СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока в 6 классе по естествознанию "Многообразие живых организмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока в 6 классе по естествознанию "Многообразие живых организмов"»

Раздел:

Экология и устойчивое развитие

ФИО педагога:

Шаймерденова Асель Сабыркановна, учитель химии КГУ «Средняя школа №1 города Тайынша» КГУ «Отдел образования Тайыншинского района» КГУ «Управление образования акимата СКО»

Дата:

12.04.2024 г.

Класс: 6

Количество присутствующих: 15

Количество отсутствующих:0

Тема урока:

Многообразие живых организмов

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах

Цели урока:

Учащиеся смогут провести исследование многообразия живых организмов

Критерии оценивания (навык мыслительной деятельности):

Анализируют абиотические факторы различных экосистем. Сравнивают растительный и животный мир водной и наземной экосистемы, определяют особенности организмов.

Использует, по крайней мере, пять примеров видов, присутствующих в каждой экосистеме




Этап урока / Время

Запланированная деятельность на уроке

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5 минут








Вызов/5 минут


























Организационный этап. Психологический настрой.

Позитивное приветствие педагога, организация класса на урок, отмечаются отсутствующие учащиеся.


Приветствует учителя и одноклассников, позитивно настраивается на урок.

-




Беседа

Актуализация знаний.

Прием « Верно-неверно»- индивидуальная работа учащихся ( если утверждение «верно» – 1 хлопок в ладоши, «неверно» - тишина)

  1. Наука о живой природе называется биология. +

  2. Птицы, животные, человек относятся к объектам неживой природы.-

  3. Экосистема – это сообщества живых организмов, находящихся в определенных условиях неживой природы, между которыми происходит обмен энергией.+

  4. По происхождению экосистемы бывают древние и новые.-

  5. Искусственные экосистемы создаются человеком и существуют только при его поддержке.+

  6. Парк, сад, водохранилище относят к объектам искусственной экосистемы.+

Учащиеся повторяют и вспоминают ранее изученную информацию.

ФО: Оценивание: жетоны /за каждый правильный ответ/

с амооценивание: смайлики

задание выполнено полностью


задание выполнено наполовину -


з адание выполнено частично -

Определение темы и целей урока. Называют тему урока.

Учащиеся активно работают, вспоминая ранее изученное.. Определяются тема и цель урока. Записывают в тетрадь.

Комментарий учителя.

Жетоны-смайлы

Жетоны /за каждый правильный ответ/

самооценивание: смайлики

Середина/11-35 минут

10 минут
















10 минут















10 минут













3 минуты


























Конец/36-45 минут

Формирование групп по царствам живых организмов:

  • Ребята, перед вами картинки живых организмов, посмотрите внимательно и подумайте, на какие группы их можно разделить. (ответы учащихся)

  • Пусть каждый из вас выберет картинку и займет место за тем столом, к которому относится ваш живой организм. («Царство»: Растений, Животных, Бактерий, Грибов) – также картинки определенной группы (царств) еще имеют нумерацию от 1 до 4 (цель: для последующей смены состава групп).

Работа учащихся в группах (групповая работа)

Задание № 1 - Прием «Собери досье»

1.Работа с текстом и дополнительными источниками информации – чтение текста.

Заполняют таблицу и оформляют постер.

Выбирают главное и основное – определение царства, количество видов в природе, общая характеристика, представители (выбранные картинки при формировании групп - наклеивают), полезные и вредные (привести 1-2 примера, 5 столбик таблицы направлен на дифференциацию и рассчитан на отдельных учащихся – их кругозор, связь с жизнью, наблюдения)

Название царства

Кол-во видов

Характеристика (главные особенности)

Представители

Полезные и вредные (1-2 примера)








Разделение на группы.











Групповая работа. Прием «Собери досье»


Каждая группа работает по распределению предложенных картинок с изображением живых организмов – растения, животные, грибы, бактерии по царствам. Характеризуют и приводят примеры. Работают по таблице.
















Оценивание работы в группах по критериям. Критерий оценки: распределяет организмы по царствам живой природы, характеризует их и приводит примеры


Приложение 1.

Картинки с изображением живых организмов

(по 4-5 картинок представителей каждого царства)











Приложение 2

Картинки с изображением живых организмов – растения, животные, грибы, бактерии;

-тексты с описанием каждого царства.


Задание № 2

Игра «Организм - Царство»

Задание: определи к какому царству относится живой организм и его изображение.

Название живого организма Его изображение Царство

Хомяк бактерии

Роза животные

Подберезовик растения

Амеба грибы


Дескрипторы:

соотносит живой организм с его царством

соотносит живой организм с его изображением

Игра «Белая ворона» - задание выполняется в группе.

