СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию 2022-2023 «Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию 2022-2023 «Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов старших дошкольников»»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида№ 16»




















Индивидуальный план по самообразованиюна 2022-2023г.

«Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов старших дошкольников»


















Воспитатель: Вавилова Е.А.









«Сегодняшние знания о мозге относительно невелики, если мы сравниваем их с тем, что нам еще предстоит открыть, и очень велики, если сравнивать их с тем, что мы знали всего несколько лет назад.»

Лурия А. Р.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Павлов И.П.

Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятия и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.

Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально- волевую сферу, памяти, мышления, речи и тд. Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить программу занятий, но и помогают развивать высшие психические функции. Для более плодотворной работы необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- Практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;

- Использование в работе дыхательных, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

- Привлечение семьи.

Актуальность темы:

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

Цель:

Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников подготовительной группы.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

3. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.

4. Составить конспекты игр и упражнений

5. Ориентировать семью на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

  • владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения    детей среднего дошкольного возраста;

  • повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.


План работы над темой:

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

- представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

- распространение опыта работы на уровне ДОО.


План работы:


Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Первичное Повторное нейропсихологическое обследование воспитаников

Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу»

Консультация «Что такое нейропсихологические игры?»

Октябрь

Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей

Консультация для родителей

«Польза нейроигр для ребенка»

Ноябрь

Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки»

Разработка памяток и буклетов для родителей

Декабрь

Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино»

Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно»

Январь

Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием

Изготовление буклета «Нейроигры это весело!»

Февраль

НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр


Использование игр и упражнений: запрещенное число, Дутибоп, запоминалоска и т.д

Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии»

Март

Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей с ОВЗ: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д

Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома»

Апрель


Повторное нейропсихологическое обследование воспитанников

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов

Создание картотеки «Заряжалка для мозга»

Май

Демонстрация опыта в форме открытого занятия

с применением базовых нейропсихологических технологий

Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми

Литература по теме самообразования:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.

3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. ГавааЛувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.

4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.

5. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.

6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.

7. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.

8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В. В. Петрушинского. — М., 1994.

9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.

10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.

12. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.

15. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.