СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока по МДК.01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий, по теме: "Виды электрических источников света: люминесцентная лампа"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

по МДК.01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий

в группе № 6.Э.С.21

по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Тема урока: «Виды электрических источников света: люминесцентная лампа»

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по МДК.01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий, по теме: "Виды электрических источников света: люминесцентная лампа"»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ













ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

по МДК.01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий

в группе № 6.Э.С.21

по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Тема урока: «Виды электрических источников света: люминесцентная лампа»










Составитель:

Кошелев Илья Олегович,

преподавателя высшей квалификационной категории










2020 г.

Рассмотрено

методической комиссией филиала

№ 6 ФКП образовательного

учреждения № 46

Протокол от «10» ноября 2020 г. № ф6/5

СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом № 6

ФКП образовательного

учреждения № 46

О.Е. Кошелев

«___» _______________ 2020 г.




ПЛАН УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ



Проводит преподаватель: Кошелев Илья Олегович.

Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Место проведения:

лаборатория: электротехники и электроники; информационных технологий; контрольно-измерительных приборов; технического обслуживания электрооборудования.

МДК.01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий.

Тема программы: Тема № 1. Технология монтажа и ремонта осветительной арматуры.

Тема урока: «Виды электрических источников света: люминесцентные лампы».

Количество часов: 45 минут.

Цели урока:

Образовательная: обеспечить усвоение понятия о люминесцентной лампе как электрическом источнике света; конструкции и принципе работы люминесцентной лампы, назначении и принципе работы стартера с электромагнитным балластным сопротивлением в электрической схеме; разновидностях люминесцентных ламп, области их применения; преимуществах и недостатках люминесцентных ламп.

Развивающая: способствовать развитию самостоятельного умения анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать связи причин и следствия, рационально организовывать и планировать свой труд.

Воспитательная: способствовать формированию нравственных качеств, ответственного, добросовестного отношения и уважения к труду и своей профессии, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: Урок овладения обучающимися новыми знаниями.

Вид урока: Комбинированный.

Методы обучения: информационно-развивающий;

объяснительно-демонстрационный.

Формы обучения:

фронтальная.

Межпредметные связи (предмет, тема):

ОП.02. Электротехника.

Тема №1. Понятие об электронной теории строении веществ. Понятие
о разности потенциалов. Электрический ток.

Тема №2. Проводники и диэлектрики.

Тема №3. Электродвижущая сила и напряжение.

ОП.04. Материаловедение.

Тема №1.1 Металлы, их классификация и основные физические свойства.

Тема №2.7. Стали и сплавы с особыми физическими свойствами.

МДК.01.01. Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ.

Тема №5. Соединение электромонтажных проводов.

Учебно-методическое оснащение урока:

1. «Техническое обслуживание, ремонт оборудования и сетей промышленных предприятий», Ю.Д. Сибикин, издательский центр «Академия» 2003 г.

2. «Электротехника», П.А. Бутырин, издательский центр «Академия»
2006 г.

Лампа люминесцентная мощностью 18 ватт;

Лампа люминесцентная мощностью 36 ватт;

Лампа люминесцентная мощностью 80 ватт;

Стартер на 220 вольт;

Стартер на 127 вольт;

Электромагнитное балластное сопротивление на 18 ватт;

Электромагнитное балластное сопротивление на 36 ватт;

Электромагнитное балластное сопротивление на 80 ватт.

Электроизмерительный прибор – IEK MAS830L.

Материально-техническое оснащение урока:

Письменные принадлежности:

тетради – 25 шт.;

карандаши – 25 шт.;

ручки – 25 шт.

Ход урока


Элементы

структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

по методике

1. Подготови-тельный этап.

1.1. Организа-ционная часть (2 мин)

1. Приветствую обучающихся.

2. Проверяю явку.

3. Проверяю готовность к уроку: наличие учебников письменных принадлежностей.

Приветствуют.

Готовятся к уроку.

Диалогово-словесный метод

1.2. Целевая установка (3 мин)

1. Сообщаю тему урока.

2. Совместно с обучающимися формулирую цели урока.

Воспринимают и записывают тему.

Участвуют в формулировке целей

Диалогово-словесный метод

1.3. Актуализация опорных знаний

(5 мин)

1. Выдаю индивидуальные задания (приложение № 1) двум обучающимся для выполнения на доске.

2. Провожу фронтальный опрос по пройденному материалу (приложение № 2).

3. Организация проверки индивидуальных заданий выполненных на доске.

Получают задание. Выполняют задание

Обдумывают вопрос

и отвечают

Проверяют задание (осуществляют взаимоконтроль выполненного задания)

Диалогово-словесный метод

2. Основной этап.

2.1. Объяснение нового материала. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы

(25 мин)

Последовательно излагаю новый материал (приложение № 3):

1. Люминесцентная лампа как электрический источник света.

2. Конструкция люминесцентной лампы.

3. Назначение и принцип работы стартера
с электромагнитным балластным сопротивлением
в электрической схеме.

4. Принцип работы люминесцентной лампы.

5. Разновидности люминесцентных ламп, области их применения.

6. Преимущества и недостатки люминесцентных ламп.

Воспринимают.

Ведут записи в тетради

Диалогово-словесный метод.

Наглядно-демонстрационный метод.

Объяснительно-иллюстационный метод

2.2. Закрепление нового материала (5 мин)

1. Раздаю тестовые задания (приложение № 3).

2. Инструктирую о порядке выполнения задания.

3. Организую проверку выполненных заданий обучающимися. (приложение № 4).

Выполняют задание.

Проверяют задание (осуществляют взаимоконтроль выполненного задания)

Диалогово-словесный метод

3. Заключи-тельный этап (5 мин). Подведение итогов. Выдача домашнего задания.

