ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя английского языка МБОУ СОШ№ 46 Мустафиной Земфиры Магсумовны на межаттестационный период: с2012 по 2016 годы.
Образование: высшее, закончила в г. Казани КГПИ в 1977 году по специальности английский и немецкий языки факультета иностранных языков. В 2016г. окончила курсы повышения квалификации в г. Набережные Челны р. Татарстан. Квалификационная категория – соответствие I категории Курсы повышения квалификации:
№ | Дата выдачи | Кол-во часов | Наименование ОУ | Тема |
7677 | 2011 | 108 | ФГБОУ ВПО Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов | Использование педагогических технологий учителем в предметной деятельности |
1553 | 2016 | 108 | Набережночелнинский Государственный Педагогический Университ | Достижение предметных, метапредметных технологий и личностных результатов в процессе обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС ООО |
Пояснительная записка. Методическая проблема, над которой работает учитель: «Использование проектной деятельности на уроках английского языка в младших классах». Срок реализации проблемы – 3 года Цели:
уметь видеть проблему в прогнозировании, во внедрении инноваций, в проектной деятельности, в исследовательской работе, в опытно-экспериментальной работе,
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений
ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении английского языка,
формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности. Задачи:
- реализация ФГОС НОО по иностранному языку как необходимого условия формирования базовых компетенций в урочной и во внеурочной деятельности учащихся;
- использование в педагогической деятельности методов, средств и форм обучения, способствующих повышению мотивации обучения, активизации самостоятельной деятельности обучающихся;
- развитие собственного уровня творческого потенциала и повышение уровня педагогического мастерства через освоение, внедрение и системное использование современных образовательных технологий;
- создание благоприятной психологической среды на уроках и во внеурочной деятельности.
для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Методы процесса самообразования:
Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
Копылова В.В. Методика проектной деятельности на уроках английского языка. М. 2003 г.
Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.
Иностранные языки в школе. М. Просвещение.
Урок иностранного языка: планирование и контроль (методические рекомендации)
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения)
Этапы самообразования
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Диагностический | 1.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2.посещение заседаний районного МО учителей гуманитарного цикла. 3.Изучение литературы (поиск в интернете) | В течение учебного года |
Прогностический | 1.Разработка пакета материалов для использования педагогических технологий по курсу в 2-4 классах. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | В течение учебного года |
Практический | 1.Систематически пополнять картотеку уроков и внеклассных мероприятий с использованием различных технологий 2.Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем. 3.Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы). 4.Апробация разработанных уроков на практике. 5.Разработка электронных презентаций, позволяющие развивать коммуникативные способности учащихся | В течение учебного года |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3.Выступление на заседании ШМО по теме самообразования. | В конце каждой четверти |
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования: Английский язык - Примерная программа по иностранным языкам. Английский язык (базовый уровень). Основное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru. - Авторская программа общеобразовательных учреждений по английскому языку для 2-11 классов М.З. Биболетова (М.: Просвещение, 2007) - Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | Сентябрь Октябрь В течение учебного года | + |
| | |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | В течение учебного года | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. | В течение учебного года | |
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Регулярно | |
3. Принимать активное участие в работе школьного МС и районного МО. | В течение учебного года |
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. | В течение учебного года | |
5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | |
6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение учебного года
| |
7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, спектаклей, интересных приемов и находок на уроке. | В течение учебного года | |
8. Разработать программы элективного курса по предмету. | В течение учебного года | |
9. Выступить с докладами, с творческим отчётом на тему «Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка» на заседаниях МО. | В течение учебного года | |
Информационно- коммуникативные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | Регулярно | |
2.Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии. | В течение учебного года | |
7.Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе .http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/kids-games http://www.teachingenglish.org.uk/?utm_source=te_medium=header-tab&utm_campaign=teachingenglish http://learnenglish.britishcouncil.org/en/ | В течение года | |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии: гимнастику. | Регулярно | |
Направления самообразования: Разработка уроков и мероприятий.
