СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока по теме "Тригонометрические уравнения cosx=a"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока в 10 классе. Изучение нового материала. По теме "Тригонометрические уравнения  cos x=a"

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по теме "Тригонометрические уравнения cosx=a"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарапская СОШ»












Открытый урок по математике в 10 классе.

Тема урока: «Решение уравнений cos x = a».

















Учитель математики: С.А. Синицына














Прокопьевск 2021г

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Открытый урок по математике в 10 классе.

Тема урока: Решение уравнений cos x = a.


Цели урока:

  1. Обучающие:

а) вывести формулу корней простейших тригонометрических уравнений cos x = a;

б) ввести понятие арккосинуса числа а;

в) выработать навык вычисления арксинуса числа а;

г) научить применять формулу при решении простейших тригонометрических уравнений;

д) * вывести частные случай решения тригонометрических уравнений при а равном 0, -1, 1.

  1. Развивающие:

а) развивать умение кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения;

б) развивать способность аргументировать свои утверждения;

в) развивать умения классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

3.Воспитательные:

а) обучать навыкам планирования деятельности, работы в оптимальном темпе,

б) воспитывать умение правильно оценивать свои возможности, результаты учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик, раздаточный материал, карточки по рефлексии учебной деятельности (у каждого ученика), учебник.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

Учитель: Здравствуйте ребята, коллеги.

Мы разделились на группы ,,,,

Сегодня на уроке мы будем учиться (Слайд 1)

а) кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения;

б) аргументировать утверждения;

в) сравнивать, анализировать и делать выводы;

г) оценивать результаты своей учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний (10- мин)

-Видео сенсация «Посадка марсахода на Марс»-применение тригонометрии в астрономии (расчет расстояния до планет) (Слайд)

-Устный счет (задания проецируются на экран (Слайд )

  1. Вычислить значения: cos ; cos ; cos .

Учитель

Ученик

Точки единичной окружности , , принадлежат какой четверти?

Точки единичной окружности , , принадлежат 1четверти?

Косинус какого угла есть величина положительная?

Вывод: Косинус острого угла есть величина положительная.

- Если угол принадлежит 1 четверти


2. Вычислить значения: cos ; cos ; cos

Учитель

Ученик

Точки единичной окружности , , принадлежат какой четверти?

Точки единичной окружности , , принадлежат 2 четверти.

Косинус какого угла есть величина отрицательная?

Вывод: Косинус тупого угла величина отрицательная

- Если угол принадлежит 2 четверти

Физическая разминка 3 мин Тригонометрическая (Слайд)


  1. Проверка домашней работы (3-4мин) скриншоты с сайта решуЕГЭ (Слайд)

  2. Составить таблицу значений тиригонометрических функций основных углов, в градусах и в радианах.

(По карточкам на магнитной доске, соствляем таблицу значений 1 группа - синус в радианах; 2 группа – косинус в градусах). Ученики проговаривают мнемоническое проавило.

Проверяем по слайду (Слайд)

Найди ошибку

Формулы приведения или при закреплении нового материала

Проверяем по слайду (Слайд


2.Косинус какого угла равен ; 0; ; 1; ; - ; - , если ? (Слайд)

  • cos t =

t = +2πk , где k Z (объяснение ведется по единичной окружности)

Ответ: t = +2πk , где k Z.

  • cos t = 1,5,

не имеет решения т.к. -1≤а≤1

Ответ: нет решений.

    • cos t = 1,

t = 2πk, где k Z.

Ответ:t = 2πk, где k Z.

3 ученик

    • cos t = 0,

t = + πk, k ;

Ответ: t = + πk, k ;

    • cos t = -1,

t = π + 2πk, k .

Ответ: t = π + 2πk, k .

  1. Изучение нового материала (13-15 мин)

Подвести учащихся к теме урока, через наводящие вопросы:

Как называются выражения на сладе?

Какой раздел алгебры мы изучаем?

Какая тема сегоднешнего урока?

Записываем дату и тему урока в тетрадь.

Решение уравнений cos х = a



Учитель

Ученик

Теперь решим уравнение cos t = .

на доске ведет запись на основной доске рядом с примером cos t = , все остальные учащиеся слушают (пример и единичная окружность записаны заранее)

Проговаривая алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения, ученик решает уравнение с помощью единичной окружности.

t = t1 +2πk, t = t2 +2πk, где k Z, т.к. t1= - t2, то t = ± t1 +2πk, где k Z,

Является ли эта запись ответом решения уравнения?

Эта запись не является ответом решения уравнения, т. к. не определены значения t1.


Учитель: Что это за число t1, пока неизвестно, ясно только то, что t1 . Столкнувшись с такой ситуацией, математики поняли, что надо придумать способ ее описания на математическом языке. Поэтому был введен на рассмотрение новый символ arcсos а, который читается: арккосинус а.

