СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию учителя-логопеда. «Использование проектного метода в работе учителя-логопеда».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей коррекционной педагогики на современном этапе является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Проектный метод является актуальным и эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и педагогов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию учителя-логопеда. «Использование проектного метода в работе учителя-логопеда».»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

комбинированного вида Купинского района




План по самообразованию учителя-логопеда

Коцолапенко Галины Васильевны 



2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД




«Использование проектного метода в работе учителя-логопеда».









Тема: Использование проектного метода в работе учителя-логопеда.

Актуальность

Важнейшей задачей коррекционной педагогики на современном этапе является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Проектный метод является актуальным и эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и педагогов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников. Его использование в коррекционно-логопедической работе способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной активности, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников. Использование проектного метода в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, в значительной степени способствует формированию у ребенка мотивации самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения по навыкам общения. В процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности). Таким образом, проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС ДО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

В логопедической группе, проекты будут планироваться по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.











Цель


Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. 


Задачи:


1. Изучить литературу по теме самообразования.

2. Ознакомиться с инновационными разработками по использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе.

3. Разработать мини-проекты по лексическим темам.

4. Разработать проект, направленный на создание условий для активизации познавательно-речевой деятельности воспитанников и повышение качества усвоения учебного материала через использование метода проектов.

Этапы работы

1. Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2. Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

3. Практический
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы по самообразованию в процессе реализации.

4. Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

5. Внедренческий

Распространение опыта работы.

Информационные ресурсы

1. Богат В.Ф. Метод проектирования в детском саду // Ребёнок в детском саду – 2008 . - № 1.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 64 с.

6. Капкова И.Е. Роль учителя-логопеда и воспитателя в процессе использования проектной технологии в условиях логопедической группы ДОО. https://open-lesson.net/93/

6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д. Морозова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

7. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. - 48 с.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 95с.

9. Стрельникова О.С. Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками.

http://koncpekt.ru/detskiy-sad/raznoe/2411-proektnyy-metod-v-logopedicheskoy-rabote-s-doshkolnikami.html

10. Кириллова И.В. Образовательные проекты в ДОУ //  Воспитатель  ДОУ. –  2008 . – № 8.

11. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – с.66-72.

Интернет-ресурсы

1. http://www.ushinka.ru/item1919.html

2. http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия

3. http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0...

4. http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия

5. http://bookean.ru/catalog/detail/131310/

6. http://elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/41.

7. http://festival.1september.ru

8. http://nsportal.ru

9. http://logoburg.com


Результат по завершении изучения темы

1. Составить картотеку литературы по проектному методу.

2. Подготовить консультативный материал по данной проблеме:
«Использование проектного метода, направленного на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого

развития дошкольников с ТНР»
«Проектная деятельность с участием всех специалистов в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме.
4. Разработать мини-проекты по лексическим темам.

5. Начать разработку проекта «В страну красивой речи», направленного на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

6. Обобщить педагогический опыт работы.






План работы


Месяц


Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

и

в течение года

Изучение методической литературы по данной проблеме.


Изучение статей в журналах.



Консультации для родителей ««Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;



Октябрь, Ноябрь

- Изучение опытов педагогов ДОУ.

- Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.

- Разработать мини-проекты по лексическим темам.

- Привлечение родителей к совместной работе.

- Практическая деятельность

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектного метода, направленного на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого

развития дошкольников с ТНР»

Декабрь, январь

- Разработать мини-проекты по лексическим темам.

- Привлечение родителей к совместной работе.

- Начать разработку проекта «В страну красивой речи», направленного на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников

- Практическая деятельность


Индивидуальные задания родителям.


Консультации для родителей «Виды проектов и использование их в совместной с детьми деятельности»


Консультация для педагогов ДОУ

«Проектная деятельность с участием всех специалистов в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Февраль, март

- Разработать мини-проекты по лексическим темам.

- Привлечение родителей к совместной работе.

- Практическая деятельность

Реализация проекта

«В страну красивой речи»


Апрель

Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию  на педсовете;

Публикация в интернете презентации проекта для распространения педагогического опыта.


Выступление, публикация

Май

- Презентация по теме «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста».

Презентация



Картотека литературы

по теме самообразования «Использование проектного метода в работе учителя-логопеда»


1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений  / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.