№ | Название, тема | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Оформление папки «Из опыта работы» | весь год | |
2 | Оформление материала «Грамматические игры » для 2-4 кл. | весь год | |
3. | Материал об использовании приемов проектного обучения в работе | апрель | |
4. | Сбор материала для библиотеки Интернет- ресурсов | весь год | |
5. | Подборка и оформление материала по теме «Проектные работы учащихся»: «The ABC»,«Я и мои друзья», «Моя семья», «Мой любимый питомец», «Мой класс», «Мой любимый праздник» и другие. | апрель-май | |
Ожидаемые результаты: Учитель: Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок. Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме:доклады, выступления на заседаниях педагогических советов Учащиеся: -Приобретение дополнительной возможности для самореализации. -Развитие уровня социальной и иноязычной коммуникативной компетенции. -Развитие личностных качеств. работе над проектами со 2-го класса.
Вывод: Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.
В межаттестационный период мне пришлось работать над следующими проблемами и противоречиями:
необходимость формирования и развития иноязычной коммуникативной культуры;
низкая познавательная активность учащихся;
неспособность части обучающихся эффективно работать с информацией (испытывают затруднения при самостоятельном поиске информации, не умеют выделить главное, применить материалы в практической деятельности);
недостаточная внутренняя мотивация учащихся к постоянному получению новых знаний в условиях перехода на качественно новый уровень организации образовательного процесса;
проблема родительского участия.
Объектом анализа мною была выбрана собственная педагогическая деятельность, направленная на развитие познавательной продуктивной деятельности младших школьников.
Предметом анализа являются результаты педагогической деятельности по внедрению и использованию методов, стимулирующих развитие познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.
Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяю развитию внутренней мотивации учащихся к изучению английского языка.
Уроки планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска, ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:
игровые технологии;
метод проектов;
обучение в сотрудничестве;
информационно-комуникационные технологии.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.
Игровые технологии. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, также предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На своих уроках я использую как обучающие игры, предложенные авторами УМК, так и играми, взятыми на различных образовательных сайтах, в том числе британских.
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/kids-games
http://www.teachingenglish.org.uk/?utm_source=te_medium=header-tab&utm_campaign=teachingenglish
http://learnenglish.britishcouncil.org/en/
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
В своей практике я начинаю учить учащихся работе над проектами со 2-го класса. Несложные проекты заложены авторами учебника в программу. Это такие проекты как: «The ABC»,«Я и мои друзья», «Моя семья», «Мой любимый питомец», «Мой класс», «Мой любимый праздник» и многие другие.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.
Метод обучения в сотрудничестве - метод, основанный на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 - 4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Я формирую группы следующим образом:
равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня, но группы между собой равносильны, всем группам дается одинаковое задание;
группы по уровням «сильные», «средние» и «слабые», которые будут выполнять задания разной степени сложности;
В каждой группе есть ответственный, который руководит работой в группе, а затем оценивает работу и вклад каждого члена группы.
Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;
-актуализируются полученные опыт и знания;
-повышается ответственность за результат коллективной работы.
В настоящее время широко используются информационно-коммуникационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Информационные технологии могут использоваться учителем на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.
Учащимся через ИКТ предоставляется чрезвычайное разнообразие информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставляется свободный выбор логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации, имеют практически неограниченный объем «поддерживающей информации» и играют огромную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребенка.
Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, содержащие всевозможные презентации, игры, тренажеры, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении.
Я считаю, что использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению речевых и коммуникативных задач, а это в свою очередь позволяет развивать различные навыки и формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
В своей работе я использую следующие электронные пособия:
- Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями – времена английского глагола;
- Мультимедийное электронное пособие – наглядный английский;
- Обучающая программа «учите слова»;
- Английский язык для школьников 1-4 классов. 1С: образовательная коллекция;
- «О любимом крае на английском» - электронное пособие;
- Обучающие игры «Spotlight»;
- «Мир вокруг нас»- обучающие игры на английском языке для школьников.
Мною подобраны различные упражнения для фонетической зарядки на уроке. Это считалки, песенки, а также интерактивная таблица для отработки английских звуков, взятая мною на британском сайте http://www.teachingenglish.org.uk/great . Создание определённой системы повторения звуков дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Использование данного ЦОР не только имеет большую практическую ценность, но и очень нравится учащимся начальной школы.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.