СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию воспитателя разновозрастной группы «Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проблемы их социализации»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - актуальнейшая из проблем современной действительности России. Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию воспитателя разновозрастной группы «Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проблемы их социализации»»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Сафоновский детский дом-школа»













План по самообразованию

воспитателя разновозрастной группы № 5

Кутейниковой Марии Александровны

на тему: «Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проблемы их социализации»

на 2023 – 2024 учебный год

























Педагог открыто и мужественно отвечает на вызовы времени, главный из которых – быть Духовно – нравственным Человеком и воспитывать Духовно – нравственного Человека



Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - актуальнейшая из проблем современной действительности России. Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

В обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети - сироты - дети, в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота (оставшийся без попечения родителей) – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким - то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью.

Ребенок, воспитывающийся в социальном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.

Социальная адаптация детей - сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная адаптация воспитанников детского дома является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации.

Наличие у детей - сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе. Известно, что большинство выпускников после выхода из детского дома не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходиться сталкиваться ежедневно. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться  с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и распределять бюджет, отстаивать свои юридические права.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами проживания в группе.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них - наличие единой системы взаимодействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном являются: занятия по социально - бытовому ориентированию. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития воспитанников. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка.    

Основная цель социальной адаптации воспитанников группы - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Основные направления работы по социальной адаптации, следующие:

- «Безопасность жизни» - воспитанники усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;

- «Жилые помещения» - даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жильем, создания и сохранения порядка, создание уюта, овладение навыками пользования бытовой техникой;

- «Культура поведения» - обучение правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам поведения в общественных местах, прививание знаний о семье и семейных отношениях, ценностях;

- «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, ремонту.

- «Ориентирование в окружающем мире» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации, обслуживающие население.

- «Отдых и досуг» - воспитание у детей умения занимательно и интересно для себя организовать свободное время, вовлечение воспитанников в досуговую деятельность детского дома – школы.

- «Охрана здоровья» - привитие воспитанникам привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.

- «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности, путем проведения кулинарных мастер – классов в группе.

Формы и методы работы по этим направлениям различны. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями - познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

Подготовка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Опираясь на четкое определение понятия социальная адаптация воспитанников детского дома - школы, можно более точно определить пути и способы воспитательной деятельности, формы организации профилактической работы и меры по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, включая восполнение жизнеобеспечения, усиления заботы о нем.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучение методической литературы, нормативно – правовых документов по данной теме.

  2. Дать психолого – педагогическое обоснование процесса социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях воспитания в разновозрастной группе детского дома – школы.

  3. Охарактеризовать проблемы, условия, содержание, направления социального воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях воспитания в разновозрастной группе детского дома – школы.

  4. Выявить результативность процесса социализации воспитанников группы в условиях детского дома – школы.

Основными нормативно - правовыми документами, освещающими проблемы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1. Конституция РФ;

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. Семейный Кодекс РФ;

4. Гражданский кодекс;

5. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ;

6. «Положение о деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г.


Тема

Используемая литература

Сроки

Мероприятия для воспитанников

1

Планирование

Нормативно – правовые документы

Арамов И.А. «Изучение ребенка в детском доме»,2005

Сентябрь

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой

Вовлечение воспитанников в досуговую деятельность

2

Эмоционально - личностные деформации.

Влияние разлуки с матерью на развитие ребенка

«Личность в условиях психической депривации» Алексеенкова Е.А., 2009

Октябрь

Диагностика с помощью шкалы наблюдений Д. Скотта

Беседа: «Плохо человеку, когда он один…»

3

«Негативное отношение к детям из детских домов»

«Психология сиротства»

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых,2007

Ноябрь

Беседа: «Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица»

4

«Межличностные отношения»

«Психология личности и межличностных отношений»,С. Нартова – Бочавер, 2001

https://psychlib.ru/mgppu/NBPl-001/NPL-001.HTM#hid68

Декабрь

Беседа, просмотр видеоурока «Межличностные отношения»

Неделя популяризации здорового питания

5

«Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь»

«Педагогическая система Януша Корчака» http://www.serdcevedenie.narod.ru

«Основы гуманной педагогики» Амонашвили Ш.А.,2017

Январь

Беседа: «Рациональные потребности человека.  Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях».

6

«Профессиональная ориентация воспитанников детского дома - школы»

Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей -сирот: учебное пособие для вузов, Л. В. Байбородова, 2024

Февраль

Беседа: «О мире профессий».

Интерактивно – ролевая игра «В жизнь»

7

«Неприспособленность к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


«Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков». Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова,1995


Март

Проведение воспитательных часов по темам: «Как справиться с эмоциями», «Поведение в конфликтах со сверстниками и взрослыми», «Изменение личной истории», «Я и моя тень»

8

«Финансовая грамотность как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-vospitannikov-detskogo-doma-kak-faktor-uspeshnogo-osvoeniya-sotsialno-ekonomicheskih-roley/viewer

Апрель

Проведение воспитательных часов по темам: «Личные доходы и расходы», «Экономика семьи. Что это такое?», «Покупки крупные и не очень», «Идем в магазин за покупками» 

9

«Формирование полезных привычек у воспитанников детского дома».

Написание отчета по самообразованию.

«Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа», Гербеев Ю.В.,2004

Май

Воспитательные часы по темам: «Личная гигиена девушки», «Личная гигиена юноши», «Декоративная косметика», «Что значит быть красивым?»