Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 58 «Белочка» |
План по самообразованию
На тему:
«Развитие речевой активности воспитанников в процессе приобщения к истории и культуре родного края».
Подготовила воспитатель
Вербицкая С.А.
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Актуальность:
Чудесным даром наградила человека природа – речью. Но чтобы речь ребёнка была своевременной и правильной должно пройти время, а взрослые приложить немало усилий. К сожалению, в наше время родители часто забывают, что развитие речи ребёнка зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения начиная с первых дней его жизни.
Огромную роль в решении этого вопроса играет приобщение к истокам культурного наследия родного края посредством устного народного творчества. Произведения фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение, обогащают речь детей, способствуют развитию образного мышления.
В устном народном творчестве собрана вся история народа, его знания и духовное богатство, которое передаётся из поколения в поколение через: потешки, сказки, песенки, заклички, прибаутки и т. д., которые сочинил великий русский народ.
Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка, закладываются основы освоения разговорной речи, расширяются знания об окружающем мире.
Возможность использования фольклорных произведений развивает умение чувствовать мелодику и ритм родного языка, лаконичность, получает первые эстетические впечатления, приобщается к культуре своего народа.
Цель работы:
Повышение профессионального мастерства и компетентности;
способствовать речевому развитию детей седьмого года жизни посредством устного народного творчества родного края;
обогащать активный и пассивный словарь детей по средствам приобщения к истории и культуре родного края;
расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
изучить способы, методы и приемы активизации речи детей дошкольного возраста;
объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему краю, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
Приобщать детей к фольклору родного края, развивать речевую активность детей знакомя с народными сюжетами;
развивать умение показать эмоциональное отношение к произведениям народного творчества;
вовлечь родителей в процесс приобщения детей 2-3 лет к историко-культурному наследию родного края с помощью использования русского народного фольклора в повседневной жизни.
Предполагаемый результат:
Повысился интерес к народному творчеству родного края у детей и родителей;
повысился уровень развития речи детей раннего возраста;
повысился уровень использования малых форм народного творчества в повседневной деятельности детей в ДОУ и дома;
формирование речевого развития детей раннего возраста будет наиболее успешным если:
педагоги заинтересованы процессом формирования речи посредством использования различных форм устного народного творчества;
материал фольклора подобран с учетом возраста воспитанников;
организованно использование различных форм устного народного творчества во всех видах деятельности;
Срок работы над темой:
сентябрь – май 2020-2021 учебного года.
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.
3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности и совместной деятельности.
План работы
• Составление перспективного плана по теме. самообразования.
• Ознакомление с опытом работы коллег по теме, изучение статей в интернете.
Основные направления деятельности:
1 этап
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.
2 этап
1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного
учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).
3. Работа с педагогами. Обмен опытом.
4. Самореализация.
Работа с методической литературой.
Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребёнка».
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Создание презентации по теме «Использование фольклора в работе с детьми.
Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
Итоговые занятия:
- игровое занятие «Репка»
- развлечение «Зимние народные праздники»
- игровое занятие «Хоровод»
Консультация «Речевое развитие детей 2-3 лет»
Папка-передвижка «С пальчиками играем – речь развиваем»
Презентация «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к подвижным и хороводным играм
Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребёнка»
Отчёт о реализации темы самообразовательной работы на итоговом педсовете.
3 этап
Практическое решение проблемы.
Работа с детьми
• Разучивание песенок, потешек, прибауток и т. д…
• Прослушивание аудиозаписей с произведениями устного народного творчества
• Рассматривание иллюстраций к произведениям фольклора
• Разучивание обрядовых, колыбельных песенок
• Пальчиковые игры на основе русских народных потешек
• Проведение русских народных подвижных игр
В течении года.
• Итоговые занятия:
- игровое занятие «Репка» Ноябрь
- развлечение «Зимние народные праздники» Январь
- игровое занятие «Хоровод» Апрель
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для организации работы воспитателя по использования различных форм устного народного творчества во всех видах детской деятельности.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?___
4. Надо ли знать народные сказки и былины?_
5. Знаете ли Вы произведения фольклора вятского края?__
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?___
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?___
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?___
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___
Подведение итогов анкетирования Октябрь
• Консультация «Речевое развитие детей» Декабрь
• Папка-передвижка «С пальчиками играем – речь развиваем» Январь
• Презентация «Приобщение детей к истокам русской культуры» Март
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к подвижным и хороводным играм Апрель
• Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребёнка» Май
Литература:
• Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика –Синтез, Москва 2014.
• Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Детство-Пресс Санкт-Петербург 2015
• Образовательная программа «Ребёнок знакомится с родным посёлком» МКДОУ «Родничок» п. Косино, Зуевского района, Кировской области
• «Котомка сказок» издательство «О-Краткое» Вятка 2018
• Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» первая младшая группа – М. : Мозаика-Синтез, 2016
• Жаворонушки : песни, прибаутки, потешки, считалки (Составитель Г. Науменко. М. 1998)
• Интернет- ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.
• Интернет –ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста посредством использования малых форм устного народного творчества http://diplomba.ru/work/101329.