Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
комбинированного вида Купинского района
План по самообразованию учителя-логопеда
Коцолапенко Галины Васильевны
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Использование проектного метода в работе учителя-логопеда».

Тема: Использование проектного метода в работе учителя-логопеда.
Актуальность
Важнейшей задачей коррекционной педагогики на современном этапе является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Проектный метод является актуальным и эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и педагогов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников. Его использование в коррекционно-логопедической работе способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной активности, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников. Использование проектного метода в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, в значительной степени способствует формированию у ребенка мотивации самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения по навыкам общения. В процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности). Таким образом, проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС ДО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
В логопедической группе, проекты будут планироваться по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.
Цель | Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. |
Задачи: | 1. Изучить литературу по теме самообразования. 2. Ознакомиться с инновационными разработками по использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе. 3. Разработать мини-проекты по лексическим темам. 4. Разработать проект, направленный на создание условий для активизации познавательно-речевой деятельности воспитанников и повышение качества усвоения учебного материала через использование метода проектов. |
Этапы работы | 1. Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2. Прогностический Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. 3. Практический Формирование методического комплекса. Корректировка работы по самообразованию в процессе реализации. 4. Обобщающий Подведение итогов Оформление результатов работы 5. Внедренческий Распространение опыта работы. |
Информационные ресурсы | 1. Богат В.Ф. Метод проектирования в детском саду // Ребёнок в детском саду – 2008 . - № 1. 2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с. 3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. 4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 64 с. 6. Капкова И.Е. Роль учителя-логопеда и воспитателя в процессе использования проектной технологии в условиях логопедической группы ДОО. https://open-lesson.net/93/ 6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д. Морозова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с. 7. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. - 48 с. 8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 95с. 9. Стрельникова О.С. Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками. http://koncpekt.ru/detskiy-sad/raznoe/2411-proektnyy-metod-v-logopedicheskoy-rabote-s-doshkolnikami.html 10. Кириллова И.В. Образовательные проекты в ДОУ // Воспитатель ДОУ. – 2008 . – № 8. 11. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – с.66-72. |
Интернет-ресурсы | 1. http://www.ushinka.ru/item1919.html 2. http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия 3. http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0... 4. http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия 5. http://bookean.ru/catalog/detail/131310/ 6. http://elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/41. 7. http://festival.1september.ru 8. http://nsportal.ru 9. http://logoburg.com |
Результат по завершении изучения темы | 1. Составить картотеку литературы по проектному методу. 2. Подготовить консультативный материал по данной проблеме: «Использование проектного метода, направленного на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с ТНР» «Проектная деятельность с участием всех специалистов в работе с детьми, имеющими нарушения речи» 3. Систематизировать практический материал по данной проблеме. 4. Разработать мини-проекты по лексическим темам. 5. Начать разработку проекта «В страну красивой речи», направленного на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. 6. Обобщить педагогический опыт работы. |
План работы
Месяц | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь и в течение года | Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах. | Консультации для родителей ««Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»; |
Октябрь, Ноябрь | - Изучение опытов педагогов ДОУ. - Изучение методики проектирования педагогов в Интернете. - Разработать мини-проекты по лексическим темам. - Привлечение родителей к совместной работе. - Практическая деятельность | Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектного метода, направленного на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с ТНР»
|
Декабрь, январь | - Разработать мини-проекты по лексическим темам. - Привлечение родителей к совместной работе. - Начать разработку проекта «В страну красивой речи», направленного на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников - Практическая деятельность | Индивидуальные задания родителям. Консультации для родителей «Виды проектов и использование их в совместной с детьми деятельности» Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность с участием всех специалистов в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
|
Февраль, март | - Разработать мини-проекты по лексическим темам. - Привлечение родителей к совместной работе. - Практическая деятельность | Реализация проекта «В страну красивой речи» |
Апрель | Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на педсовете; Публикация в интернете презентации проекта для распространения педагогического опыта. | Выступление, публикация |
Май | - Презентация по теме «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста». | Презентация |
Картотека литературы
по теме самообразования «Использование проектного метода в работе учителя-логопеда»
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, но будет несомненно полезна студентам, преподавателям психолого-педагогических специальностей, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
В книгу вошел разнообразный теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса. В пособии подробно представлен опыт проведения семинара-практикума на тему «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Для воспитателей предложены практические образцы разработки проведения с детьми разного возраста групповых и межгрупповых проектов по содержанию единого тематического пространства «Экология человека» (эколого-исследовательской, продуктивной и социальной направленности деятельности). Пособие адресовано воспитателям детских садов.
