Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»
План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.»
Выполнила:
Кобчикова Анна Сергеевна
2024
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель: развивать мелкую моторику рук посредством дидактических игр у детей с нарушениями речи с целью коррекции их речевого развития и подготовки руки к письму.
Задачи:
- совершенствовать координированные движения пальцев рук у детей;
- формировать тактильные ощущения, создавая представления о предметах и признаках;
- учить детей выполнять упражнения в разных темпах обеими руками поочередно и одновременно;
- развивать у детей, посредством дидактических игр пальцы и кисти рук.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
Формы работы:
• совместная работа с детьми;
• индивидуальная работа;
• свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые
приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от
творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают
вопросы.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями - консультации и беседы.
I этап - Организационно-диагностический.
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап - Теоретический.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр и т.д.)
III этап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Форма отчета:
1. Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторике дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку дидактических игр и пальчиковых игр.
Предполагаемые результаты:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Практическая часть.
Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координацию и точности движение руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
развивать воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческих активностей;
обогащение предметно – развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
повышение компетентности родителей в вопросе развитие речи детей, мелкой моторике с использованием дидактических игр.
Используемая литература:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2013. – 18 с.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014. – 18 с.
4. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2011. – 256 с.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014. – 96 с.
6. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей. – СПб. : КАРО, 2013. – 96 с.
7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 211 с.
8. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2015. – 320 с.
9. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2016. – 32 с.