Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателя ГПД составлена для работы с обучающимися начальных классов в условиях общеобразовательной школы. Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет (1-4 классы), пребывающих в группе продленного дня. Программа краткосрочная, рассчитана на 1 учебный год.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.
Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Группа продленного дня (далее - ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС НОО, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей. Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Внеурочная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная работа, в нашем случае в условиях ГПД, позволяет развивать познавательную активности младших школьников. В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы интересно.
Актуальность программы заключается в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию интеллектуальных и творческих способностей, составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы с учетом возрастных особенностей младших школьников (7-10 лет).
В современных условиях работы школы основной целью работы ГПД является:
- оказание всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся;
- максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Воспитательные задачи на год:
Помочь обучающимся в усвоении образовательных программ. Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеурочной деятельности. Развивать познавательные процессы и интересы личности, интеллектуальные способности ребёнка.
Развивать основные нравственные качества личности ребенка. Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе. Развивать коммуникативные отношения ребенка. Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде. Воспитывать чувство коллективизма.
Развивать творческие способности детей на основе чтения, музыкальной, изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Развивать физические способности детей. Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены. Формировать полезные привычки. Особое внимание уделять здоровью обучающихся путем правильно составленного режима дня.
Подготовить младших школьников к обучению в средней школе
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, коммуникативное, социальное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, творческие работы, прогулки, спортивные часы, соревнования, общественно-полезные практики, инструктажи по технике безопасности в разных ситуациях и т.п.
План мероприятий по организации образовательного процесса в группах продленного дня представлен в календарно-тематическом плане воспитателя. Планирование рассчитано на 35 недель: 175 часов, 15 часов в неделю (3 часа в день) при 5-дневной рабочей неделе.
Концептуальные положения воспитательной работы в ГПД:
личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся;
создание условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностного, социально-личностного, познавательного, эстетического);
осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований;
реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах:
гуманизм и педагогический оптимизм, признание уникальности каждого ребенка;
гибкость, вариативность форм проведения занятий, разнообразие методов и приемов;
интеграция различных видов деятельности;
системность;
доступность;
научность;
создание развивающей ситуации;
занимательность;
сознательность и активность;
наглядность;
связь теории с практикой;
преемственность;
природосообразность.
Основные направления воспитательной работы в ГПД
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях. Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня по данной программе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях.
Учебное направление: работа над самоподготовкой обучающихся.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка - обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя. Цель самоподготовки - привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитываются самообразовательные возможности школьников, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках и упражнения в их практическом применении.
Конкретные задачи, которые ставятся перед самоподготовкой:
совершенствование организации выполнения домашнего задания;
расширение границ учебной работы, углубление содержания учебных предметов;
повышение мотивации и заинтересованности к занятиям, формирование положительного отношения к учебе;
организация совместно с учителем систематической консультационной работы с детьми;
получение доступных для самостоятельного освоения знаний, умений и навыков, и упражнения для их прочного усвоения;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
приобретение школьниками навыков самостоятельной работы и исполнительных навыков.
Работа по повышению качества знаний в течение учебного года:
Не допускать пропусков в группе продленного дня без уважительных причин.
Приучать детей самостоятельно выполнять домашние задания.
Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
Оказывать необходимую помощь в подготовке домашнего задания.
Дополнительно заниматься с детьми, которые слабо успевают, и доводить до сведения родителей состояние их успеваемости.
Принимать активное участие в различных конкурсах, викторинах, играх.
На занятиях группы продленного дня организовать взаимопомощь учащихся.
Воспитывать у детей интерес и любовь к чтению, обсуждать с детьми прочитанные ими книги и журналы.
Организовать совместно с библиотекарями и провести библиотечные уроки.
Вызвать у детей интерес к произведениям великих писателей и поэтов.
Формировать положительное отношение к устному народному творчеству, пополнение и уточнение словарного запаса.
Личностно-ориентированное направление:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданское и правовое воспитание;
- патриотическое воспитание, краеведение;
- трудовое и семейное воспитание;
- экологическое воспитание;
Задачи: приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Форма реализации:
Мероприятия клуба «Я и мир вокруг» (беседы, презентации, развивающие игры, конкурсы) формируют у детей представления о базовых идеалах и ценностях: обязанности ученика этикет и правила поведения нравственность экологическая культура история Отечества и родного края государственные и православные праздники.
