Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению самостоятельных работ
учебной дисциплины
ОД.12 «Информатика и ИКТ»
Методические указания к выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ» для обучающихся по специальностям начального профессионального образования (далее – НПО) профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке.
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Организация – разработчик: СПб ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Разработчики:
___________________ / А.А. Тимошенко /
___________________ / _____________ /
Рецензент:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено и одобрено
на заседании методической комиссии
Протокол №___ от «___»______20_____
Председатель _________ / ___________/
Содержание
Пояснительная записка 4
Перечень самостоятельных работ 5
1. Критерии оценки самостоятельных работ 6
2 Критерии оценки сообщения, доклада, реферата 6
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 1 8
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 2 8
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 3 9
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 4 Работа с текстом и его форматирование. 10
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 5 Создайте презентацию с заданными параметрами 11
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 6 Решение задач с использованием Excel 11
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 7 12
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 8 13
Пояснительная записка Методические указания к выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ» для обучающихся по профессиям 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке.
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Введение в практику учебных программ и модулей с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.
В соответствии с ФГОС НПО по профессиям 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке в учебный процесс введена дисциплина «Информатика и ИКТ». Данная дисциплина состоит из шести разделов: раздел 1 "Информационная деятельность человека ", раздел 2 " Информация и информационные процессы ", раздел 3 " Средства информационных и коммуникационных технологий ", раздел 4 " Технологии создания и преобразования информационных объектов ", раздел 5 " Технологии работы с информационными структурами - электронными таблицами и базами данных", раздел 6 " Телекоммуникационные технологии" позволяющих сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом, и составляет 50% от общего объема часов.
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа рассчитана на 58 часов.
Перечень самостоятельных работ
Наименование тем | Перечень самостоятельных работ | Объем часов | Задание |
Тема 1. Информационная деятельность человека | Самостоятельная работа № 1 Подготовить доклад на одной печатной странице. | 5 | Приложение 1 |
Тема 2. Информация и информационные процессы | Самостоятельная работа № 2. Составить программу на языке Pascal. | 10 | Приложение 2 |
Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | Самостоятельная работа № 3 Основные операции ОС Windows | 5 | Приложение 3 |
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | Самостоятельная работа № 4 Работа с текстом и его форматирование. Самостоятельная работа № 5 Создание презентацию с заданными параметрами | 6 6 | Приложение 4. Приложение 5. Создайте презентацию с заданными параметрами по предложенным темам |
Тема 5. Технологии работы с информационными структурами - электронными таблицами и базами данных | Самостоятельная работа № 6 Решение задач с использованием Excel . Самостоятельная работа № 7 Создание БД | 7 7 | Приложение 6. Решение задач с использованием электронных таблиц Приложение 7. Работа с базой данных. |
Тема 6. Телекоммуникационные технологии | Самостоятельная работа № 8. Создание Web-страницы | 12 | Приложение 8. Работа по созданию Web-страницы. |
1. Критерии оценки самостоятельных работ
За выполнение самостоятельной работы студенту выставляется балл по критериям, представленным в таблице 1.
Таблица 1– Критерии оценки самостоятельной работы обучающегося
№ п/п | Оцениваемые навыки | Метод оценки | Критерии оценки |
5 | 4 | 3 |
1. | Отношение к работе | Фиксирование срока сдачи работы | Работа сдана в требуемые сроки | Работа сдана с задержкой на 1-2 недели | Работа сдана с задержкой на 3-4 недели |