Я думаю, что вы легко определите представителей царств. Проверим вашу внимательность. Нужно убрать «лишнего».

1.Сыроежка, мухомор, лисичка, муравей.

2.Кенгуру, бамбук, ананас, слон.

3.Кактус, скорпион, папоротник, рябина.

4.Мухоловка, росянка, бактерии- вызывающая

скисание молока.

5.Тигр, волк, сосна, барсук.

Дескрипторы: умеют классифицировать организмы по царствам живой природы.

ФО: «Жесты» (группы обмениваются своими выполненными заданиями с другими группами по часовой стрелке, проверяют и оценивают жестами:

5 верных ответов – 5 пальцев

4 верных ответа – 4 пальца

3 верных ответа – 3 пальца и т.д.)

Учащиеся соотносят живые организмы с царствами












Ученики выбирают верный ответ, то есть убирают лишнее


Оценивание учителем словесным методом похвалы.

















Приложение 3.

Карточки с изображением, презентация










Презентация
















Физ. минутка «Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем все вокруг ( кружатся разведя руки в стороны)

- Ребята, а к какому царству мы отнесем стрекозу?

–А кто из вас знает и может поделиться интересной информацией о стрекозе, ее образе жизни.

Метод «Кинометафора» - просмотр видеофрагмента.

Рефлексия. Заполнить «Диаграмму Венна» по теме, выдели характерные признаки царств.

Дескрипторы:

- дает характеристику каждому царству

-сравнивает сходства и отличия 4 царств


ФО – «Сфетофор» (проверка учителем)

З еленый – выполнено 3 задания

Желтый –выполнено 2 задания,

Красный – задания не выполнены, выполнено только 1 задание


Выполняют физминутку /здоровьесберегающие технологии/




Работа каждого

Устное зрительное оценивание

Гимнастика












Видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=2UlPsM9yqDo

Домашне задание: (на выбор учащегося)

- составить список многообразия живых организмов своего края;

- подготовить сообщение о любом представителе живых организмов своего края;

- написать эссе или составить презентацию (из 5 слайдов) «Царство живой природы: например – грибы или растения….»


Подводит итог урока, выставляет баллы за урок.


































Приложение 1

Карточки для командообразования










































Приложение 2

Материалы для работы в группах

Рыбы. 1. Берикс Beryx decadactylus. 2. Морская собачка-павлин. 3. Попугай-рыба. 4. Обыкновенный морской окунь. 5. Желтополосая рыба-ангел. 6. Европейский керчак. 7. Пандака Pandaka pygmaea. 8. Парусник. 9. Скумбрия. 10. Обыкновенная ставрида. 11. Агономал Agonomalus proboscidalis. 12. Полосатый тунец. 13. Солнечник. 14. Звездчатая камбала.

15. Ремень-рыба. 16. Змееголов. 17. Трёхиглая колюшка. 18. Крупнопятнистый спинорог.

19. Четырёхрогий кузовок. 20. Обыкновенный морской чёрт.

Земноводные. 1 - кольчатая червяга; 2 - протей; 3 - красный ложный тритон; 4 -огненная саламандра; 5-обыкновенный тритон , самка, 6 - самец; 7 - малоазиатский тритон, самка, 8 - самец; 9 - аксолотль - личинка амбистомы ; 10 - зелёная жаба ; 11 - желтобрюхая жерлянка; 12 - дальневосточная жерлянка; 13 - квакша; 14 - двуцветный листолаз ; 15 - чесночница ; 16 - рогатка; 17 - изменчивый ателоп; 18 - венесуэльский короткоголов; 19 - южноафриканский узкорот; 20 - американская лягушка; 21 - остромордая лягушка, самец в брачном наряде, 22 - он же в обычном наряде; 23 - зелёная лягушка.



Пресмыкающиеся. 1. Греческая черепаха. 2. Китайский трионикс. 3. Габонская гадюка.4. Нильский крокодил. 5. Туатара (гаттерия).







Птицы. 1 — семицветная танагра; 2 — нектарница Фалькенштейна; 3 — францисканский ткачик; 4 — голубая амадина; 5 — обыкновенный поползень; 6 — большая синица; 7 — обыкновенная овсянка; 8 — белая трясогузка; 9 — клест-еловник; 10 — снегирь; 11 — голубая сойка; 12 — сорока.



Млекопитающие. 1. Крот, 2 Барсук, 3. Белка, 4. Кабан, 5. Благородный олень, 6. Летучая мышь,

7. Морский котик, 8. Дельфин.







Приложение 4

«Угадай группу растений».

Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Среди них есть фотоавтотрофы одноклеточные, колониальные или многоклеточные организмы, обитающие, как правило, в водной среде.

