Раздел: | Экология и устойчивое развитие |
ФИО педагога: | Шаймерденова Асель Сабыркановна, учитель химии КГУ «Средняя школа №1 города Тайынша» КГУ «Отдел образования Тайыншинского района» КГУ «Управление образования акимата СКО» |
Дата: | 12.04.2024 г. |
Класс: 6 | Количество присутствующих: 15 | Количество отсутствующих:0 |
Тема урока: | Многообразие живых организмов |
Цели обучения в соответствии с учебной программой: | 6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах |
Цели урока: | Учащиеся смогут провести исследование многообразия живых организмов |
Критерии оценивания (навык мыслительной деятельности): | Анализируют абиотические факторы различных экосистем. Сравнивают растительный и животный мир водной и наземной экосистемы, определяют особенности организмов. Использует, по крайней мере, пять примеров видов, присутствующих в каждой экосистеме |
Этап урока / Время | Запланированная деятельность на уроке | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока 5 минут Вызов/5 минут | Организационный этап. Психологический настрой. Позитивное приветствие педагога, организация класса на урок, отмечаются отсутствующие учащиеся. | Приветствует учителя и одноклассников, позитивно настраивается на урок. | - | Беседа |
Актуализация знаний. Прием « Верно-неверно»- индивидуальная работа учащихся ( если утверждение «верно» – 1 хлопок в ладоши, «неверно» - тишина) Наука о живой природе называется биология. + Птицы, животные, человек относятся к объектам неживой природы.- Экосистема – это сообщества живых организмов, находящихся в определенных условиях неживой природы, между которыми происходит обмен энергией.+ По происхождению экосистемы бывают древние и новые.- Искусственные экосистемы создаются человеком и существуют только при его поддержке.+ Парк, сад, водохранилище относят к объектам искусственной экосистемы.+ Учащиеся повторяют и вспоминают ранее изученную информацию. ФО: Оценивание: жетоны /за каждый правильный ответ/ с амооценивание: смайлики задание выполнено полностью – задание выполнено наполовину - з адание выполнено частично - Определение темы и целей урока. Называют тему урока. | Учащиеся активно работают, вспоминая ранее изученное.. Определяются тема и цель урока. Записывают в тетрадь. | Комментарий учителя. Жетоны-смайлы | Жетоны /за каждый правильный ответ/ самооценивание: смайлики |
Середина/11-35 минут 10 минут 10 минут 10 минут 3 минуты Конец/36-45 минут | Формирование групп по царствам живых организмов: Ребята, перед вами картинки живых организмов, посмотрите внимательно и подумайте, на какие группы их можно разделить. (ответы учащихся) Пусть каждый из вас выберет картинку и займет место за тем столом, к которому относится ваш живой организм. («Царство»: Растений, Животных, Бактерий, Грибов) – также картинки определенной группы (царств) еще имеют нумерацию от 1 до 4 (цель: для последующей смены состава групп). Работа учащихся в группах (групповая работа) Задание № 1 - Прием «Собери досье» 1.Работа с текстом и дополнительными источниками информации – чтение текста. Заполняют таблицу и оформляют постер. Выбирают главное и основное – определение царства, количество видов в природе, общая характеристика, представители (выбранные картинки при формировании групп - наклеивают), полезные и вредные (привести 1-2 примера, 5 столбик таблицы направлен на дифференциацию и рассчитан на отдельных учащихся – их кругозор, связь с жизнью, наблюдения) Название царства | Кол-во видов | Характеристика (главные особенности) | Представители | Полезные и вредные (1-2 примера) | | | | | | | Разделение на группы. Групповая работа. Прием «Собери досье» Каждая группа работает по распределению предложенных картинок с изображением живых организмов – растения, животные, грибы, бактерии по царствам. Характеризуют и приводят примеры. Работают по таблице. | Оценивание работы в группах по критериям. Критерий оценки: распределяет организмы по царствам живой природы, характеризует их и приводит примеры | Приложение 1. Картинки с изображением живых организмов (по 4-5 картинок представителей каждого царства) Приложение 2 Картинки с изображением живых организмов – растения, животные, грибы, бактерии; -тексты с описанием каждого царства. |