2. | Способность самостоятельно выполнять работу | Просмотр файла в личной папке студента | Полное выполнение работы, отсутствие ошибок | Допускает одну ошибку (неточность) при выполнении работы | Допускает две, три ошибки при выполнении работы |
3. | Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной лексикой | Собеседование (защита) при сдаче работы | Грамотно отвечает на поставленные вопросы | Допускает незначительные ошибки в изложении алгоритма задания | Допускает ошибки в изложении алгоритма задания. Имеет ограниченный словарный запас |
2 Критерии оценки сообщения, доклада, реферата К общим критериям можно отнести:
соответствие реферата теме.
глубина и полнота раскрытия темы.
адекватность передачи первоисточника.
логичность, связность.
доказательность.
структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).
оформление (наличие оглавления , списка литературы, культура цитирования, сноски и т.д.).
языковая правильность.
Критерии оценки разделов основной части:
структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;
проблемность и разносторонность в изложении материала;
выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Выступление оценивается на основе критериев:
соблюдение структуры выступления;
соблюдение регламента;
умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;
адекватность языка, стиля и темпа;
уверенность и убедительность манеры изложения;
четкость и точность ответов на вопросы;
качество презентации.
Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если студент выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится минимальный балл; 80-90% — средний балл; 90-100% — максимальный балл.
3. Самостоятельные работы
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 1
Подготовьте доклад на одной печатной странице.
1. Найдите в Интернете материалы на тему «Глобальная сеть Интернет», используя любую поисковую систему.
2. Найдите в Интернете информацию об «Умном доме» и подготовьте сообщение на эту тему.
2. Решить задачи.
А) Флеш-память имеет объем 1,2 Гб. Сколько книг можно записать на съемный носитель (каждый символ кодируется двумя байтами), если каждая книга состоит из 300 страниц, на каждой странице расположено 100 строк, в каждой строке — 100 символов?
Какой высоты в метрах (целое число) будет стопка книг, если каждая книга имеет толщину 2 см и все книги сложены друг на друга? (Принять 1 Кб = 1 000 байт, 1 Мб = 1 000 Кбайт, 1 Гб = 1 000 Мбайт.)
(ответ 200 книг, высота 4м)
Б) ДНК человека можно представить себе как некоторое слово четырехбуквенного алфавита, где каждой буквой помечается звено цепи ДНК (нуклеотид). Определите, сколько бит информации включает в себя ДНК, если в ней содержится примерно 1,5-1023 нуклеотидов.
Приложение 2
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 2
Составьте программу на языке Pascal и продемонстрируйте преподавателю результат работы.
1. Среднее арифметическое двух чисел равно половине суммы этих чисел. Составьте программу, в которой вводится два числа и вычисляется их среднее арифметическое.
2. Каждый день Поль получает карманные деньги на мелкие расходы. Из них он тратит 30 пенсов на сладости. Это составляет 1/4 часть того, что он покупает ежедневно. Поль сберегает 1/3 того, что остается после покупки сладостей.
Напишите программу, которая выводит на экран сумму, накопленную Полем за один год.
3. Задайте число в интервале от 1 до 100. Составьте программу, которая:
умножает это число на себя;
складывает результат умножения с удвоенным исходным числом;
делит полученную сумму на исходное число:
вычитает из результата деления исходное число;
выводит на 'кран окончательный результат.
4. Определите расчетную массу Q состава на подъеме с уклоном i (отношение высоты подъема к длине участка, умноженное на 1 000) и радиусом кривой R для тепловоза ТЭЗ с силой тяги F. Состав сформирован из четырехосных груженых вагонов массой q. Масса тепловоза Р. удельное сопротивление-тепловоза Wo.
5. Определите, за какое время t при электролизе медного купороса на электроде выделится масса меди т при прохождении тока I1. если известно, что при прохождении тока I1 + I2 масса меди т выделяется на электроде через время t1,. Если половину этой массы т/2 получить при прохождении тока 11 а вторую половину при прохождении тока I2. то вся масса выделится за время t2.
Для того чтобы закончить работу в среде программирования Turbo Pascal, необходимо нажать комбинацию клавиш Alt + X.
Приложение 3
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 3
На съемном носителе создайте следующее дерево объектов (каталог):

