СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН открытого занятия по дисциплине: «ОСНОВЫ ГОРНОГО ДЕЛА»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

учебная - изучить материалы лекции-конференции по охране окружающей среды; систематизировать знания студентов по разделу: «Горное дело и охрана окружающей среды»

развивающая - развивать умение правильно обобщать данные и делать выводы; способствовать развитию навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с научным докладом;

воспитательная – стремиться к воспитанию чувства гуманизма, бережного отношения к окружающей среде, стремиться к формированию сознательного отношения к процессу обучения;

методическая - продемонстрировать методику проведения лекции - конференции.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН открытого занятия по дисциплине: «ОСНОВЫ ГОРНОГО ДЕЛА»»

Рассмотрено Утверждено:

на заседании цикловой комиссии заместитель директора

горно-экономических дисциплин по учебной работе

Протокол № _____ ______ Г.Д.Винничук

от«__» ____________2016 г. «__» ____________2016 г.

Председатель комиссии

___________ Т.В.Шмакова



ПЛАН

открытого занятия

по дисциплине: «ОСНОВЫ ГОРНОГО ДЕЛА»


Группа: ЭМО - 14 Дата: 08.12.2016 г.

Количество студентов по списку: 23 II пара, ауд. 133

Преподаватель: Кудинов Юрий Витальевич


Специальность 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (горная отрасль)


Тема раздела: «Горное дело и охрана окружающей среды»

Тема занятия: «Воздействие горного производства на биосферу Земли»


Цели занятия:

учебная - изучить материалы лекции-конференции по охране окружающей среды; систематизировать знания студентов по разделу: «Горное дело и охрана окружающей среды»

развивающая - развивать умение правильно обобщать данные и делать выводы; способствовать развитию навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с научным докладом;

воспитательная – стремиться к воспитанию чувства гуманизма, бережного отношения к окружающей среде, стремиться к формированию сознательного отношения к процессу обучения;

методическая - продемонстрировать методику проведения лекции - конференции.


Задачи занятия:

  • обеспечить формирование системы знаний студентов по учебной дисциплине;

  • обратить внимание всех участников открытого занятия на важность проблемы экологической составляющей окружающей среды;

  • отображать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;

  • учить умению аргументированно излагать научный материал.


Мотивация учебной деятельности: Мир сегодня - это мир образованного человека, который владеет ремеслом и информацией, влияет на состояние окружающей среды, эволюционирует и идет вперед.


Тип занятия:

Обобщения и систематизации знаний.

контрольно-проверочный.

Вид занятия:

Лекция – конференция.

Методы обучения:

Научно-практический, наглядный, проблемный,

частично-поисковый.

Дидактическое обеспечение занятия:

методическое: доклады студентов, видеофильмы, презентации студентов; методическая разработка

лекции; опорные конспекты лекций, тесты;

материально-техническое: стенды по технологии горного производства; макеты систем технологий,

компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Межпредметные связи:

«Системы управления охраной труда», «Безопасность жизнедеятельности».


Формы организации учебной

деятельности студентов:



конференция с элементами беседы и дискуссии.











Методы контроля: оценка самостоятельной индивидуальной

деятельности студентов, тесты.


Прогнозируемый результат: по итогам занятия студенты должны освоить

следующие профессиональные компетенции:

ПК 2.1.Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.

ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.

ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.


Пояснение к уроку:  длительность занятия 80 минут.



Литература


  1. Егоров П.В. Основы горного дела: Учебник для вузов. / П.В. Егоров, Е.А Бобер, Ю.Н. Кузнецов, Е.А. Косьминов, С.Е.Решетов, Н.Н. Красюк. М.: Изд-во МГГУ, 2006.

  2. Килячков А. П., Брайцев А. В. Горное дело. М.: Недра, 1989.

  3. Кузьмин Е.В.. Основы горного дела. Учебник для вузов / Е.В. Кузьмин, М.М. Хайрутдинов, Д.К. Зенько М.: МГГУ, 2007.

  4. Певзнер, М.Е. и др. Горное дело и охрана окружающей среды Издательство: М.: Московский государственный горный университет; Издание 3-е, стер. Переплет: мягкий; 2001г. - 300 с..

  5. Технология подземной разработки пластовых месторождений полезных ископаемых : учеб. для вузов / В.И. Бондаренко [та др.]. – Днепропетровск, 2003. – 708 с.

Ход и содержание занятия


  1. Организационная часть

Оформление аудитории. На доске написаны: тема занятия; логическая схема развития лекции-конференции; темы докладов и презентаций студентов. На стендах кабинета материалы по лекции-конференции расположены на стенде: «Горные работы и охрана окружающей среды».