Задание № 2 Игра «Организм - Царство» Задание: определи к какому царству относится живой организм и его изображение. Название живого организма Его изображение Царство Хомяк бактерии Роза животные Подберезовик растения Амеба грибы Дескрипторы: соотносит живой организм с его царством соотносит живой организм с его изображением Игра «Белая ворона» - задание выполняется в группе. Я думаю, что вы легко определите представителей царств. Проверим вашу внимательность. Нужно убрать «лишнего». 1.Сыроежка, мухомор, лисичка, муравей. 2.Кенгуру, бамбук, ананас, слон. 3.Кактус, скорпион, папоротник, рябина. 4.Мухоловка, росянка, бактерии- вызывающая скисание молока. 5.Тигр, волк, сосна, барсук. Дескрипторы: умеют классифицировать организмы по царствам живой природы. ФО: «Жесты» (группы обмениваются своими выполненными заданиями с другими группами по часовой стрелке, проверяют и оценивают жестами: 5 верных ответов – 5 пальцев 4 верных ответа – 4 пальца 3 верных ответа – 3 пальца и т.д.) | Учащиеся соотносят живые организмы с царствами Ученики выбирают верный ответ, то есть убирают лишнее | Оценивание учителем словесным методом похвалы. | Приложение 3. Карточки с изображением, презентация Презентация |
Физ. минутка «Стрекоза» Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.) Мы летаем все вокруг ( кружатся разведя руки в стороны) - Ребята, а к какому царству мы отнесем стрекозу? –А кто из вас знает и может поделиться интересной информацией о стрекозе, ее образе жизни. Метод «Кинометафора» - просмотр видеофрагмента. Рефлексия. Заполнить «Диаграмму Венна» по теме, выдели характерные признаки царств. Дескрипторы: - дает характеристику каждому царству -сравнивает сходства и отличия 4 царств ФО – «Сфетофор» (проверка учителем) З еленый – выполнено 3 задания Желтый –выполнено 2 задания, Красный – задания не выполнены, выполнено только 1 задание | Выполняют физминутку /здоровьесберегающие технологии/ | Работа каждого Устное зрительное оценивание | Гимнастика Видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=2UlPsM9yqDo |
Домашне задание: (на выбор учащегося) - составить список многообразия живых организмов своего края; - подготовить сообщение о любом представителе живых организмов своего края; - написать эссе или составить презентацию (из 5 слайдов) «Царство живой природы: например – грибы или растения….» Подводит итог урока, выставляет баллы за урок. | | | |
Приложение 1
Карточки для командообразования
Приложение 2
Материалы для работы в группах
Рыбы. 1. Берикс Beryx decadactylus. 2. Морская собачка-павлин. 3. Попугай-рыба. 4. Обыкновенный морской окунь. 5. Желтополосая рыба-ангел. 6. Европейский керчак. 7. Пандака Pandaka pygmaea. 8. Парусник. 9. Скумбрия. 10. Обыкновенная ставрида. 11. Агономал Agonomalus proboscidalis. 12. Полосатый тунец. 13. Солнечник. 14. Звездчатая камбала.
15. Ремень-рыба. 16. Змееголов. 17. Трёхиглая колюшка. 18. Крупнопятнистый спинорог.
19. Четырёхрогий кузовок. 20. Обыкновенный морской чёрт.
Земноводные. 1 - кольчатая червяга; 2 - протей; 3 - красный ложный тритон; 4 -огненная саламандра; 5-обыкновенный тритон , самка, 6 - самец; 7 - малоазиатский тритон, самка, 8 - самец; 9 - аксолотль - личинка амбистомы ; 10 - зелёная жаба ; 11 - желтобрюхая жерлянка; 12 - дальневосточная жерлянка; 13 - квакша; 14 - двуцветный листолаз ; 15 - чесночница ; 16 - рогатка; 17 - изменчивый ателоп; 18 - венесуэльский короткоголов; 19 - южноафриканский узкорот; 20 - американская лягушка; 21 - остромордая лягушка, самец в брачном наряде, 22 - он же в обычном наряде; 23 - зелёная лягушка.
Пресмыкающиеся. 1. Греческая черепаха. 2. Китайский трионикс. 3. Габонская гадюка.4. Нильский крокодил. 5. Туатара (гаттерия).
Птицы. 1 — семицветная танагра; 2 — нектарница Фалькенштейна; 3 — францисканский ткачик; 4 — голубая амадина; 5 — обыкновенный поползень; 6 — большая синица; 7 — обыкновенная овсянка; 8 — белая трясогузка; 9 — клест-еловник; 10 — снегирь; 11 — голубая сойка; 12 — сорока.
Млекопитающие. 1. Крот, 2 Барсук, 3. Белка, 4. Кабан, 5. Благородный олень, 6. Летучая мышь,
7. Морский котик, 8. Дельфин.
Приложение 4
«Угадай группу растений».
Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Среди них есть фотоавтотрофы одноклеточные, колониальные или многоклеточные организмы, обитающие, как правило, в водной среде.
Объединены следующими признаками: наличие хлорофилла и фотоавтотрофного питания; у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом) на органы; отсутствие ярко выраженной проводящей системы; обитание в водной среде или во влажных условиях (в почве, сырых местах и т. п.). Они сами по себе не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.
