речи.

«Продолжи рассказ..»- продолжать формировать умение детей составлять рассказ с опорой на схему.

(Вероника, Полина С., Соня К.)

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики

«Вырезаем из бумаги машинки»

(Артем, Ваня, Никита, Артур)

Индивидуальная работа игры на развитие памяти «Послушай, запомни, повтори»

(Соня П., Василиса, Кристина, Настя)


Индивидуальная работа по ФЭМП

«Нарисуй по клеточкам»

(Соня М., Элина, Данил, Нина)


Индивидуальная работа по развитию речи

«Опиши, я угадаю»

(Егор, Арина, Полин П., Милена)

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по интересующим вопросам.

Помощь в подготовке фотовыставки "Я люблю Абакан"


Легенда об Абакане

Максим Антошин

По мотивам хакасских сказок и легенд
 
Давным-давно, когда на просторах хакасских степей ещё не было больших полноводных рек, жили в одном аале два друга, два отважных богатыря-охотника Агбай и Пачанах. Оба они были молодыми красивыми и сильными. Никто в округе не мог сравниться с ними ни в силе, ни в ловкости, ни в выносливости. Любая девушка сочла бы за счастье выйти замуж за любого из них.
Нередко соревновались юноши друг с другом в стрельбе из лука, скачках на лошадях, борьбе, но это не мешало их дружбе, а, наоборот, делало её ещё более крепкой.
Встретили они однажды в лесу девушку из другого аала по имени Сирбек. Неземной красоты была Сирбек. Люди знали её как трудолюбивую, скромную и добрую. Многие парни из аала заглядывались на неё.
С первого же взгляда полюбили друг друга Агбай и Сирбек.
А Пачанах, узнав об их взаимном чувстве, поступил как настоящий друг — отошёл в сторону. Не стал вмешиваться в их отношения, хотя Сирбек тоже очень понравилась ему.
В ту пору живущий за горой старый злой колдун Хапчыгас решил заполучить юную Сирбек себе в жёны.
Пришёл он однажды к бедным родителям девушки и пообещал им большое богатство, если они отдадут Сирбек ему в жёны.
— Если согласитесь, всю жизнь ни в чём нужды знать не будете! — сказал он родителям Сирбек.
— Да как же это можно? — ответил ему отец девушки. — Ты уже стар, а она ещё молода, у неё вся жизнь впереди.
— Если не согласитесь, проведёте остаток жизни в нищете! Уж я-то об этом позабочусь! А на дочь вашу порчу наведу. Станет она ужасной уродиной!
Ничего не поделаешь. Огромной силой обладал тот колдун. Испугались старые родители Сирбек его угроз и дали, скрепя сердце, своё согласие на брак дочери с колдуном.
Вернулась Сирбек из лесу, а отец ей и говорит:
— Дорогая, дочка, пришла пора тебе замуж выходить. И жених нашелся знатный, богатый.
— Кто же он? — спрашивает девушка.
— Колдун Хапчыгас.
Заплакала Сирбек. Не хотела она противиться родительской воле, но слишком сильна была её любовь к отважному Агбаю. Рассказала она тогда родителям о своей любви к прекрасному охотнику.
Прониклись родители её словами и решили всё-таки отказать колдуну.
А Хапчыгас не заставил себя долго ждать и вновь явился к родителям Сирбек.
— Ну, когда свадьбу праздновать будем? — спросил он.
— Не будет свадьбы, — ответил ему отец Сирбек. — Сердце нашей дочери принадлежит другому.
— Это кому же?!! — разозлился колдун.
Ничего не ответили родители Сирбек колдуну.
— Ну, смотрите, вы ещё пожалеете! — в ярости крикнул Хапчыгас и удалился.
А через некоторое время, пустил он в ход свои колдовские силы и узнал имя возлюбленного Сирбек.
«Агбай! Так я и знал, — думал со злобой Хапчыгас. — Но я своё всё равно возьму!»
Решил тогда колдун пойти на хитрость. Как-то подкараулил он Агбая в лесу одного и, используя свои колдовские силы, превратил юношу в медведя. А потом пошёл в аал, в котором жил Агбай, украл большую отару овец и спрятал её в пещере под горой.
Обнаружили люди пропажу скота, пришли к Хапчыгасу. «Куда делся наш скот?» — спрашивают.
— Появился в окрестностях вашего аала медведь, — ответил людям колдун. — Огромный, сильный, умный. Он и украл ваш скот. Истребить его нужно. А если не истребите, глядишь, и до людей дело дойдёт.
Стали тогда жители аала искать отважных друзей-охотников Агбая и Пачанаха, чтобы избавили они их от медведя. Нашли только Пачанаха стали искать Агбая, но Пачанах попросил не беспокоить друга и сказал, что один справится с медведем.
Три дня выслеживал храбрый Пачанах медведя и на четвёртый выследил рядом с аалом, в котором Сирбек жила.
Меткой рукой выпустил Пачанах стрелу, пронзившую самое сердце медведя. Бросился тогда раненый медведь  убегать, а Пачанах за ним погнался.
Долго гнался охотник за медведем. Но в какой-то момент оставили силы медведя. Видно устало его раненое сердце. Остановился он, вырывал стрелу Пачанаха из груди, и хлынула из его сердца струя алой крови.
Тем временем подоспел отважный охотник. Просмотрел он в глаза медведю и признал в нём своего друга Агбая. И тут же, прямо на его глазах превратился медведь в огромную гору, а кровь, бьющая из его сердца — в поток воды льющийся из недр этой горы.
Пробил этот поток себе путь среди лесов и гор и стал полноводной рекой.
На хакасском языке слово «аба» означает «медведь», а слово «кан» или «хан» — кровь. Называние реки Абакан — значит «медвежья кровь».
Вернулся Пачанах в свой аал и рассказал людям, как убил лучшего друга, превращенного в медведя. Дошла весть об этом и Сирбек. Долго и безутешно оплакивала она возлюбленного. Не вынесла она расставания с любимым и бросилась в воды реки. Так они и соединились после смерти.
А что же колдун Хапчыгас? Узнали люди о его злодействе и изгнали с позором его из этих мест.
Рссвирепел тогда колдун. Стал с помощью магического обряда призывать громы и молнии на аал. Но из сгустившихся туч ударила яркая молния и превратила злого колдуна в пепел.
Тысячи лет течёт река Абакан по хакасским степям. Тысячи лет на её берегах живут люди. Река даёт им пищу и воду. Многие помнят старую легенду о прекрасной девушке Сирбек, отважном юноше Агбае и злом колдуне Хапчыгасе.
А у слияния рек Абакан и Енисей вырос город, получивший название по имени реки, на которой он стоит - Абакан.