Запишем тему сегодняшнего урока: «Арккосинус числа а. Решение уравнений cos t = a» (Слайд 3,4)


Учитель

Сегодня на уроке мы изучим понятие арккосинус числа а, научимся его вычислять и применять при решении простейших тригонометрических уравнений. (Слайд 3)

Arcus в переводе с латинского значит дуга, сравните со словом арка. Символ arcсosа, введенный математиками, содержит знак (arc), сosа - напоминание об исходной функции(Слайд 4)


Открываем учебник на стр.167 и читаем определение арккосинуса (ученики открывают учебник и читают по книге определение, выделяя главное)


Закрепление и отработка понятия арккосинус числа а и алгоритма его вычисления (фронтальная работа с классом)


Учитель

Ученик

Значит, вычисляя арккосинус числа а, какой нужно себе задать вопрос?

Косинус какого числа равен а?


Применяя изученное определение, найдите значение выражения

arccos ( );arcсos( ) arcсos( ) (Слайд 5)


arccos ( ) =

arcсos( ) =

arcсos( ) =

Все значения а принадлежат отрезку от -1 до 0. Какой четверти принадлежат значения арккосинуса а?

Значения arccosа принадлежат отрезку от 0 до

А как же вычислить значение arccos(–а)? Обратимся к учебнику и найдем формулу, по которой вычисляется значение arccos(–а) (читаем и выделяем формулу). (Слайд 6)

Вычислить: arccos (- ); arcсos(- ); arcсos(- ); (Слайд 6)


arccos (- )=

arсcos(- ) =

arсcos(- ) =

Все значения (-а) принадлежат отрезку от -1 до 0. Какой четверти принадлежат значения arccos(–а)?

Запишите справочный материал (слайд 6)

Значения arcсos(-а) принадлежат отрезку от до π

Учащиеся записывают формулу в тетрадь.

Закрепление и отработка понятия арккосинус числа а и алгоритма его вычисления (фронтальная работа с классом)

Вычисляем по слайду

Задание

Найти значение выражения: (Слайд 7)

а) arccos ( )-arccos (- )+ +arcos1

б) 2arccos 0 + 3 arccos 1 –arcos (- ) (Слайд 8)



5. Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) (Слайд 9)

2 человека работают у доски самостоятельно, остальные работают в тетрадях, затем проверяют правильность выполнения. Те, кто работал с дом заданием, у доски пишут на листочка, затем сдают их на проверку

Учитель

Ученик

Вернемся к уравнению cos t = . которое решала…. Зная понятия арккосинуса, теперь мы можем записать ответ решения этого уравнения следующим образом.

cos t = .

t = ±arccos + 2πk, где k Z .

Ответ: t = ±arccos + 2πk, где k Z

Мы решили уравнение двумя способами: с помощью единичной окружности и с помощью формулы.


Записывают в тетради решение за учителем









Итак, запишем справочный материал и выделим его решением уравнения (Слайд 10)

cos t = a, где а .

t = ± arcсos а + 2πk, k .

Ответ: t = ± arcсos а + 2πk, k .

Записывают в тетради модель решения уравнения за учителем



6. Закрепление изученного материала (13мин)

15.5 ( б,г), 15.6 (а, б).

( 2 ученика работают индивидуально у доски)

1 уч.: а) cos t = ; б) cos t = - ;

2 уч: а) cos t = ; б) cos t = . (обратить внимание на этот пример, выполняя оценку числа )

Решите уравнение:

№15.5(б,г)

б) cos t = .

г) cos t = ;


15.6 (а,б)

а) cos t =1; (обратить внимание на ответ и выделить частные случаи)

б) cos t = -

7. Подведение итогов урока (рефлексия).(3-4мин)

(устная фронтальная работа с классом)

Учитель

Ученик

Какие новые понятия вы изучили на уроке?

Мы узнали новое понятие арккосинус а.

Какой новый способ решения простейших тригонометрических уравнений мы рассмотрели на уроке?

С помощью формул

Еще раз внимательно просмотрите записанный нами справочный материал. Закройте тетради, возьмите тест на партах, каждый свой вариант и заполните пропуски. На эту работу у вас есть 3 минуты (взаимопроверка) (после 3- минут работы учащиеся меняются листочками и проверяют правильность, ответы проецируются на интерактивную доску) (черным шрифтом выделены пропущенные места теста)

Выполняют тест (Слайд 11)

Сейчас вы определили пробелы в своих знаниях, и прошу дома на это обратить внимание.



8.Домашнее задание (дифференцированное)(1мин) (Слайд 12)

Учител:Мы изучили учебный материал обязательного уровня и решали задания уровня В тестирования в формате ЕГЭ, в то же время вам предложено решить тригонометрические уравнения, приводимые к простейшим

§16, №15.3, 15.4,15.5(в,г), 15.6(в,г), *15.12





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!