Проверьте съемный носитель на наличие вирусов.
Произведите дефрагментацию съемного носителя.
Для папки Юридический на съемном носителе установите ограниченный доступ по паролю.
Создайте архив файла Кредит.doc сохраните его в корневой каталог с именем архив.zip
Приложение 4.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 4 Работа с текстом и его форматирование.
Создайте файл Салат.doc в личной папке на диске D:

С помощью различных параметров форматирования приведите текст в соответствие с образцом.
Скопируйте набранный текст три раза, установите разрывы страниц после каждого рецепта и номера страниц в верхнем правом углу.
Вставьте нижний колонтитул. В качестве колонтитула введите текст; Мои кулинарные тайны.
. Создайте рекламный щит в соответствии с рисунком и сохраните результат работы в личной папке.

Приложение 5
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 5 Создайте презентацию с заданными параметрами
1. Создайте свою презентацию из 9 слайдов на темы:
- Моя семья
- Мой колледж
- Семь чудес света
- Родной город
- Субкультуры
2. Добавьте титульный слайд и введите в него заголовок и подзаголовок.
Используйте списки, организационные диаграммы(SmartArt), добавьте на каждый слайд рисунок с гиперссылкой на первый слайд презентации.
В поле даты образца слайда выведите дату и время последнего обновления презентации.
Залейте фон образца каким-нибудь узором.
Сохраните результаты работы на внешнем носителе информации(диске, флеш-карте) и предъявите преподавателю.
Приложение 6
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 6 Решение задач с использованием Excel
Известна температура за 1—4 недели но дням.
Определите среднюю, холодную и теплую температуру каждой недели. Для решения:

Рис. 1. Исходные данные зачетного задания
Оформите таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно было, введя общее количество порций, получить необходимое количество продуктов.
Для решения:

• решите данную задачу.
3.Решите следующие задачи, самостоятельно внесите данные.
Задача 1. Часовой завод изготовил в январе часы трех видов соответственно 150, 220. 170 шт.
В феврале производство продукции выросло: I вида — на 5 %, II вида — на 3% и III вида на 2%.
В марте рост составил соответственно 1,5, 1,6 и 2 %. Затраты на изготовление каждого вида часов составляют: I вида - 350 р., II вида — 300 р., III вида — 250 р. Продажная стоимость каждого вида изделия соответственно 1 000, 900 и 850 р.
С помощью электронной таблицы рассчитайте в натуральных единицах, рублях и долларах (курс доллара Банка России оформите в ячейке с абсолютным адресом):
какое количество часов изготовлено в каждый месяц;
прибыль от реализации каждого вида изделий в рублях и долларах;
ежемесячные затраты на производство каждою вила изделий. Постройте диаграмму по прибыли каждого вида изделий.
Задача 2. Постройте графики функций у = sin2 x, у = cos2 x на отрезке [-10: 10] с шагом 2,
Приложение 7
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 7
Создайте базу данных Студент, состоящую из следующих полей: номер экзаменационного листа, фамилия студента, код факультета, название факультета, название экзамена, оценка (на каждом факультете требуется сдавать не менее двух экзаменов).
Создайте форму для заполнения созданной БД.
Введите в таблицу сведения о студентах трех любых факультетов (по 2-3 студента), считая, что на каждом факультете требуется сдавать два экзамена.
Выведите на экран фамилию, название факультета и оценки для студентов, получивших хотя бы одну «двойку», отсортировав список по ключу название факультета (возр.) + фамилии (возр.).
Добавьте к БД поле Переведен и с помощью замены введите в это поле значение Да, если студент набрал 8 и более баллов.
Приложение 8
Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 8
С
оздайте Web – страницу с вложенным списком по образцу.
Подготовительные работы:
снос стен, демонтаж стяжки, дверей, подвесных потолков;
устройство межкомнатных перегородок;
штукатурка стен и потолков;
устройство цементно-песчаной стяжки;
разводка труб водопровода и канализации;
смещение стояков отопления, горячей и колодной воды;
укладка керамической плитки;
установка металлической входной двери;
установка внешнего блока кондиционера и прокладка трубок и проводов для внутреннего блока кондиционера;
10. вынос мусора.
II. Второй этап ремонта:
проклейка стен и потолков армирующей сеткой;
шпатлевка потолков и стен;
монтаж подвесных или натяжных потолков, покраска или побелка потолков;
устройство подрозетников и распаечных коробок;
укладка проводов;
установка подоконников;
покраска стен и потолков;
укладка керамической плитки;
устройство проемов и декоративных ниш,
III. Третий этап ремонта. Завершающий.
укладка штучного паркета, палубной доски, ламината;
шлифовка и лакировка штучного паркета и палубной доски;
укладка пробкового или иного покрытия (если будет необходимо);
финишная покраска стен и потолков;
поклейка обоев;
устройство плинтуса;
установка дверей, замков, наличников;
установка розеток и выключателей;
установка приборов освещения;
установка видеодомофона и видеокамеры (если будет необходимо);
установка сантехоборудования;
декорирование;
установка встраиваемых шкафов.
Задайте различные цвета фона страницы на свой выбор.
15