Адычах и Кечох

Хакасская сказка

Жили два парня. Были они большими друзьями. Одного звали Адычах, другого - Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде.

- Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь,- говорил Адычах.

Кечох молча выслушал своего друга и хорошо запомнил его слова.

Как-то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Адычах мигом оказался на дереве. Кечох упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу - мертвых медведи не трогают. Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дерева и спросил у товарища:

- Что тебе медведь говорил?

- Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе думает...

С тех пор появилась у хакасов пословица: «Без беды друга не узнаешь».


Волшебный чатхан

Хакасская сказка

Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чат-хан. Много скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы, и совсем нет радостей.

Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать музыку пастухи. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали крылья в полете, звери останавливали свой бег. Очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи слушали волшебную музыку табуны коней. Легкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались. Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана.

Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали одноглазые разбойники. Они пришли из-за гор, убили старика, унесли музыкальный ящик, угнали скот бедняков. Только ханские стада остались в степи.

Был у старика внук. Рос он не по дням, а по часам. Когда подрос, сказал матери:

- Сделайте мне лук и стрелы.

Мать сделала ему лук из табылки, нарезала из тальника стрелы. Хорошим стрелком стал внук Чатха-на. Направо пустит стрелу - тридцать птиц падает, налево пустит - сорок птиц убивает. Мать строго-настрого запретила сыну ходить за большую гору. А мальчику любопытно, что же там есть, за высокой горой. Однажды он поднялся на вершину и увидел возле

пещеры большой дом без окон. Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной людские голоса, как пчелы, жужжали. Один говорил:

- Еда кончилась... Другой добавил:

- Нужно яловую кобылицу вызвать. Третий предложил:

- Хорошо бы яловую корову и яловую овцу заколоть.

