РАЗРАБОТАНОСПЕЦИАЛИСТАМИФЕДЕРАЛЬНОГОКООРДИНАЦИОННОГОЦЕНТРАПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
План проведения занятия для педагога с обучающимися 9 классов для проработки кризисного состояния
Целевая группа: обучающиеся 9 классов
Задание1 (4 мин.)
Педагог:«Добрыйдень!Давайтеначнемнашувстречусбыстрыхвопросовиответов. Сейчас я будузадавать вам вопросы, а вы, если ответ утвердительный, толькоподнимайте руку. Поднимите руку те:
Комубылотруднососредоточиться,выполняядомашнеезаданиекпонедельнику?
Ктонехотел сегодня идти вшколу?
Ктоговорилсблизкимиилидрузьямиввыходныеопроизошедшемвпятницу вечером?
Укогоестьпостояннаяпотребностьсмотретьновостнуюлентупоследние дни?
Ктонеможетсправитьсяснакопившимсянапряжением?»
Педагог по количеству ответов анализирует общее состояние обучающихся. Если утвердительных ответов много, то педагогу целесообразно прокомментировать следующимисловами:«Нашетревожноесостояниеявляетсянормальнойреакциейнатакие масштабныетрагическиесобытия.Мысопереживаем,испытываемцелыйкомплексчувств: грусть,страх,боль,желаниевыплакаться–этоестественнаячеловеческаяреакция,давайте немного поговорим об этом».
Задание2 (3 мин.)
Педагогпроизноситследующиеслова:«Вызнаете,что22марта2024г.вМосковской области в концертном зале Крокус Сити Холл был осуществлен террористический акт.
Терроризм–этооднаизформорганизованногонасилия,рассматриваемого какугрозаилиприменениесилыдляпричиненияфизическогоущербагруппелиц.Конечно, мы знаем, что терроризм существует во всем мире, пока ни одной стране не удалось искоренить это страшное явление полностью.
Во многих странах, и в нашей в том числе, созданы силовые ведомства, направленныенапресечениеготовящихсявооруженныхнападенийналюдей,имногие из таких попыток предотвращаются! Наша страна прикладывает все возможные усилия длятого,чтобыобеспечить безопасность людей наобъектах транспорта,инфраструктуры, досуговых и развлекательных мероприятий, усиливает меры безопасности с учетом современныхрисковиугроз,проводитученияотом,какдействовать всложнойситуации. Когда-нибудь террористическая угроза будет побеждена, но пока важно сохранять бдительность, помнить о необходимости соблюдать правила безопасного поведения.
Сейчасоказываетсявсевозможнаяпомощькаждомупострадавшему, ими занимаются врачи и психологи, чтобы сохранить жизни каждого человека. Главное, чтомыможемсейчассделать,–этонеподдаватьсяпанике,оказыватьподдержку и заботиться о себе, родных и близких.
Прошувас воздержаться от распространения неофициальной информации, которой сейчас много в социальных сетях. А также воздержаться от участия в массовых мероприятиях, встречах, поскольку на данный моментэто не безопасно.
Если кто-то пытается втянуть вас в разговор, распространяя неофициальную информацию, или пытается показать вам видеоматериалы с места трагедии, гибелью людей, – не спорьте, но старайтесь избегать погружения в травматический материал, обсужденияподробностей.Берегитесилы.Онибудутнужныдляпомощисебе и окружающим. Будьте внимательны друг к другу. Если заметили, что человеку плохо, окажите ему помощь или позовите взрослых. Взаимопомощь и взаимоподдержка сейчас важны как никогда.
Вы можете поделиться с родителями, со мной или школьным психологом своими переживаниями, в этой ситуации вы не одни!
Вы можете позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122. С вами поговорят, поддержат и окажут помощь опытные психологи. Круглосуточно. Бесплатно и анонимно.
Чтобы помочь вам лучше справляться с возникающим напряжением и настроитьсянаучебныезанятия,япредлагаювыполнитьвсемпростыеупражнения,которые в дальнейшем могут помочь вам преодолеть негативные эмоции.
