План по самообразованию
Тема:«Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности,
с применением метода инновационной технологии
Б.Блума «Кубик Блума»
Всё хорошее в людях - из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие личности. Опираясь на Приоритетный национальный проект "Образование", основной задачей, которого является модернизация российского образования, в педагогическую практику необходимо внедрять инновационные формы работы с детьми.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее - это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме…? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме, проектной деятельности? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т.д. И именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Но сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами еѐ получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Для достижения данной цели необходимо, чтобы педагог организовывал образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. И здесь педагогам может помочь таксономия Блума. Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог университета в Чикаго Бенджамин Блум сделал интересное открытие в результате интервью c известными музыкантами, математиками, пловцами. Он утверждал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Блум обследовал выдающихся людей, и на основе данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. . Работая в режиме ТРКМ , воспитатель перестает быть главным
Цель самообразования: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе использования проектной деятельности с использованием приема технологии развития критического мышления «Кубик Блума».
Задачи: для детей
Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой
-Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
-Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Развитие критического мышления
Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Для воспитателя
Изучение научно-методической литературы по данной проблеме
Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии
Продолжать работу над повышением научно - теоретического уровня, а образовательной области ”познавательное развитие”
Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах
Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.
Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Используя проектный метод в экологическом воспитании, необходимо придерживаться ряда принципов:
принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
Ожидаемый результат самообразования:
Повышение своей компетентности в вопросах формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов, создание педагогических разработок по теме
Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме
Сообщения, выступление на педагогическом совете
Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов
Планируемые результаты самореализации:
Выступление на педагогическом совете
Разработка проекта «Эколята-дошколята»
Изготовление «Кубика Блума»
Этапы реализации проекта.
Этапы | Основные задачи | Сроки |
Организационный | Изучение теоретических основ. | Сентябрь 2022 г. |
Разработка нормативных, организационно - педагогических, методических и материально-технических условий. |
Разработка учебно-методического комплекта. |
Основной | Проведение основных мероприятий по реализации темы. | Октябрь – Апрель 2022-2023 уч.г. |
Ведение мониторинга реализации по теме. |
Итоговый | Обобщение положительного опыта работы в рамках реализации проектной деятельности. | Май 2023 г. |
Трансляция опыта работы в СМИ. |
Анализ эффективности внедрения опыта, направленного на формирование экологической культуры у старших дошкольников. |
Содержание работы | Сроки |
Изучение инновационных технологий по формированию у детей экологической культуры и приема ТРКМ«Кубик Блума» - периодическое изучение нового материала на педагогических сайтах; - изучение нормативно-правовых документов; - посещение семинаров, конференций; - ознакомление с публикациями в печатных изданиях; - просмотр открытых ООД; Создание предметно – пространственной среды по экологии. Изучение условий организации экологической деятельности в своей группе, создание мини-лаборатории, музея природы. Разработка экологической тропы на участке. Определение и исследование педагогической компетентности по формированию экологической культуры у родителей (анкетирование родителей). Разработка ООД, проектов, тематического планирования по формированию у детей экологических представлений Разработка консультаций, семинаров-практикумов для родителей, родительских собраний по теме исследования. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по тематике. Проведение досугов, экологических, народных праздников. Участие в межрегиональных, российских, международных конкурсах. | Сентябрь В течение года Пополнение в течение года Октябрь В течение года Сентябрь – октябрь Пополнение в течение года Ноябрь В течение года В течение года Постоянно |
Содержание работы с детьми | Сроки |
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию: - моделирование ситуаций; -игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические и т.д.); - опытно-исследовательская деятельность; - разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок; - просмотр мультфильмов; - инсценирование сказок; Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: - «Праздник Урожая», «Широкая Масленица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды». -Участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах. Беседы на темы: -«Почему необходимо бережно относиться к природе» -«Значение воды в жизни людей» -«Подкормим птиц зимой», -«Значение почвы и воды в жизни всего живого», - «Мы друзья природы», -«Лес и наше здоровье», -«Поможем природе», -«Овощи и фрукты – лучшие продукты», -«О здоровой и вкусной пище» - «Эколята-дошколята» "Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", «Зеленая елочка – живая иголочка», «Посади деревце» - Выставки поделок из природного материала, из овощей и фруктов, из бросового материала. В. Н. Танасийчук «Экология в картинках» Знакомство с Красной книгой РФ В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» Г. Серебрецкий «Берегите птиц» В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал» Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли» Н. Т. Бромлей «Охотник» Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль». Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания. Консультации: -«Создание снежных построек на территории ДОУ» -«В союзе с природой» Ведение мониторинга реализации по теме. Участие в педагогических советах, метод объединениях, показ открытого занятия на уровне ДОУ. Сообщение из опыта работы: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» «Развитие критического мышления с помощью приема «Кубик Блума» Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет. Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места. Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи, картотек по экспериментам. Подбор материалов для работы с родителями. | В течение года В течение учебного года В течение учебного года октябрь В течение учебного года Постоянно Постоянно Май В течении года |
Содержание работы с родителями | Сроки |
Консультация «Ребенок и природа». Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая». Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». Анкетирование по экологии. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала Помощь родителей в изготовлении кормушек. Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету. Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Гербарий нашего края», «Берегите природу», посадка ягодных кустов, молодых деревьев на участке детского сада, огород и его оформление. Экологические акции: -«Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля» -«Птичья столовая» -«Зеленая елочка» -«Чистый город, участок» -«Мы спасем планету» -«Экологические знаки природы» Привлечение родителей в создание метеостанции, экологической тропы | Октябрь Февраль Апрель Сентябрь В течение года В течение года В течение года В течение года |
Список литературы
Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006.
Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.
Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М.: Мозаика- синтез, 2008.
Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 2008.
Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М.: Детство-Пресс 2010 г.
Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационнометодический отдел Управления образования ИКМО г.Казани, 2019. - с.102
Зотова Т.В. Учебное пособие «Азбука природолюбия»
Оценочные материалы:
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).
Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?
- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
Задание №2.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.
Задание №3.
Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №5.
Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.
- Какое время изображено?
- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?
- Чем занимаются люди в это время года?
Задание №6.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №7.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе).
Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:
Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;
Средний – от 1,7 до 2,3 баллов;
Низкий – от 1 до 1,6 баллов.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.