Вдруг в доме все притихло и послышалась чудесная музыка. Закачались леса, затрепетали на деревьях листья. Легко и весело стало кругом. Заржала кобылица, замычала корова, заблеяла овца. Они подбежали прямо к дому и остановились. Мальчик спрятался за большой камень и стал смотреть, что будет дальше.

Из дома вышли семь черных людей. На левой половине головы у них было по одному глазу. Вместо лиц был один огромный рот с двумя клыками. Они зарезали животных и стали носить в дом мясо.

Давно не ел мальчик домашних животных. Он протянул из-за камня стрелу и наколол наконечником конскую, коровью и овечью грудинки. Одноглазые разбойники ничего не заметили.

Мальчик притащил свою добычу матери. Сильно она обрадовалась, так как тоже давно не ела мяса. Скот ведь остался только у хана, а у пастухов ничего не было.

Но когда мать узнала, куда ходил сын и откуда достал грудинку, она опечалилась и сильно поругала его.

- Эти разбойники убили твоего деда. Я боюсь: не было бы новой беды. Зачем ты туда ходил?- сказала мать.

- Ничего не бойся,- ответил мальчик.

На другой день он взял лук и стрелы и снова отправился за гору.

Подкрался к дому и стал прислушиваться. В доме сильно спорили.

- Кто съел грудинку?- спрашивал один.

- Сам, наверное, и съел,- отвечал другой.

- Ни коровьей, ни бараньей грудинки не было, вы всё потихоньку съели,- говорил третий.

Спорили они, спорили и решили пересчитать кости. Посчитали - нет грудинок. Тогда один сказал:

- Все вы ничего не понимаете. Вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его,

Выбежали одноглазые из дома, спешат, толкаются. Были они почти совсем слепые. Взялись за руки и пошли с горы.

Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал ветки землею. После этого он взял инструмент деда и заиграл.

Одноглазые услышали и побежали обратно. Только кинулись к двери, как все провалились в яму. Мальчик всех их камнями побил, а яму закопал.

Взял он чудесный ящик и заиграл на нем. Открылась пещера, заржали кони, замычали коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним шли стада.

Мальчик играл на чудесном инструменте и пел им о злых ханах, о добрых и могучих богатырях.

С тех пор в народе волшебный ящик назвали чатхан в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи.





Ленивый мальчик и синичка

Хакасская сказка

Ленивый мальчик сидел на берегу реки.

Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.

- Ох, как жарко!- вздыхал мальчик.- Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..

Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.

- Искупайся, друг мой,- посоветовала она.- Ведь тебе никто и ничто не мешает.

- Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,- обиделся мальчик.- А если я утону?

- Держись за осоку, что растет на берегу,- сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже.- Вот за эту осоку.

- Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?

- Надень кожаные рукавицы,- продолжала советовать синичка.

- Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?

- Ты их на солнце высушишь.

- Я высушу, а они порвутся.

- Ну, если порвутся, ты их починишь,- не унималась синичка.

- Ты научишь...- обиделся мальчик.- Начну починять да уколю себе палец...

- А ты надень наперсток...

Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.

- Сейчас я тебя проучу...

Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.

Синичка улетела.

Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.

А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.






«Лисица и колонки»

