СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока по академическому вокалу в детской музыкальной школе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по академическому вокалу в детской музыкальной школе»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №1 г. Тайшета.
















Преподавателя

Попкович Оксаны Олеговны



«ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»































План-конспект
урока по специальности
«Вокальное исполнительство»/академический вокал
с учащимся 4 класса Бырдиным Марком

Тема урока: «Кантилена – как основа пения на дыхании»
Цель урока: Познакомиться с вокально-техническими терминами. Закрепление и проработка термина «кантилена» в разных жанрах вокальной музыки.
Задачи урока:
1.Обучающие:
-   обеспечить формирование у ребенка  знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дыхание – основа пения»;
- углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие :  создать условия  для развития у учащегося
-    певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;      
-   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы  психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
-   умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные  : создать условия для
-   воспитания сознательного подхода к обучению;
-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;
-  стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.  

Дата проведения: 18 октября 2017 года
Время проведения урока: 14.45-15.30
Место проведения: ДМШ № 1 г. Тайшета, каб. № 33
Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока : индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
-
наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало, кроссворд для выполнения домашнего задания.
Используемая нотная литература:
1.Г. Зейдлер «Вокализ № 9» (D-es dur)
2. «Серенада Трубадура» слова Ю. Энтин, музыка Г.гладков
3. «Тридцать три коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» слова Н.Олев, музыка М. Дунаевский


Ход  урока.

I. Приветствие.

Представление преподавателя: Попкович Оксана Олеговна (преподаватель по классу вокала) Стаж работы – 3 года.

Представление концертмейстера: Микушина Ирина Владимировна

Знакомство с учащимся.
Объявление темы, цели и задач урока.

II. Основная часть. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1.Выпонение упражнений для активизации речевого аппарата. Часто у вокалиста бывают проблемы с тем, чтобы найти место для распевания и подготовки вокального аппарата, нет инструмента для распевания. Я предлагаю упражнения, которые помогают мне и моим учащимся настроить свой инструмент:

  • Активизация зевка, купола, искуственно вызывая зевоту. Повторять несколько раз в течении минуты.

  • Упражнение для дыхания «Собачка». Работаем с дыханием, немного вытащив язык и делаем быстрые вдохи вниз диафрагмы, при этом руки ставим вниз ребер, контролируем процесс. После упражнения предлагаем попить чистой воды комнатной температуры, так как можно испытать неприятное ощущения сухости в горле.

  • Упражнение «трубочка». Язык формируем трубочкой, выполняем движение вперед-назад

  • Покусывание языка от корня до кончика

  • Чередование команды улыбка-трубочка

  • Пятачок. Вытянуть губы вперед, затем перемещать их вправо-влево, выполнять также круговые движения.

  • Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно, с силой «приклеивая» язык к небу (следить , чтобы губы были в широкой улыбке, подбородок оставался спокойным, не «скакал»)

  • Вращение языка круговыми движениями по зубам в одну и в другую сторону

2. Распевание. Рассказ учащегося что такое «певческая установка»
 Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, пропевание скороговорки на примарном тоне, удобном для ребенка с различным эмоциональным откликом (радость, грусть, гнев, безразличие) Подвести учащегося к постепенному осмыслению  своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

  3. Работа   над  исполнением вокализа( Г.Зейдлер «Вокализ №9»).

Предложить учащемуся после первого исполнения выбрать карточку с наиболее подходящим термином техники исполнения этого произведения.

Продолжение работы над задачами, а именно: добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), точности в ритмических аспектах, напомнить, что вокализ отличается ровностью и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.



4.Работа над исполнением произведения Г. Гладкова «Серенада Трубадура».

Предложить для просмотра и прослушивания фрагмент из мультфильма «По Следам Бременских Музыкантов» в исполнении знаменитого певца Муслима Магомаева. Дать учащемуся насладиться качественным вокальным звучанием голоса мэтра, отдохнуть и настроиться на работу. Обратить внимание на образ данного произведения.

Задачи работы  над  серенадой: отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения.

Используя образное мышление, воображение учащегося, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет ученика к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

   5. Работа над исполнением произведения М. Дунаевского «33 коровы»

Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащегося к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, заключенное в теме урока. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата.

Важно! При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные, независимо от послогового построения слова, переносятся к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

IIIЗаключительная часть
1. Закрепление нового материала.
2. Формирование домашнего задания.
3. Декламация трактата о пении (XVI в. архимандрит Матфей)