При осуществлении трудового воспитания учитывается физиология детей младшего школьного возраста, особенности их организма и психики, их интересы и способности. Традиционные мероприятия по самообслуживанию проводятся с использованием элементарных приёмов труда: (дежурство в кабинете ГПД, проверка сохранности школьного имущества, учебных принадлежностей, посильная помощь на пришкольном участке и в уборке территории школы).
Культурно-просветительское направление: эстетика, этика, эрудиция.
Задачи:
Повышать образовательный и культурный уровень обучающихся.
Побуждать обучающихся к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, к развитию любознательности.
Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
Познакомить с понятиями «Этика» и «Эстетика».
Научить видеть красоту в природе, человеке, поступках, искусстве и жизни.
Развивать культурные взаимоотношения детей в коллективе и в целом в обществе.
Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
Знакомить детей с различными видами искусства.
Форма реализации:
Разнообразные формы и методы проведения клубных часов и КТД в рамках занятий клубов по интересам «Занимательный час», «Литературно-музыкальная гостиная», «Территория творчества» помогают решать эти задачи. Это познавательно-развлекательные беседы, игры, викторины, конкурсы творческих работ, литературно-музыкальные композиции, занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, беседы о прекрасном, выставки, праздники, чтение детской литературы, обсуждение прочитанного, знакомство с новыми книгами, музыкальные занятия, экскурсии и т. д.
4. Физкультурно-оздоровительное направление: физическое совершенство, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Формирование у обучающихся внутренней мотивации к здоровому образу жизни, понимания сущности здоровья как одной из главных жизненных потребностей.
- Организация двигательной активности младших школьников.
Форма реализации:
Игровая деятельность и прогулки с подвижными и спортивными играми на свежем воздухе, cпортивные часы, физкультразминки.
Мероприятия клуба «Безопасность и здоровье» (беседы, практикумы, тренинги) знакомят младших школьников с основами здорового образа жизни (режим дня, гигиенические навыки, правильное питание, правила закаливания, полезные и вредные привычки и т.д.) и основами безопасного поведения (правила дорожного движения, электробезопасность и пожарная безопасность, личная безопасность, правила поведения в природе и обществе, в чрезвычайных ситуациях и т.д.).
5. Коммуникативное направление: коллективно-творческое дело, досуг.
Задачи:
- Обучение детей коммуникативным навыкам, развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
- Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу.
Форма реализации:
Коммуникативное направление интегрируется во все направления деятельности воспитателя. В конечном итоге формируются умения и навыки в сфере общения. Тренинги общения; ролевые игры; встречи с интересными людьми; экскурсии; совместный отдых на природе; совместные занятия по интересам; коллективно-творческие дела, общественно-полезные акции и проекты.
6. Индивидуальная работа с обучающимися: содействие ребенку в проявлении индивидуальности.
Задачи: организация воспитательных дел, направленных на представление интересов обучающихся и презентацию их личных достижений.
Формы реализации:
При планировании индивидуальной работы учитываются принципы личностного подхода:
- самоактуализации - в каждом ребенке существует потребность в актуализации и развитии своих возможностей и способностей, воспитатель ему должен в этом помочь;
- индивидуальности – каждый ребенок должен быть самим собой;
- субъектности – надо помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности сообщества;
- выбора – какой я сделал выбор, таким человеком стал;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки.
Исходя из этого индивидуальная работа с учащимися строится на:
- изучении индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
создании условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся;
- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
- взаимодействии с родителями, администрацией, психологом с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- диагностике результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учете их личностных достижений.
Консультативная помощь в самоподготовке отстающим ученикам и детям с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение «трудных» детей, индивидуальные беседы, активизация конкурсной активности одарённых детей (персональные выставки, спортивные выступления, мероприятия состязательного характера). Эти мероприятия призваны создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки.
7. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников: планомерное конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников ГПД.
Задачи:
- Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
- Создание практики «культурного родительства».
- Обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
Педагогическое взаимодействие с родителями построено на принципах:
- совместной педагогической деятельности семьи и школы;
- сочетания педагогического просвещения с самообразованием родителей;
- уважения, внимания и требовательности к родителям со стороны педагогов;
- индивидуальной работы с родителями по поддержке развития их педагогической культуры;
- оказания помощи родителям в решении проблем с детьми; опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Направления работы с семьями школьников:
- изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др.;
- учет полученных сведений при организации взаимодействия; оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия
Формы реализации:
В начале учебного года создаётся картотека с подробными данными детей и родителей. Общение с родителями воспитанников происходит чаще всего в форме индивидуальных консультаций, организуются групповые фронтальные мероприятия к классным и общешкольным родительским собраниям: консультации для родителей c привлечением школьного психолога, анкетирование родителей, представление родителям результатов групповой психологической диагностики, участие родителей в совместных делах группы и праздниках, выступления на родительских собраниях,. дискуссионная площадка «Родительские секреты».
Система общеразвивающих занятий в ГПД
Назначение внеурочной работы в ГПД.
Это активный отдых обучающихся в разнообразно организующихся формах с целью предупреждения гиподинамии, восстановление работоспособности, снятие эмоционального и нервного напряжения, вызванных учебным трудом, развития стремления к общению и духовному обогащению. В комплексе воспитательные мероприятия в группе продлённого дня обеспечивают формирование личностных регулятивных познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы обучающихся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.
Прием детей в группу.
Сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате, выявление причины опоздания. Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Отдых и деятельность на воздухе. Спортивный час.
Прогулка с подвижными играми.
Восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности. Восстановление сил, работоспособности. формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Прогулка, экскурсия.
Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю. Восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие любви к труду, к природе.
Обед.
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды, соблюдать личную гигиену.
Переключение на умственную деятельность.
Восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения. Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
Физкультпаузы.
Поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда, выполнение двигательной активности.
Режимные моменты
Основные воспитательные задачи и направления деятельности
Самоподготовка.
Развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и умений, воспитание чувства взаимопомощи, товарищества. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Клубно-кружковая работа.
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. Физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов и способностей детей, воспитание организованности, коллективизма, дружбы, чувства прекрасного, расширение кругозора учащихся.
Подведение итогов дня.
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными.
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
Гигиенические требования к организации работы ГПД:
1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно не менее 45 минут.
2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.
3. Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.
4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.
5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной деятельностью, снизилось.
7. Рациональное построение режима дня в группе. Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:
8. Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
9. Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
10. У ребенка должны быть индивидуальные средства гигиены.
11. Перерывы между занятиями 10–15 минут.
12. В перерывы включать физкультминутки .
Циклограмма деятельности воспитателя ГПД:
Ежедневно:
- контроль за посещаемостью;
-контроль за поведением;
-контроль за самоподготовкой;
-контроль за питанием;
-наблюдение за взаимоотношениями детей;
-уход за комнатными растениями;
-контроль за порядком в классе.
Еженедельно:
-проверка дневников;
-индивидуальные беседы с учащимися;
-информационная служба новостей.
- инструктаж по технике безопасности.
Ежемесячно:
- участие в общественных делах школы;
- подведение итогов за месяц;
Ожидаемые результаты
Модель выпускника начальной школы ГПД:
Любит учиться.
Внимателен, самостоятелен.
Помогает другим.
Любит трудиться.
Любит свою школу, свой город, свою Родину.
Знает и выполняет правила для учащихся.
Участвует в делах класса и школы.
Добр по отношению к людям.
Соблюдает культуру поведения.
Ожидаемые результаты на конец учебного года:
Повышение качества обучения обучающихся, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении.
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся.
Развитие самостоятельности.
Формирование у школьников полезных привычек, гражданской позиции, объективного подхода к себе и окружающим, ответственности за свои поступки;
Формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Уровень сформированности УУД:
Регулятивные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Коммуникативные УУД:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Познавательные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
расширение кругозора учащихся.
Планируемые образовательные результаты внеурочной деятельности можно разделить
на три уровня:
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
К концу учебного года обучения учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для выполнения домашнего труда;
для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы, произведений искусства;
осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учёбы;
оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей;
поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов;
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Формы диагностики учета результатов воспитательной работы в ГПД
Разработана программа мониторинговых исследований воспитанности обучающихся, посещающих ГПД. Исследование уровня воспитанности проводится два раза в год (в сентябре и мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
Критерии эффективности реализации программы:
Диагностика сформированности универсальных учебных действий.
