Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад комбинированного вида№ 16»
Индивидуальный план по самообразованиюна 2022-2023г.
«Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов старших дошкольников»
Воспитатель: Вавилова Е.А.
«Сегодняшние знания о мозге относительно невелики, если мы сравниваем их с тем, что нам еще предстоит открыть, и очень велики, если сравнивать их с тем, что мы знали всего несколько лет назад.»
Лурия А. Р.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Павлов И.П.
Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятия и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.
Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально- волевую сферу, памяти, мышления, речи и тд. Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить программу занятий, но и помогают развивать высшие психические функции. Для более плодотворной работы необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;
- Использование в работе дыхательных, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
- Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.
Цель:
Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников подготовительной группы.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
3. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.
4. Составить конспекты игр и упражнений
5. Ориентировать семью на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.
Предполагаемый результат:
владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста;
повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
План работы над темой:
1.Организационно-ознакомительный (диагностический)
- постановка проблемы;
- подбор и изучение литературы по проблеме;
- определение целей и задач работы над темой;
- планирование работы по самообразованию.
2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);
- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
3.Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;
-оформление результатов работы по теме самообразования;
- представление материалов;
- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;
- распространение опыта работы на уровне ДОО.
План работы:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме. Первичное Повторное нейропсихологическое обследование воспитаников Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» | Консультация «Что такое нейропсихологические игры?» |
Октябрь | Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей | Консультация для родителей «Польза нейроигр для ребенка» |
Ноябрь | Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» | Разработка памяток и буклетов для родителей |
Декабрь | Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино» | Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно» |
Январь | Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием | Изготовление буклета «Нейроигры это весело!» |
Февраль | НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр Использование игр и упражнений: запрещенное число, Дутибоп, запоминалоска и т.д | Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии» |
Март | Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей с ОВЗ: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д | Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома» |
Апрель | Повторное нейропсихологическое обследование воспитанников Сравнительный количественный и качественный анализ результатов | Создание картотеки «Заряжалка для мозга» |
Май | Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий | Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми |
Литература по теме самообразования:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. ГавааЛувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
5. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
7. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.
8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В. В. Петрушинского. — М., 1994.
9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.
10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.
12. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
15. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.