На вершине высокой лиственницы жили колонки. Были у них маленькие дети. Повадилась ходить под лиственницу лиса. Придет и говорит:— Колонки, колонки, вот я пришла. Сбросьте мне одного детеныша.— Пошла прочь. Не дадим тебе наших детей, — отвечали колонки.— Не дадите? А я все равно возьму.— Где тебе нас на дереве достать!— А вот и достану, — сказала хитрая лиса, — разбегусь, прыгну на облака и оттуда на вас упаду. А уж тогда не только ваших детенышей, но и вас самих съем.Колонки испугались, поверили лисе и одного детеныша ей сбросили. Лиса подхватила его и в лес убежала. Сидят колонки на дереве, плачут.На другой день лиса вновь пришла. Опять требует:— Кидайте его быстрей, а то прыгну на луну, с луны к вам спущусь и всех вас съем.Пришлось глупым колонкам еще одного детеныша лисе отдать.Загрустили колонки, плачут. Прилетели журавли, сели на лиственницу, спрашивают:— Бы чего плачете?— Лиса повадилась к нам ходить. Пугает, детенышей наших уносит.— Как же вас лиса пугает?— На дерево грозится прыгнуть и всех нас съесть. Засмеялись журавли:— Никогда лиса на дерево не залезет. Да она выше березового пня и не прыгнет. А если еще будет вас пугать, вы ей скажите: «Ну-ка, прыгни» — и посмотрите, что получится.Журавли поднялись с дерева и низко полетели вдоль косогора. Колонки сидят, лису ждут. На другой день лиса прибежала, запыхалась, детеныша требует.— Кидайте его поскорей, а то мне сегодня некогда, — сказала лиса и облизнулась.Колонки сидят и молчат, на лису испуганно косятся.— Ну чего же вы? — торопит лиса… — А то вот прыгну на дерево — худо будет.Тогда колонок-отец набрался смелости и говорит:— Прыгни попробуй…Лиса от злости хвостом замахала, разбежалась, все силы напрягла, но выше березового пня не прыгнула… Упала и лежит.Колонки глядят на нее и смеются. Стыдно стало лисе, начала она вокруг дерева бегать. Долго ли, мало ли бегала, спрашивает колонков:— Кто вам сказал, что я лазить по деревьям не умею?— Журавли сказали.— А где они?— Вниз по косогору улетели.«Ну ладно же. Я с ними рассчитаюсь» , — подумала лиса и побежала журавлей искать. Долго ли, мало ли бежала, видит: низко летят журавли. Позади них закат полнеба захватил. Крикнула лиса: Оглянитесь, журавли, пожар! Бежим ко мне в нору спасаться.Лиса побежала. Журавли за ней полетели. Прилетели к норе. Стали спорить, кому вперед в нору лезть.— Лезьте вы, — сказала лиса, — а я у входа стоять буду; если большой пожар сюда дойдет, я вам крикну.Посовещались журавли и полезли в нору. Лиса тут же у входа села.— Ну-у… что вы сказали колонкам? — ехидно спросила лиса. — Что-то вы теперь скажете?Журавли говорят:— Чего уж теперь говорить. Виноваты. Ты хоть дай нам перед смертью на свет взглянуть, хотя бы из-под твоих ног.Лиса не выдержала, подняла одну ногу. Журавли собрались будто на свет глядеть, а сами как навалились на лису, столкнули ее и улетели. Два молоденьких журавля не успели улететь: лиса выход им загородила.— Вот я вам покажу свет, — сказала лиса.— Ты на нас не сердись. Хочешь, мы тебя на крыльях перенесем через море и ты всю стаю догонишь? — сказали молодые журавли.— Ладно, несите, — согласилась лиса.Оба журавля присели, соединили крылья между собой, лису на них посадили и полетели. Летели, летели, прилетели к морю. Наверху небо, внизу вода. Залетели журавли на середину моря. Над самым глубоким местом разлетелись в стороны. Лиса упала в море и утонула.








Стихотворения

Не скучай на Енисее! 
Зря на воду не глазей.
Принимай, полярный Север, 
Доброту твоих друзей (Н.Гордеев



(На фоне музыки звучат стихи К.Лисовского)

1 чтец.

Без тебя не найти мне покоя, 
Ты - любви моей первой сильней. 
Снова думаю, сердцем, строкою
Возвращаюсь к тебе, Енисей.

2 чтец.

Снова вижу и пену в порогах, 
И медлительных чаек полёт.
И зовёт меня снова в дорогу
Вечный голос твой, ветер широт.

3 чтец.

Ты, река, моей песни начало!
Часто-часто в таёжных краях
Ты меня, как ребёнка, качала
На крутых, беспокойных волнах.

4 чтец.

И тебя, чья волна поднебесью
Не уступит в своей синеве, 
В Заполярье зовут Ионесси, 
Улуг-Хем называют в Туве.

5 чтец.

Ты штурмуешь высокие скалы, 
Ты в работе с утра до утра.
Так, не зря навсегда от Байкала
Убежала к тебе Ангара.

6 чтец

Что Байкал? Только славное море.
А тебе – океаны сродни, 
А тебе – бушевать на просторе, 
Зажигать путеводно огни.

7 чтец

Знаю: в песни войдёт неприменно
Этот день недалёкий, когда
На плотину, седая от пены, 
И твоя устремится вода

8 чтец

У Шумихи, где кедры стеною
На хребтах поднялись до небес, 
Засияет вовсю над тайгою
И твоя, енисейская ГЭС. (рис. 3 )

9 чтец.