Диагностика развития психических функций.
Диагностика формирования ОУН (общеучебных умений и навыков).
Диагностика мотивации к обучению.
Мониторинг уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Мониторинг позитивных межличностных отношений в ученическом коллективе. Социометрия коллектива.
Мониторинг сформированности детского коллектива.
Мониторинг изучения нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в коллективе. Методика «Магазин», «Незаконченное предложение».
Мониторинг степени участия каждого ребенка в мероприятиях.
Мониторинг уровня воспитанности с использованием методики Н.П. Капустина.
Мониторинг уровня удовлетворенности родителей.
Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература:
1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1 - 2 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина – М.: ВАКО, 2007
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3 - 4 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина – М.: ВАКО, 2008.
3. Лыкова И.А., Художественный труд. – Москва: КАРАПУЗ, 2008
4. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации. - Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.
5. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011.
6. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня //Болховитин С.М., Огородников А.А. - Начальная школа". – 2011. - № 2.
7. Казанцева Н.В. Программа деятельности группы продленного дня // «Завуч начальной школы». - 2008. - № 1.
Образовательные сайты, использованные при подготовке к занятиям:
www.proshkolu.ru
festival.1september.ru
www.prodlenka.org
www.nachalka.com
pedsovet.org
www.uchportal.ru
www.zavuch.info
infourok.ru
nsportal.ru
Материально-техническое обеспечение
Кабинет группы продлённого дня с выделенными зонами для учебной и игровой деятельности, спортзал или спортплощадка (для подвижных игр).
Мультимедийный комплекс для демонстрации презентаций и видеоматериалов.
Компьютеры и ноутбуки, подключенные к сети Интернет (для создания творческих проектов).
Ксерокс.
Принтер.
Видеокамера, фотоаппарат.
Медиатека аудиозаписей, DVD-дисков c мультфильмами и видеороликами.
Игры и игрушки, спортинвентарь для подвижный игр.
Маски, элементы костюмов, используемых в процессе игр-драматизаций.;
Дидактический материал и наглядные пособия (карточки, раздаточный материал для диагностических процедур, для игр, упражнений, иллюстраций к сказкам и т.д.)
Примерный план работы воспитателя ГПД
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Комплектование ГПД, утверждение режима работы | сентябрь |
2 | Комплектование ГПД, утверждение режима работы: -социальный состав, -состояние здоровья, -овладение навыками учебной работы и интеллектуального развития, -успеваемость учащихся, их отношение к учебе, -творческие возможности и интересы воспитанников, -психолого-педагогические проблемы, -формирование нравственной позиции воспитанников, -формирование коллектива. | 1 триместр |
3 | Оформление документации и уголков ГПД в классных комнатах. | В течение года |
4 | Определение актуальных проблем воспитания и развития воспитанников | 1 триместр |
5 | Планирование воспитательной работы (мероприятия, темы бесед, названия игр, чтение книг, посещение библиотеки…) по основным направлениям деятельности: -спортивно-оздоровительное (беседы о пользе закаливания, как одеваться в разное время года, о видах сорта, физкультминутки, посещение спортзала, игры на воздухе. -учебное (познавательные игры, знакомство с новыми книгами, обсуждение прочитанного, конкурсы, викторины. -эстетическое (беседы о прекрасном, выставки, праздники. -санитарно-просветительское (беседы по ПДД, поведение во время каникул, прогулок, о противопожарной безопасности, правила техники безопасности) -нравственно-патриотическое (знакомство с обязанностями, беседы о поведении, истории Отечества) -трудовое (организация дежурства в группе, беседы о профессиях, изготовление подарков к праздникам, уход за растениями) -работа с родителями (индивидуальные беседы) | еженедельно |
