смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Сафоновский детский дом-школа»
План по самообразованию
воспитателя разновозрастной группы № 5
Кутейниковой Марии Александровны
на тему: «Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проблемы их социализации»
на 2023 – 2024 учебный год
Педагог открыто и мужественно отвечает на вызовы времени, главный из которых – быть Духовно – нравственным Человеком и воспитывать Духовно – нравственного Человека
Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - актуальнейшая из проблем современной действительности России. Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.
В обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети - сироты - дети, в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота (оставшийся без попечения родителей) – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким - то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью.
Ребенок, воспитывающийся в социальном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Социальная адаптация детей - сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация воспитанников детского дома является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации.
Наличие у детей - сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе. Известно, что большинство выпускников после выхода из детского дома не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходиться сталкиваться ежедневно. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и распределять бюджет, отстаивать свои юридические права.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами проживания в группе.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них - наличие единой системы взаимодействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном являются: занятия по социально - бытовому ориентированию. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития воспитанников. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка.
Основная цель социальной адаптации воспитанников группы - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Основные направления работы по социальной адаптации, следующие:
- «Безопасность жизни» - воспитанники усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;
- «Жилые помещения» - даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жильем, создания и сохранения порядка, создание уюта, овладение навыками пользования бытовой техникой;
- «Культура поведения» - обучение правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам поведения в общественных местах, прививание знаний о семье и семейных отношениях, ценностях;
- «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, ремонту.
- «Ориентирование в окружающем мире» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации, обслуживающие население.
- «Отдых и досуг» - воспитание у детей умения занимательно и интересно для себя организовать свободное время, вовлечение воспитанников в досуговую деятельность детского дома – школы.
- «Охрана здоровья» - привитие воспитанникам привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.
- «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности, путем проведения кулинарных мастер – классов в группе.
Формы и методы работы по этим направлениям различны. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями - познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
Подготовка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Опираясь на четкое определение понятия социальная адаптация воспитанников детского дома - школы, можно более точно определить пути и способы воспитательной деятельности, формы организации профилактической работы и меры по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, включая восполнение жизнеобеспечения, усиления заботы о нем.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
Изучение методической литературы, нормативно – правовых документов по данной теме.
Дать психолого – педагогическое обоснование процесса социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях воспитания в разновозрастной группе детского дома – школы.
Охарактеризовать проблемы, условия, содержание, направления социального воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях воспитания в разновозрастной группе детского дома – школы.
Выявить результативность процесса социализации воспитанников группы в условиях детского дома – школы.
Основными нормативно - правовыми документами, освещающими проблемы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
1. Конституция РФ;
2. Конвенция ООН о правах ребенка;
3. Семейный Кодекс РФ;
4. Гражданский кодекс;
5. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ;
6. «Положение о деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г.
№ | Тема | Используемая литература | Сроки | Мероприятия для воспитанников |
1 | Планирование | Нормативно – правовые документы Арамов И.А. «Изучение ребенка в детском доме»,2005 | Сентябрь | Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой Вовлечение воспитанников в досуговую деятельность |
2 | Эмоционально - личностные деформации. Влияние разлуки с матерью на развитие ребенка | «Личность в условиях психической депривации» Алексеенкова Е.А., 2009 | Октябрь | Диагностика с помощью шкалы наблюдений Д. Скотта Беседа: «Плохо человеку, когда он один…» |
3 | «Негативное отношение к детям из детских домов» | «Психология сиротства» А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых,2007 | Ноябрь | Беседа: «Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица» |
4 | «Межличностные отношения» | «Психология личности и межличностных отношений»,С. Нартова – Бочавер, 2001 https://psychlib.ru/mgppu/NBPl-001/NPL-001.HTM#hid68 | Декабрь | Беседа, просмотр видеоурока «Межличностные отношения» Неделя популяризации здорового питания |
5 | «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь» | «Педагогическая система Януша Корчака» http://www.serdcevedenie.narod.ru «Основы гуманной педагогики» Амонашвили Ш.А.,2017 | Январь | Беседа: «Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях». |
6 | «Профессиональная ориентация воспитанников детского дома - школы» | Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей -сирот: учебное пособие для вузов, Л. В. Байбородова, 2024 | Февраль | Беседа: «О мире профессий». Интерактивно – ролевая игра «В жизнь» |
7 | «Неприспособленность к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» | «Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков». Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова,1995 | Март | Проведение воспитательных часов по темам: «Как справиться с эмоциями», «Поведение в конфликтах со сверстниками и взрослыми», «Изменение личной истории», «Я и моя тень» |
8 | «Финансовая грамотность как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» | https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-vospitannikov-detskogo-doma-kak-faktor-uspeshnogo-osvoeniya-sotsialno-ekonomicheskih-roley/viewer | Апрель | Проведение воспитательных часов по темам: «Личные доходы и расходы», «Экономика семьи. Что это такое?», «Покупки крупные и не очень», «Идем в магазин за покупками» |
9 | «Формирование полезных привычек у воспитанников детского дома». Написание отчета по самообразованию. | «Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа», Гербеев Ю.В.,2004 | Май | Воспитательные часы по темам: «Личная гигиена девушки», «Личная гигиена юноши», «Декоративная косметика», «Что значит быть красивым?» |