Подготовительный этап: за две недели до занятия студентам были предложены темы докладов и презентаций на темы: «Экологическая обстановка ДНР», «Влияние горных работ на воздушный бассейн», «Влияние горных работ на земную поверхность», «Очистка шахтных вод в шахте», «Охрана и рекультивация земной поверхности», «Влияние шахтных терриконов на окружающую среду», «Антропогенное влияние на окружающую среду ДНР», «Операция «Кливаж» на шахте «Юный коммунар».

Организация занятия: приветствие, информация об отсутствии студентов, запись темы занятия в журнал, проверка подготовки студентов и аудитории к занятию.


  1. Сообщение темы и цели занятия

Вступительное слово преподавателя. Сегодня у нас необычное занятие. За время изучения дисциплины «Основы горного дела» вами были изучены темы по технологии подземной добычи угля подземным и открытым способом; обогащению угля; шахтной вентиляции и рудничному транспорту; шахтному водоотливу и освещению горных выработок. Обобщить изученный вами материал и изучить воздействие горного производства на биосферу Земли я решил в виде лекции-конференции. На воспитательном мероприятии мы с вами рассмотрели особенности вашей профессии: «Горный электромеханик», а также говорили о необходимости дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Одним из методов самообразования в ВУЗах является участие в научно-исследовательской работе, в научных конференциях. Сегодня мы с вами проведем одно из таких занятий лекцию-конференцию на тему: «Воздействие горного производства на биосферу Земли».


  1. Актуализация опорных знаний студентов

Давайте кратко повторим этот материал по опорным конспектам лекций, которые лежат у вас на столах, и по стендам «Технология горного производства», которые располагаются в кабинете, по следующим вопросам:

  1. Для чего проводятся горные выработки в шахте?

  2. Какие горные работы производят при разработке угольных месторождений?

  3. Что означает вскрытие шахтных полей?

  4. Как осуществляется подготовка шахтных полей к разработке?

  5. Какие применяются системы разработки угольных пластов?

  6. В чем суть открытой разработки угольных месторождений?

  7. Какая сущность обогащения угля?

  8. Для чего в шахте нужна вентиляция?

  9. Какая роль водоотлива в шахте?




  1. Начальная мотивация учебной деятельности

Выступление преподавателя. В Донецкой Народной Республике угольная промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства, поэтому широко проводятся исследования по проблеме предотвращения отрицательного воздействия горного производства на окружающую среду, в том числе и в рамках государственных программ. В ДНР действует Закон "Об охране окружающей природной среды" от 30.04.2015.

Просмотр видео №1. «День охраны окружающей среды в ДНР».


  1. Изучение нового материала

Выступление преподавателя. Предлагаю начать нашу конференцию со знакомства с воздействие горного производства на биосферу Земли. Доклад преподавателя на тему: «Горное дело и охрана окружающей среды».

Просмотр видео №2. «Обязанности работников по охране окружающей среды в шахте»

Сообщения студентов по заданным темам. Были заслушаны подготовленные выступления студентов по темам в виде докладов и презентаций.

Просмотр видео №3. «Терриконы Донбасса»

  1. Обобщение и систематизация изученного материала

Преподаватель: Сегодня мы изучали влияние горных работ на окружающую среду. Давайте сделаем выводы по прослушанным докладам и сообщениям. Предлагаю вам, участникам конференции, высказать свое мнение, отвечая на вопросы:

  1. Как изменяется структура и состояние окружающей среды под влиянием горных работ?

  2. Что является источниками формирования окружающей среды при разработке угольных месторождений?

  3. Какие источники изменяют литосферу, атмосферу и гидросферу Земли в горнодобывающем регионе?

Закрепление материала.  Преподаватель сообщает студентам, что на следующем занятии будет проводиться семестровая контрольная работа. В перечень вопросов входят и вопросы нашей сегодняшней конференции. Поэтому предлагается пройти тестирование для закрепления полученных знаний путем выбора правильных ответов на поставленные вопросы. Каждому студенту выдается индивидуальное задание (тест на пять вопросов).


  1. Итоговая часть занятия

Подведение итогов занятия: преподаватель выставляет оценки докладчикам и активно работающим на конференции студентам, учитывая результаты тестирования.

Преподаватель. Подводя итоги нашей конференции, мне хочется процитировать слова академика Амосова Николая Михайловича: «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести». Просмотр видео №4. «Защита окружающей среды».


  1. Сообщение домашнего задания

Студентам необходимо подготовиться к семестровой контрольной работе, путем повторения ранее изученного материала по конспектам и учебным пособиям. Это будет еще и подготовкой к предстоящему экзамену.

Преподаватель: Ю.В. Кудинов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!