6 | Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов и уровня сформированности у учеников общественных навыков и умений | В течение года |
7 | Сотрудничество с медико-психологическими службами, руководителями дополнительного образования. | В течение года |
8 | Организация работы со слабоуспевающими и мотивированными учащимися. Разработка индивидуальных приемов работы, инструкций, памяток, опорных схем). | В течение года |
9 | Работа по самообразованию воспитателя (выбор темы, изучение современных достижений педагогической науки, выступление на заседании м/о по результатам самообразования | Сентябрь-февраль |
10 | Создание условий для успешной работы в ГПД (соблюдение санитарно-гигиенического режима, материально-технических условий, создание копилки игр) | В течение года |
11 | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей, привлечение родителей к подготовке и проведению досуговых мероприятий в ГПД | 1 раз в триместр |
12 | Совместное проведение с учителем праздников, экскурсий, проведение открытых занятий в ГПД, общешкольных мероприятий | По индиви-дуальному плану |
13 | Анализ работы ГПД за учебный год и выработка рекомендаций к плану на следующий учебный год | 3 триместр |
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Сообщить родителям о режиме работы ГПД, о том, что необходимо иметь при себе учащимся для успешного пребывания в группе. | сентябрь |
2. | Привлекать воспитанников ГПД на занятия в д/о. Составить списки учащихся, которые будут посещать д/о в школе. | сентябрь |
3. | Иметь в журнале графики работы д/о психолога, логопеда, консультаций. | сентябрь |
4. | Организовать в группах классные библиотеки с целью привития детям интереса и любви к книгам. | сентябрь |
5. | Оборудовать уголки по ИЗО, конструированию, выставки детских работ. | сентябрь, октябрь |
6. | Работать над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности. | в течение года |
7. | Проводить работу по изучению ПДД. | 1 раз в неделю |
8. | Проводить беседы с детьми по ОБЖ (нельзя брать в руки незнакомые предметы, быть осторожными и внимательными на улице, в лифте, в общественных местах и т.п. | 1 раз в неделю |
9. | Привлекать учащихся к общественно-полезному труду (уборка класса, пришкольной территории) | ежедневно |
10. | Регулярно проводить «Клубные часы», где должны раскрываться талант, знания, умения уч-ся (здоровье, путешествие, моя семья, спорт, умелые руки). | 2 - 3 раза в неделю |
11. | Принять участие в подготовке и проведении школьных праздников: «Золотая осень» «Новый год» «День защитника отечества «Женский день. 8 Марта» «День Победы» «Прощай, школа! Здравствуй, лето!» | октябрь декабрь февраль март май май |
12. | Регулярно проводить викторины и конкурсы: на лучший рисунок, на лучшего чтеца. | ежемесячно |
13. | Конкурс эрудитов, «Что? Где? Когда?», «Хочу все знать!», «Осенний марафон» | 1 раз в неделю |
14. | Ежедневно проводить с детьми подвижные игры, знакомить с новыми и забытыми старыми играми («Салки»,«Светофорчики», «Краски», «Веселые эстафеты», «Горелки», «Лапта», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.) | ежедневно |
15. | Постоянно поддерживать связь с учителями школы, работать в контакте при проведении самоподготовки. | ежедневно |
16. | Владеть методикой работы по развитию ученического самоуправления в группах. | в течение года |
17. | Постоянно пополнять библиотеку воспитателя литературой, которая помогла бы в работе. | в течение года |
18. | Участвовать в работе методических объединений, педсоветов. | в течение года. |
Календарно-тематическое планирование ГПД на 2021 -2022 г