Задание3 (1 мин.)
Упражнение«Бабочка».Головудержимпрямоинеподвижно,рукукладем на противоположное плечо или предплечье (левую ладонь на правое, правую на левое).По очереди необходимо хлопать себя по плечам (правое-левое). (Можно добавить движения глазами. Если по левому плечу хлопает правая рука, то глаза при неподвижной головесмотрятвлево,еслипоправомуплечу–леваярука,тоглазасмотрятвправо). При этом важно говорить себе: «Я сильный, я смогу», «Я справлюсь».
Задание4 (1 мин.)
Упражнение «Свеча и цветок». Сначала педагог с обучающимися должны задуть свечу: необходимо представить себе свечу, набрать полные легкие воздуха, взять «свечу» и быстро задуть ее. Потом нужно сразупредставить «цветок», взять его в руки и вдохнуть егоаромат.Послетого,каквдохнулиароматцветка,задержатьдыханиенатрисчета,потом сразу же снова гасить «свечу».
Упражнениенеобходимопроделатьдва-трираза.
Задание5 (1 мин)
Подведение итогов «Ребята, теперь вы не только понимаете, какие чувства могут возникать при переживании подобной ситуации, но и знаете психологические техники, которые сможете применять самостоятельно, чтобы совладать с ними».
Приложениедляпедагога:
Какпедагогунастроитьсяназанятиедляпроработкикризисного состояния
Сохраняйтеспокойствие
Детизамечаютэмоциивзрослых,ивсложныхразговорахимважнооперетьсянаваше спокойствие.
Скажитеопроизошедшемпростыми словами
В разговоре подбирайте слова в соответствии с возрастом. Избегайте лишних подробностей о произошедшем, но и не скрывайте информацию.
Дайтепочувствовать безопасность
Расскажите о том, что в момент теракта спецслужбы делали всё для того, чтобы пострадавшиеоказалисьвбезопасности.Напомните,чтовшколевырядомиотвечаете за их безопасность и готовы их поддержать.
Вместесдетьмивспомните,ктоизвзрослых отвечаетзаих безопасность
иктопомогаетим,когдачто-тослучается;ккомуонимогутобратитьсязапомощью и поддержкой (например, родители, родственники, учитель, спасатели, полицейские).
Проявитеинтерес
Расскажите о том, что после произошедшей трагедии каждый из нас может испытывать разные чувства (гнев, страх, разочарование, обиду). Все эти чувства нормальны, и дети всегда могут поделиться ими с родителями или учителем.
Поговоритеосаморегуляции
Поговоритеотом,какдетисамимогутсправитьсяс тревогой:
спомощьюспортаифизическихупражнений;
дыхательныеупражнения;
выраженияэмоцийчерезрисунки.
Спроситеудетей,чтоещеимпомогаетсправлятьсяснегативнымиэмоциями.
Отвечайтена вопросы
Дети, особенно младшего возраста, могут задавать вопросы, которые могут показатьсянезначительными,ноименноответынанихпомогаютребенкуразобраться в ситуации и вернуть ощущение безопасности. Дети черпают много противоречивой информацииизСМИисетиИнтернет,унихмогутпоявитьсяуточняющиевопросыпо тому, что они узнали из сторонних источников.
Будьтечестными
Сокрытиеинформацииилипопыткаее«замаскировать»толькоповыситтревожность детей.Необязательнораскрыватьдетям всеподробности,особенноте,которыеневлияют на трактование ситуации. Дети все равно узнают о произошедшем, поэтому будет лучше, если о ситуации им расскажет доверенный взрослый. Это поможет избежать вторичной травматизации – информационной.
Используйтеметодысаморегуляциисвоего состояния
Большинство техник дыхания можно выполнять в любом месте, когда вы чувствуете в них необходимость. Но, если у вас есть возможность, перейти в безопасное комфортное место для выполнения упражнений, сделайте это.