СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию «Использование приёмов нейрогимнастики и кинезиоупражнений на логопедических занятиях для повышения эффективности коррекционного процесса» на 2023 – 2025 уч.год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлен план по самообразованию Нейропсихологический подход в процессе логопедических занятий

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию «Использование приёмов нейрогимнастики и кинезиоупражнений на логопедических занятиях для повышения эффективности коррекционного процесса» на 2023 – 2025 уч.год.»


МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска»


















ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ


«Использование приёмов нейрогимнастики и кинезиоупражнений на логопедических занятиях

для повышения эффективности коррекционного процесса»

на 2023 – 2025 уч.год.











Составитель: учитель – логопед

Камкина Александра Валерьевна









Обоснование выбранной темы

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с ТНР, число которых бурно увеличивается год от года.

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин, Т. А. Ткаченко). Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченко и др.), что естественно отражается на формировании психического развития.

Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же происходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.

По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.

Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.


Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ (ТНР).

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме.Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

  2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.

  3. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.

  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.

  5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.

  6. Просветить родителейв вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.

  7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.

  8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.


Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

  • желание улучшить образовательный процесс;

  • повышение эффективности логопедических занятий.


Этапы работы

  1. Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

  • Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.

  • Изучение инновационных нейропсихологических технологий.

  1. Практический

Цель:практическое применение знаний, умений, навыков.

  • Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.

  • Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий.

  • Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.

  1. Отчётный

Цель: подведение итогов работы.

  • Выступление в рамках педагогического совета «Использование кинезиологического оборудования как инновационная технология в практической работе учителя-логопеда»

  • Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития для родителей.


Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

  • интернет-ресурсы и медиа-информация;

  • семинары – практикумы, конференции;

  • дистанционные курсы повышения квалификации.


Предполагаемый срок реализации:реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.



Понятийный словарь



Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.



Кинестетика - мировосприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека, по сути кинестетику можно назвать синонимом осязания, так же широко применяется термин – тактильное чувство.

Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.


Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.



Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.


Тяжелые нарушения речи (ТНР) -это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат, продукт деятельности

1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования

1. Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.


Август – сентябрь 2023

Составление плана работы по теме самообразования «Использование приёмов нейрогимнастики и кинезиоупражнений на логопедических занятиях

для повышения эффективности коррекционного процесса»


2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Сентябрь-октябрь 2023

Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг.

Список литературы представлен ниже и будет пополняться в ходе работы над темой.


2. Обзор  передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе по коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста (через сеть Интернет)

Сентябрь-октябрь 2023

Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег в области использования нейропсихологических знаний в логопедии.

2. Практический этап работы по теме самообразования

1. Освоение и внедрение в логопедическую практику базовых нейропсихологических технологий в коррекции ТНР детей старшего дошкольного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования

В течение двух лет 2023-2025 уч.гг

2023-2024 уч.гг

Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию речи детей с ТНР с использованием нейропсихологического и кинезиологического подходов, метода межполушарного взаимодействия.

2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования (не менее 36 часов); активное и постоянное участие в он-лайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок» и др.)

Курсы повышения квалификации – в течение

2024-2025 уч.гг.


Семинары и вебинары – постоянно в течение двух лет.

Удостоверение о повышении квалификации;



Сертификаты о прохождении вебинаров.

3. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет на учительских сайтах и порталах (Инфоурок, НС-портал и др.)

Постоянно в течение двух лет.

Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах.

4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований

Октябрь 2023- апрель 2025 гг.

Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: рокерборд, межполушарные доски, «умные мячики»,  мешочки с песком, деревянная напольная стенд-мишень, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная и др.

Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры.


5.Нейропсихологическая диагностика дошкольников с ТНР.

Сентябрь 2023 (старшая группа)


Сентябрь 2024 (подготовительная группа)


Анализ показателей уровня развития детей.

6. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных нейропсихологических технологии: создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий

В старшей группе – октябрь 2023-май 2024,

В подготовительной группе октябрь 2024 – апрель 2025

Перспективное планирование, конспекты, домашние задания с использованием заданий на межполушарное взаимодействие и кинезиологических упражнений.

7. Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования

Октябрь 2023 (старшая группа)


Октябрь 2024 (подготовительная группа)

Консультация-презентация для родителей по теме: «Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»


Консультация-презентация по теме: «Использование приемов кинезиотерапии в домашних условиях при выполнении методических рекомендаций учителя-логопеда» .


8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний)

А) Разработка памяток и буклетов для родителей



Б) Оформление информационного материала в уголке логопеда











В) Проведение мастер-классов или он-лайн консультаций с родителями в чатах Ватсап

В течение двух лет

Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза»,

«Развитие межполушарного взаимодействия», «Кинезиология и биоэнергоплатика в работе учителя-логопеда» и др.



Папки-передвижки «Двуручное письмо», «Нейрогимнастика в домашних условиях», «Игры и упражнения на межполушарное взаимодействие», «Нейропсихологический подход в профилактике дислексии и дисграфии»



Индивидуальное консультирование родителей по выполнению домашних заданий


3. Отчётный этап работы по теме самообразования


1. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования


После 1-1,5 лет работы над темой

Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения нейропсихологических приемов и методов в логопедическую практику»


2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ, для учителей-логопедов методического объединения города и района:

А) Открытый показ занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.





Б) Создание консультаций – презентаций и мастер-классов для педагогов ДОУ и учителей-логопедов МО по теме самообразования «Использование приёмов нейрогимнастики и кинезиоупражнений на логопедических занятиях

для повышения эффективности коррекционного процесса»















В) Проведение деловой игры «Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР (ОНР) дошкольного возраста»








В конце второго года работы над темой (март- апрель 2025)




Март 2024 г.















Ноябрь 2024 г.











Февраль 2025 г.







Конспект и презентация открытого занятия






Консультации-презентации из опыта работы:

1. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции: тактильно-кинестетическая нейростимуляция, нейростимуляция с помощью биоэнергопластики, модульная система нейростимуляции и автоматизации звуков;


2.Нейроигры как средство коррекции тяжелых нарушений речи



Сценарий деловой игры, ее проведение и анализ.

3. Оформление результатов работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР».


Май-июнь 2025г.

Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования.








каленДАРно-тематическое планирование в рамках темы самообразования

«УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

на 2023-2024 учебный год



(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)




Месяц


Содержание работы с детьми


Оборудование

Работа с родителями и педагогами


Октябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

- Глазодвигательное упражнениес ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

-Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34).

Изготовление пособия «Нейрокарточ-

ки»

Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений.


Ноябрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение«Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

-Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»


Декабрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

- Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия «Жесты».

Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/)


Январь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 7,8, с.69-88).

Изготовление пособия «Змейки».

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)


Февраль

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 9,10, с.89-106).

Изготовление пособия «Нейротаблич-

ки» (говорим-

дышим-показы-

ваем)

YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg)


Март

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки: «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 11,12, с.106-

122).

Изготовление пособия «Мнемокарточ-

ки с нейроритма-

ми»

Семинар для педагогов и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» (в записи, ссылка на облако)


Апрель

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

- Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака».

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 13,14,15, с.122-146).

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Мастер – класс для педагогов

«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».




ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.



Литература:


  1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.

  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

  3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

  4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.

  5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.

  6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.

  7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.

  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.

  9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

  10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

  11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!