План по самообразованию в первой младшей группе на 2023-2024 учебный год
Воспитателя: Голевкиной А.В.
Тема: «Нетрадиционные техники рисования»
Цели:
- формировать у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- мышления;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования:
- Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
- Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
- Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
- Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание кра сочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
Список литературы:
1. Рисование в ясельных группах детского сада. От рождения до школы. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. М-., 2022
2. КолдинаД.Н. Игровые занятия с детьми 2 –3 лет. –М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники / Под ред. Р.Г. Казаковой. –М., 2007.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. –М., 2010.
5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
[Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
План занятий
Сроки работы | Тема работы | Материал | Способ |
Сентябрь | Изучение литературы и методических пособий по теме самообразования | Учебная литература и методические пособия | |
Ноябрь Декабрь | Рисование пальчиками: « Осеннее дерево», «В лесу родилась елочка» | Гуашь, лист бумаги с изображением силуэта или без, салфетка | Ребёнок опускает указательный палец в гуашь и наносит пятнышки, точки на листе бумаги |
Январь | Кляксография: «Снег снежок» | Гуашь, цветной или чистый лист бумаги, салфетка | Ребёнок макает кисточку или пальчик в краску и хаотическими движениями руки наносит краску на лист бумаги. Воспитатель задаёт ребёнку вопросы: «На что похожа твоя клякса?» или «Что это?» |
Февраль | Рисование пробками: «Колеса для машины» | Гуашь любого цвета, лист бумаги, пробки от тюбиков из-под крема, зубной пасты или пластиковой бутылки | Ребёнок берёт пробку тремя пальчиками, обмакивает её в краску и оставляет отпечатки на листе бумаги |
Март | Рисование ладонями: «Цветочек для мамочки» | Альбомные листы с прорисованным стеблем и листьями, гуашь основных цветов, салфетки для рук, искусственные цветы | Ребёнок обмакивает всю ладошку в краску, прислоняет её к листу бумаги оставляя отпечаток, воспитатель дорисовывает детали рисунка |
Апрель | Рисование поролоном: «Солнышко лучистое» | Баночка с гуашью, лист бумаги с рисунком, нарисованным карандашом, кусочек поролона, салфетка | Ребёнок макает поролон в баночку с краской и проводит по листу бумаги с лева на право, закрашивая изображение |
Май | Ватными палочками: «Пошел дождь» | Ватные палочки, гуашь, лист бумаги | Ребёнок макает конец ватной палочки в краску и проводя ею или методом тычка оставляет отпечаток на изображении |