3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
В методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как формы активной работы с родителями в детском саду, обобщен опыт работы дошкольных образовательных учреждений по проектной деятельности, представлены разработки по семейным проектам, проектам выходного дня, краткосрочные и долгосрочные проекты в работе с родителями. Рекомендуется специалистам ДОУ и студентам педагогических и психологических вузов.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребенка. В брошюре отражен совместный опыт педагогов и детей ДОУ г. Волгограда и Волгоградской области по внедрению технологии проектирования, представлены типовые и оригинальные проекты.
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
В пособии раскрываются теоретические основы педагогического проектирования; определены его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявлены структура, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В приложении представлены: словарь педагога-проектировщика; инновационный проект «Детский сад будущего – 2008»; консультации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников по совместному проектированию, а также итоги проектной деятельности «Музей мяча», «Моя игрушка». Пособие адресовано руководителям дошкольных учреждений, организаторам дошкольного образования, преподавателям педагогических колледжей и вузов, студентам и аспирантам педагогических специальностей.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 95 с.
Пособие адресовано педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, работающим в инновационном режиме. Авторы выражают искреннюю благодарность за сотрудничество кандидату педагогических наук, заведующей лабораторией методической поддержки столичного образования НЛО. Пахомовой. Сборник составлен группой авторов на основе трехлетней экспериментальной работы ГОУ ЦРР - детский сад № 183 по проблеме Создание учреждения нового вида – Центра развития ребенка. Представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию творческих познавательных способностей детей. В Приложениях даны конспекты занятий, схемы осуществления проектов.
7. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет/ авт.-сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
В пособии предложены материалы, раскрывающие педагогический опыт технологии проектирования как оптимального инновационного метода организации обучения дошкольников 3-7 лет, позволяющие интегрировать сведения из разных областей знаний и применить на практике различные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО, обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей в исследованиях, наблюдениях, творческих лабораториях, реализовать личностно ориентированный подход к дошкольному образованию. Представленные проекты и занятия способствуют многогранному развитию воспитанников, успешности каждого ребенка, качественным результатам педагогической деятельности. Предназначено педагогам и методистам ДОУ; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений; полезно родителям.
8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
В издании представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга. Книга состоит из двух частей: часть I - программа "Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"; часть II - перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Издание предназначено для специалистов, воспитывающих и обучающих детей в специализированных коррекционных учреждениях: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, социальных педагогов.
9. Богат В.Ф. Метод проектирования в детском саду // Ребёнок в детском саду – 2008 . - № 1.
10. Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7 – с. 76-80.
11. Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 3. – с. 18-22.
12. Кириллова И.В. Образовательные проекты в ДОУ // Воспитатель ДОУ. – 2008 . – № 8.
13. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – с. 66-72.
14. Крылова Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании // Современный детский сад.-2007. -No11-С.17-26; No12. – С.26-34.
15. Молчанова С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 7. – с.25-29.
16. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие.- Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. - 48 с.
17. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным учреждением. – 2004. – № 4
18. Сапранова С. И. Проектная деятельность // Воспитатель ДОУ. – 2008 . – № 2 .
19. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами: методические рекомендации для учителей / М.А. Ступницкая // Школа здоровья / Ред. В.Н. Касаткин. – 2007. – № 4 – с. 54-63.
20. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода// Воспитатель ДОУ. – 2008 . - № 8.
Интернет-ресурсы:
1. Капкова И.Е. Роль учителя-логопеда и воспитателя в процессе использования проектной технологии в условиях логопедической группы ДОО.
https://open-lesson.net/93/
2. Стрельникова О.С. Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками.
http://koncpekt.ru/detskiy-sad/raznoe/2411-proektnyy-metod-v-logopedicheskoy-rabote-s-doshkolnikami.html