В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, но будет несомненно полезна студентам, преподавателям психолого-педагогических специальностей, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.


2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.


В книгу вошел разнообразный теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса. В пособии подробно представлен опыт проведения семинара-практикума на тему «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Для воспитателей предложены практические образцы разработки проведения с детьми разного возраста групповых и межгрупповых проектов по содержанию единого тематического пространства «Экология человека» (эколого-исследовательской, продуктивной и социальной направленности деятельности). Пособие адресовано воспитателям детских садов.


3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).


В методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как формы активной работы с родителями в детском саду, обобщен опыт работы дошкольных образовательных учреждений по проектной деятельности, представлены разработки по семейным проектам, проектам выходного дня, краткосрочные и долгосрочные проекты в работе с родителями. Рекомендуется специалистам ДОУ и студентам педагогических и психологических вузов.


4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).


Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребенка. В брошюре отражен совместный опыт педагогов и детей ДОУ г. Волгограда и Волгоградской области по внедрению технологии проектирования, представлены типовые и оригинальные проекты.


5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.


В пособии раскрываются теоретические основы педагогического проектирования; определены его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявлены структура, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В приложении представлены: словарь педагога-проектировщика; инновационный проект «Детский сад будущего – 2008»; консультации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников по совместному проектированию, а также итоги проектной деятельности «Музей мяча», «Моя игрушка». Пособие адресовано руководителям дошкольных учреждений, организаторам дошкольного образования, преподавателям педагогических колледжей и вузов, студентам и аспирантам педагогических специальностей.


6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 95 с.


Пособие адресовано педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, работающим в инновационном режиме. Авторы выражают искреннюю благодарность за сотрудничество кандидату педагогических наук, заведующей лабораторией методической поддержки столичного образования НЛО. Пахомовой. Сборник составлен группой авторов на основе трехлетней экспериментальной работы ГОУ ЦРР - детский сад № 183 по проблеме Создание учреждения нового вида – Центра развития ребенка. Представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию творческих познавательных способностей детей. В Приложениях даны конспекты занятий, схемы осуществления проектов.


7. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет/ авт.-сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.


В пособии предложены материалы, раскрывающие педагогический опыт технологии проектирования как оптимального инновационного метода организации обучения дошкольников 3-7 лет, позволяющие интегрировать сведения из разных областей знаний и применить на практике различные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО, обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей в исследованиях, наблюдениях, творческих лабораториях, реализовать личностно ориентированный подход к дошкольному образованию. Представленные проекты и занятия способствуют многогранному развитию воспитанников, успешности каждого ребенка, качественным результатам педагогической деятельности. Предназначено педагогам и методистам ДОУ; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений; полезно родителям.


8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.


В издании представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга. Книга состоит из двух частей: часть I - программа "Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"; часть II - перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Издание предназначено для специалистов, воспитывающих и обучающих детей в специализированных коррекционных учреждениях: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, социальных педагогов.



9.  Богат В.Ф. Метод проектирования в детском саду // Ребёнок в детском саду – 2008 . - № 1.

10. Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7 – с. 76-80.

11. Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 3. – с. 18-22.

12. Кириллова И.В. Образовательные проекты в ДОУ //  Воспитатель  ДОУ. –  2008 . – № 8.

13. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – с. 66-72.

14. Крылова Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании // Современный детский сад.-2007. -No11-С.17-26; No12. – С.26-34.

15. Молчанова С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 7. – с.25-29.

16. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие.- Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. - 48 с.

17. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным учреждением. – 2004. – № 4

18. Сапранова   С. И.  Проектная   деятельность  //  Воспитатель  ДОУ. –  2008 . – № 2 .

19. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами: методические рекомендации для учителей / М.А. Ступницкая // Школа здоровья / Ред. В.Н. Касаткин. – 2007. – № 4 – с. 54-63.

20. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода//  Воспитатель  ДОУ. –  2008 . - № 8.


Интернет-ресурсы:

1. Капкова И.Е. Роль учителя-логопеда и воспитателя в процессе использования проектной технологии в условиях логопедической группы ДОО.

https://open-lesson.net/93/

2. Стрельникова О.С. Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками.

http://koncpekt.ru/detskiy-sad/raznoe/2411-proektnyy-metod-v-logopedicheskoy-rabote-s-doshkolnikami.html