Объединены следующими признаками: наличие хлорофилла и фотоавтотрофного питания; у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом) на органы; отсутствие ярко выраженной проводящей системы; обитание в водной среде или во влажных условиях (в почве, сырых местах и т. п.). Они сами по себе не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.



Мхи


Мхи. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите. Мхи — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами).

Спорофит моховидных (носящий название спорогоний, или спорогон), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите. Спорофит состоит, как правило, из трёх элементов:

1. коробочки (или спорангия), в которой развиваются споры;

2. ножки (или спорофоры), на которой располагается коробочка;

3. стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.









Папоротники



Папоротники. Среди папоротников встречаются как травянистые, так и древесные формы жизни.

Лист папоротника — вайя

Тело папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизменённого побега и корней (вегетативного и придаточного). Листовидные органы папоротника называются вайями.

В лесах умеренной зоны обычно папоротники имеют короткий стебель, представляющий собой корневище, находящееся в почве. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной — паренхимной ткани. Вайи развёртываются над поверхностью почвы, вырастая из почек корневища. Эти органы обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров, обычно они служат для выполнения двух функций — фотосинтеза и спорообразования. Спорангии размещаются на нижней поверхности вайи, в них развиваются споры.






Голосеменные.

Голосеменные. Представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений не только по форме и размерам, но и по морфологии и анатомии. У большинства видов они игловидные (хвоя) или чешуевидные; Листья располагаются поодиночке, по два или несколько в пучках.

Водопроводящая система (ксилема) голосеменных состоит преимущественно из трахеид, и лишь у некоторых групп имеются настоящие сосуды.

Подавляющее большинство голосеменных — вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем и корневой системой, образованной главным и боковым корнями. Расселяются они семенами.

Покрытосеменные

Покрытосеменные. Образуют один из наиболее крупных отделов царства растений. Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Покрытосеменные растения — это дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста, пальма, подорожник и др. Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. У растений, относящихся к этому отделу, семена покрыты тканями плода, который образуется из завязи пестика цветка. Благодаря этим особенностям отдел получил название Покрытосеменные или Цветковые.

Приложение 3


ЗЕБРА

Знаменитая африканская лошадь. Она известна по своему полосатому окрасу , но мало кто знает, что зебры имеют не один, а целых три вида: пустынные, горные, равнинные.

ВОРОБЕЙ

Птица, которая находится рядом с нами. Люди настолько к ним привыкли, что даже не замечают их. Это небольшая птица размером не более 18 см и весом не больше 35 г. Впрочем такая физиология не мешает ей быть очень умной и осторожной

КРОКОДИЛ

Особый вид пресмыкающихся, образ жизни которых полуводный. По внешнему виду животное напоминает ровные камни, поэтому людям стоит быть особенно осторожными вблизи водоемов и растительности.

ЛЯГУШКА

Вид бесхвостых земноводных.

Тело удлинённое, череп овальный, морда немного заострённая. Сверху тело окрашено в буро-зелёный цвет разных оттенков с тёмными пятнами.

ЩУКА

При упоминании этого названия в памяти мгновенно всплывает воспоминание о сказке. Но на самом деле это существо не сказочное, а реальный хищник. Все тело и жабры покрыты чешуей.

РАК

 Если животное живет в воде или влажных местах, у него две пары усиков и органы дыхания жабры, хитиновый покров мо­жете быть уверены, что это ракообразное животное. Типичным представи­телем этого класса является речной рак.

ПАУК

Относится к типу членистоногие, классу паукообразные. Тело паукообразных состоит из двух частей: головогрудь и брюшко с расположенными на нем дыхательными отверстиями и шестью паутинными бородавками для плетения паутины.

КУЗНЕЧИК

Удлиненное тело, сжатая с боков голова и два овальных фасетчатых глаза кузнечиков.. Три пары ног выполняют разные функции: две передние пары предназначены для ходьбы, а задние мускулистые ноги кузнечика - для прыжков

УЛИТКА

Сухопутные моллюски, простые в уходе и довольно симпатичные животные. За всю жизнь каждый видел хоть раз этих скользких носителей домика. Встречаются они в разных местах: на виноградниках, огородах, лесной местности и даже в аквариумах.

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

Морские иглокожие беспозвоночные . Свое название получили благодаря своей оригинальной форме: они имеют от 5 до 40 конечностей (лучей). Обитают в основном на дне морей, начиная от приливно-отливной зоны и заканчивая глубиной в 10 километров.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

Длина дождевого червя составляет 10-13 см. Его тело напоминает шланг от стиральной машины: оно состоит из сегментов — плотных колец, соединенных тонкими эластичными связками. Благодаря им червь может свободно сворачиваться и растягиваться.