Дата проведения | Содержание занятия | Примечание | | |
1.09.- 3.09 | 1.Беседа. "О правилах безопасности в школе и на школьном дворе." | | | |
2.Работа с цветной бумагой | | | |
3.Экскурсия на природу. | | | |
06.09 – 10.09 | 4.Рисунки на тему: "Какие я знаю дорожные знаки". | | | |
5.Настольные игры. | | | |
6.Чтение и обсуждение сказок К. Чуковского | | | |
7.Рисунки на тему: "Золотая осень". | | | |
8.Конкурс: «Лучший рассказ о летних каникулах» | | | |
13.09 – 17.09 | 9.Разгадывание кроссвордов. | | | |
10.Конкурс загадок об осени. | | | |
11.Аппликация. "Осенний листопад". | | | |
12.Композиция из засушенных листьев. | | | |
13."Личная безопасность на улице". | | | |
20.09 – 24.09 | 14.Чтение рассказа В.А. Осеевой "Осенние листья". | | | |
15.Лепка "Осеннее дерево". | | | |
16.Чтение рассказа В.В. Бианки "Музыкант". | | | |
17.Чтение стихотворения А. Твардовского "Лес осенью". | | | |
18.Аппликация из осенних листьев. | | | |
27.09 – 01.10 | 19.Чтение стихотворения А Майкова "Осень". | | | |
20.Викторина: "Осень золотая". | | | |
21. «Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать». | | | |
22.Работа с пластилином: «Цветные бусины» | | | |
23.Посещение библиотеки | | | |
11.10 – 15.10 | 24.Чтение рассказа А. Толстого "Сорока". | | | |
25.Оригами "Бабочка на лугу". | | | |
26.Работа с пластилином: «Сказочные животные». | | | |
27.Беседа: "Безопасность на дороге". | | | |
28.Настольные игры. | | | |
18.10 – 22.10 | 29.Чтение рассказа Е.И.Чарушина "Почему Тюпу прозвали Тюпой" | | | |
30.Беседа: "Пожарная безопасность". | | | |
31.Чтение рассказ Н.И. Романовой "Катька и птичка". | | | |
32.Выставка книг о кошках. | | | |
33.Выставка рисунков на тему: "Братья наши меньшие". | | | |
25.10 – 29.10 | 34.Работа с пластилином "Собачка". | | | |
35.Прогулка-конкурс: «Я рисую на асфальте» | | | |
36.Разгадывание ребусов. | | | |
37.Настольные игры | | | |
38.Б:"Правила поведения в общественном транспорте" | | | |
15.11- 29.11 | 39.Чтение рассказа К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" | | | |
40.Спортивные игры. | | | |
41.Беседа:"Безопасное поведение на воде". | | | |
42.Настольные игры | | | |
43.Беседа: "Безопасное поведение при общении с животными". | | | |
22.11 – 26.11 | 44.Подвижные игры: «Передай мяч», «Море волнуется» | | | |
45.Оригами "Кораблик" | | | |
46.Подвижные игры | | | |
47.Конкурс рисунков "Как я провел осенние каникулы". | | | |
48.Лепка "Ёж в лесу" | | | |
29.11 -03.12 | 49.Беседа: «Питание – необходимое условие для жизни человека» | | | |
50.Конкурс рассказов о маме «Моя любимая мама!» | | | |
51.Беседа: "Безопасность на природе". | | | |
52.Рисунки на тему: "К нам пришла поздняя осень" | | | |
53.Работа с картоном. Подставка для кисточек. | | | |
06.12 – 10.12 | 54.Настольные игры. Спортивные игры. | | | |
55.Беседа:"Безопасность на дорогах". | | | |
56.Чтение рассказа К.Д.Ушинского "Бодливая корова" | | | |
57.Просмотр мультфильмов «Маша и медведь», «Смешарики» | | | |
58.Лепка из пластилина овощей | | | |
13.12 – 17.12 | 59.Настольные игры | | | |
60.Поэзия С.Я. Маршака. | | | |
61."Один дома" – инструктаж | | | |
62.Беседа: "Москва - самый главный город России" | | | |
63.Гимн России. Его история, автор. | | | |
20.12 – 24.12 | 64.Рисунки на тему "Мы рисуем Россию". | | | |
65.Советы Айболита «Как одеться по погоде» | | | |
66.Чтение рассказа Л. Толстого "Филиппок". | | | |
67.Б: "Наступила зима" | | | |
68.Чтение стихотворения Ф. Тютчева "Зима недаром злится". | | | |
27.12 – 30.12 | 69.Конкурс загадок о зиме. | | | |
70.Чтение рассказа Г.Я. Снегирева "Как птицы и звери к зиме готовятся" | | | |
71.Работа с пластилином. Лепка. | | | |
72.Чтение сказки "Лиса и заяц" | | | |
73.Приметы зимы. Стихи о зиме. | | | |
10.01 – 14.01 | 74.Работа с природным материалом. Поделки. | | | |