Засияет всё ярче, всё шире
Золотистым созвездьем огней 
Над бескрайним раздольем Сибири, 
Над тобой, мой родной Енисей!


Абакан

Над Саянами
Тучи лиловой грядой.
Белым стругом поземка
Фуганит сугробы.
На Тайшет,
На Калтас,
Минусинскою степью седой
Разбегаются рельсы,
Как звонкие стропы.
В синем небе вечернем
Ракетами краны торчат.
Экскаватор ковшом
Зачерпнул золотое созвездье,
И ...рассыпал на землю
Искристых огней листопад.
От шумливых перронов
До тихих предместий.
В рейс спешат поезда —
В темноту безымянных полей.
На щеках проводниц
Уплывает румянец заката.
И глядит тебе вслед
Сквозь ресницы ветвей
Неопавшие кисти ранета из сада.
До свиданья!
Как старому другу тебе,
Самый памятный, лучший
Из лучших подарков,
Город сотнями радуг
Ворвался в купе,
Синим солнцем электросварок



Малыш мечтает

Мальчишка дует губы,
Мальчик плачет.
Он чего-то любит,
Просит, не иначе.
Пойди узнай,
Не вымолвит и слова.
Ему подай,
Подай скворца живого.
Синицу в руки,
С неба журавля.
И ходит кругом
Слезная земля.
Он хочет сам
Держать в ручонках птицу,
Прижать к груди
И с ней в комочек слиться.
Малыш мечтает...
Ах, какой ты бука!
И мы толкаем
Непоседу в угол.





Золото и серебро лучей...

Золото и серебро лучей
Сыплет март, расщедрившись, горстями.
Теплыми омытые ветрами,
Высыпали почки тополей.
Хочется опять брести куда-то.
Хочется, не знаешь сам, чего:
Серебра ли первых ручейков
Или золотого листопада.



Мороз резвился по утрам...

Мороз резвился по утрам.
Все прятал под колючий иней.
Корежил на стволах кору,
На лицах высекал морщины.
А в полдень вдруг оторопел:

К беседке только прислонился
И не заметил, как капель
Слезой повисла на ресницах.






Хакасия – край мой, родные просторы!
Вы мне улыбаетесь морем огней.




Широкие степи, высокие горы


Навеки в душе сохранятся моей.
Мне слышится песня девчат круглолицых
На тучных полях, где работа кипит.
Та звонкая песня их, вольная птица,
Шахтеров в глубоком забое бодрит.

Михаил Кильчичаков



Т. Трофимец

Абакан

Город мой на широких ладонях степей.
Город мой, стал ты песней любимой моей.
В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан,
Город мой, мой родной Абакан.
Я иду, а веселые лица детей,
Как жарки, на широких твоих площадях.
Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян,
Все в тебе, мой родной Абакан.



Шестьдесят, срок у жизни не малый,
Отделяющий нас от войны.
Вспомним, друг, как на фронте, бывало, 
Мы мечтали о счастье страны.
И сражались за счастье народа,
И со смертью встречались в бою
Ради жизни других, их свободы
Жизнь войне отдавали свою.

Вспомним, друг, как к желанной победе
Шли, теряя друзей боевых,
Мы, солдаты, Отчизны, полпреды, 
Кому вышло остаться в живых.

Г. Сосылятин

Стихотворение М. Кильчичакова “Хара Хус”

Хакасы!
Вы жили под вечной угрозой.
Те страшные годы теперь все далече.
Свободно вздохнули вы -
С дружеской встречи
Хакасской черемухи
С русской березой. 
Как жил,
Как братался
С народом народ,
С небес наблюдал 
И орлиный мой род.

Во веки веков
Нерушим их союз!
Как много ты видел,
Старик Хара Хус!

М. Кильчичаков.

Вы лошадей купали в Улуг-Хели -
То Енисей нам славен и могуч.
И ваше племя, как и наше племя,
Лечил коня в Саянах теплый ключ.

Мы выросли, мы вырвались из мрака,
Мы в глубь земли пробились; и легло
На спину Улуг-Хема-аргамаса
Из платины и золота седло.

Пока стоят саянские вершины,
Пока сияет звездный ореол,
Бессмертно братство, дружба – нерушима,
Не так ли, старый друг, Саган-оол.