Мхи
Мхи. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите. Мхи — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами).
Спорофит моховидных (носящий название спорогоний, или спорогон), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите. Спорофит состоит, как правило, из трёх элементов:
1. коробочки (или спорангия), в которой развиваются споры;
2. ножки (или спорофоры), на которой располагается коробочка;
3. стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.
Папоротники
Папоротники. Среди папоротников встречаются как травянистые, так и древесные формы жизни.
Лист папоротника — вайя
Тело папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизменённого побега и корней (вегетативного и придаточного). Листовидные органы папоротника называются вайями.
В лесах умеренной зоны обычно папоротники имеют короткий стебель, представляющий собой корневище, находящееся в почве. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной — паренхимной ткани. Вайи развёртываются над поверхностью почвы, вырастая из почек корневища. Эти органы обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров, обычно они служат для выполнения двух функций — фотосинтеза и спорообразования. Спорангии размещаются на нижней поверхности вайи, в них развиваются споры.
Голосеменные.
Голосеменные. Представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений не только по форме и размерам, но и по морфологии и анатомии. У большинства видов они игловидные (хвоя) или чешуевидные; Листья располагаются поодиночке, по два или несколько в пучках.
Водопроводящая система (ксилема) голосеменных состоит преимущественно из трахеид, и лишь у некоторых групп имеются настоящие сосуды.
Подавляющее большинство голосеменных — вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем и корневой системой, образованной главным и боковым корнями. Расселяются они семенами.
Покрытосеменные
Покрытосеменные. Образуют один из наиболее крупных отделов царства растений. Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Покрытосеменные растения — это дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста, пальма, подорожник и др. Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. У растений, относящихся к этому отделу, семена покрыты тканями плода, который образуется из завязи пестика цветка. Благодаря этим особенностям отдел получил название Покрытосеменные или Цветковые.
Приложение 3
| ЗЕБРА | Знаменитая африканская лошадь. Она известна по своему полосатому окрасу , но мало кто знает, что зебры имеют не один, а целых три вида: пустынные, горные, равнинные. |
| ВОРОБЕЙ | Птица, которая находится рядом с нами. Люди настолько к ним привыкли, что даже не замечают их. Это небольшая птица размером не более 18 см и весом не больше 35 г. Впрочем такая физиология не мешает ей быть очень умной и осторожной |
| КРОКОДИЛ | Особый вид пресмыкающихся, образ жизни которых полуводный. По внешнему виду животное напоминает ровные камни, поэтому людям стоит быть особенно осторожными вблизи водоемов и растительности. |
| ЛЯГУШКА | Вид бесхвостых земноводных. Тело удлинённое, череп овальный, морда немного заострённая. Сверху тело окрашено в буро-зелёный цвет разных оттенков с тёмными пятнами. |
| ЩУКА | При упоминании этого названия в памяти мгновенно всплывает воспоминание о сказке. Но на самом деле это существо не сказочное, а реальный хищник. Все тело и жабры покрыты чешуей. |
| РАК | Если животное живет в воде или влажных местах, у него две пары усиков и органы дыхания жабры, хитиновый покров можете быть уверены, что это ракообразное животное. Типичным представителем этого класса является речной рак. |
| ПАУК | Относится к типу членистоногие, классу паукообразные. Тело паукообразных состоит из двух частей: головогрудь и брюшко с расположенными на нем дыхательными отверстиями и шестью паутинными бородавками для плетения паутины. |
| КУЗНЕЧИК | Удлиненное тело, сжатая с боков голова и два овальных фасетчатых глаза кузнечиков.. Три пары ног выполняют разные функции: две передние пары предназначены для ходьбы, а задние мускулистые ноги кузнечика - для прыжков |
| УЛИТКА | Сухопутные моллюски, простые в уходе и довольно симпатичные животные. За всю жизнь каждый видел хоть раз этих скользких носителей домика. Встречаются они в разных местах: на виноградниках, огородах, лесной местности и даже в аквариумах. |
| МОРСКАЯ ЗВЕЗДА | Морские иглокожие беспозвоночные . Свое название получили благодаря своей оригинальной форме: они имеют от 5 до 40 конечностей (лучей). Обитают в основном на дне морей, начиная от приливно-отливной зоны и заканчивая глубиной в 10 километров. |
| ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ | Длина дождевого червя составляет 10-13 см. Его тело напоминает шланг от стиральной машины: оно состоит из сегментов — плотных колец, соединенных тонкими эластичными связками. Благодаря им червь может свободно сворачиваться и растягиваться. |