1. Сообщаю о достижении поставленных целей.

2. Оцениваю работу обучающихся и сообщаю оценки.

3. Даю оценку занятию.

4. Выдаю домашнее задание: определить вид электрического источника света в общежитии. (Учебник №2, параграф 12.3)

Беседуют с преподавателем, обмениваются мнениями

Диалогово-словесный метод.




Преподаватель И.О. Кошелев

Приложение № 1


Индивидуальные задания


Задание № 1. Нарисуйте схему управления светильником с лампой накаливания.

Э талон:

















Задание № 2. Нарисуйте схему управления пяти рожковой люстры при помощи двухклавишного выключателя.


Э талон:



















Приложение № 2




Контрольные вопросы


1. Что такое коммутационный аппарат?

Эталон: Коммутационный аппарат – это механизм или комплексное устройство предназначенное для включения, отключения или переключения электрооборудования.


2. По технике безопасности какой провод необходимо коммутировать, фазный или нулевой?

Эталон: По технике безопасности необходимо коммутировать фазный проводник, а нулевой подводится напрямую к потребителю. Это необходимо для того, чтобы при отключении электроприбора он оставался без напряжения.


3. Чем проходной выключатель отличается от обычного?

Эталон: Проходные выключатели предназначены для независимого управления электропотребителями с двух мест. Обычными одноклавишными выключателями это сделать невозможно.























Приложение № 3




План


1. Люминесцентная лампа как электрический источник света.

2. Конструкция люминесцентной лампы.

1 – пары ртути,

2 – катоды,

3 – трубка для откачки,

4 – штыревые цоколи,

5 – концевая панель,

6 – эмиттерное покрытие.


3. Назначение и принцип работы стартера с электромагнитным балластным сопротивлением в электрической схеме.


Принципиальная схема включения одной люминесцентной лампы



Принципиальная схема включения двух люминесцентных ламп


4. Принцип работы люминесцентной лампы


Электрическая принципиальная схема описывающая принцип работы лампы.

Теперь после того как мы разобрались с назначением и принципом работы дросселя и стартера, я вам расскажу, как совместно работают стартер, дроссель и л.л.

В момент включения к электродам лампы и стартера прикладывается полное напряжение сети, так как ток через лампу отсутствует и падение напряжения на дросселе равно нулю. Спирали лампы холодные. Разряд в лампе отсутствует и не возникает, так как напряжение сети недостаточно для ее зажигания. Но в лампе стартера от приложенного напряжения возникает тлеющий разряд, и ток проходит через спирали лампы и электроды стартера. Ток разряда мал для разогрева спиралей лампы, но достаточен для разогрева электродов стартера, от чего биметаллический электрод изгибается и замыкается с жестким электродом. Ток, ограничиваемый индуктивным сопротивлением дросселя, течет через спирали лампы и разогревает их. Когда замкнутые электроды стартера остывают, цепь размыкается, и благодаря самоиндукции происходит бросок напряжения на дросселе, достаточный для зажигания разряда в лампе. Лампа заполнена инертным газом и парами ртути, проходящий электрический ток приводит к появлению ультрафиолетового излучения, которое «накачивает» люминофор. От воздействия УФ-излучения, люминофор начинает светиться. В процессе зажигания лампы стартер иногда срабатывает несколько раз подряд, если он размыкается в момент, когда мгновенное значение тока дросселя равно нулю, либо электроды лампы еще недостаточно разогреты.


5. Разновидности люминесцентных ламп, области их применения.


По области применения

Лампы высокого давления применяют в основном в уличном освещении
и в осветительных установках большой мощности;

Лампы низкого давления применяют для освещения жилых и производственных помещений.


По форме колбы


6. Преимущества и недостатки люминесцентных ламп.

Преимущества

Недостатки

Значительно большая светоотдача (л.л. 20 Вт дает освещенность как лампа накаливания на 100 Вт) и более высокий КПД

Химическая опасность (л.л. содержит ртуть в количестве от 2,3 мг до 1 г)

Разнообразность оттенков света

Неравномерный, линейчатый спектр, неприятный для глаз и вызывающий искажение цвета освещенных предметов

Рассеянный свет

Деградация люминофора со временем приводит к изменению спектра, уменьшению светоотдачи и как следствие понижению КПД

Длительный срок службы (2000- 90000 часов в отличие от 1000 у ламп накаливания)

Наличие дополнительного приспособления для пуска лампы – пускорегулирующего аппарата (громоздкий шумный дроссель с неподвижным стартером или же дорогой ЭПРА

Приложение № 4


Тест. Виды электрических источников света: люминесцентная лама

Выберете правильный вариант ответа.

1. Из какого стекла изготавливают колбы люминесцентных ламп?

А) Из кварцевого стекла.

Б) Из силикатного стекла.

В) Из технического стекла.

2. Для чего в люминесцентную лампу закачивают ртуть?

А) Для лучшей проводимости.

Б) Для создания ультрафиолета.

В) Для создания белого света.

3. Каково назначение электромагнитного балластного сопротивления в схемах с люминесцентными лампами?

А) Для поддержания напряжения на электродах лампы.

Б) Для поддержания напряжения на стартере.

В) Для запуска лампы с последующим ограничением тока.

4. Какой разряд горит в неоновой лампе стартера?

А) Дуговой разряд.

Б) Тлеющий разряд.

В) Искровой разряд.

5. Внутреннюю часть колбы покрывают - …?

А) Люминофором.

Б) Флюорофором.

В) Катодолюминофором.


Эталоны ответов

Номер вопроса

Ответ на вопрос

1

В

2

Б

3

В

4

Б

5

А


Критерии оценки

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.