75.Зимние явления в природе. | | | |
76.Чтение рассказа И. Соколова - Микитова "Зима в лесу" | | | |
77.Беседа: "Безопасность на льду" | | | |
78.Мастерская Деда Мороза (письмо Деду Морозу) | | | |
17.01 – 21.01 | 79.Оригами "Ёлка". | | | |
80.Мастерская Деда Мороза (снежинки) | | | |
81. Инструктаж: «Опасные ситуации и меры предосторожности в местах скопления людей» | | | |
82.Настольные игры. | | | |
83.Конкурс рисунков на тему: «Веселые каникулы» | | | |
24.01 – 28.01 | 84.Чтение рассказа М. Пришвина "Птицы под снегом" | | | |
85.Экскурсия в природу "Зимние явления в природе" | | | |
86.Беседа: "Безопасность на льду" | | | |
87.Просмотр мультфильмов .Новогодняя тематика | | | |
88.Чтение рассказа М. Пришвина "Деревья в лесу" | | | |
31.01 – 04.02 | 89.Викторина "Зимние капризы" | | | |
90.Изготовление кормушек для птиц | | | |
91.Занимательные игры, ребусы. | | | |
92. Рисование цветов «Сказочный букет». | | | |
93. Чтение В.Сутеева "Снежный зайчик". | | | |
07.02 – 11.02 | 94. Стихи о зиме. | | | |
95. Чтение стихов С.А. Есенина "Пороша". | | | |
96. Беседа:"Правила поведения в общественном транспорте" | | | |
97. Конкурс:«В стране вежливых слов» | | | |
98. Лепка "Звери" | | | |
14.02 – 18.02 | 99. Разгадывание загадок. | | | |
100.Изготовление открыток "Валентинок" к 14 февраля | | | |
101.Беседа: "Безопасность на дорогах" | | | |
102.Чтение русских народных сказок "Теремок" | | | |
103.Чтение русской народной сказки "Лиса и Журавль" | | | |
28.02 – 04.03 | 104.Подарок папе. Аппликация. | | | |
105.Лепка из пластилина «Домашние животные». | | | |
106.Разгадывание шарад. | | | |
107.Чтение стихов А.Л.Барто. | | | |
108.Беседа:"Безопасность на воде". Рисунок на свободную тему | | | |
07.03 – 11.03 | 109.Чтение рассказа В. Бианки "Наводнение в лесу" | | | |
110. «Весенние цветы» (выставка творческих работ) | | | |
| | | |
111.Экскурсия на природу "Изменение в живой и неживой природе" | | | |
112.Изготовление открытки – подарок маме к 8 марта | | | |
14.03 – 18.03 | 113. «Овощи и фрукты –витаминные продукты». Видеоролик | | | |
114.Аппликация из бумаги, пластилина "Фрукты". | | | |
115.Беседа:"Если дома я один" | | | |
116.Учимся правильно произносить скороговорки. | | | |
117.Конструирование "Домик сказочного героя". | | | |
21.03 – 25.03 | 118.Рассказы о животных. Литературный час | | | |
119.Беседа "Когда я ем". Правила поведения за столом. | | | |
120.Игольница из поролона. Поделка. | | | |
121. Игры на свежем воздухе «Вышибалы». | | | |
122. Дискуссия «Мое свободное время». | | | |
28.03 – 01.04 | 123. Викторина «Наши любимые мультфильмы». | | | |
124. Презентация «Цветы и их происхождение». | | | |
125. Сказки Ш.Перро. | | | |
126.Чтение рассказа М.М. Пришвина "Ребята и утята" | | | |
127.Час ребуса | | | |
11.04 – 15.04 | 128.Беседа: "Опасные животные и насекомые". Меры защиты от них. | | | |
129.Конкурс скороговорок. | | | |
130.еседа:"Звездное небо" | | | |
131.Ю.А. Гагарин - первый космонавт | | | |
132.Чтение книг о покорителях космоса. | | | |
18.04 – 22.04 | 133.Рисование на тему «Человек в космосе». | | | |
134.Беседа «О дружбе, доброте, отзывчивости» | | | |
135.Игры на свежем воздухе. «Вороны и воробьи». | | | |
136. Улица полна неожиданностей. Занятие по ПДД. | | | |
137.Загадки о природе и её явлениях. | | | |
25.04 – 29.04 | 138. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена. | | | |
139. «Красавица Весна!» Чтение стихов о весне. | | | |
140.«Дружим с Мойдодыром» - беседа о чистоте и гигиене. | | | |
141.Чтение и обсуждение книги «Честное слово». | | | |
142. Игры на свежем воздухе. «Совушка». | | | |
16.05 – 20.05 | 143. Беседа «Домашние любимцы». Рисование животных. | | | |
144. Конкурс рисунков: «К нам пришла весна» | | | |
145. Чтение рассказа М. Пришвина "Моя Родина" | | | |
146. Сказки Шарля Перро. | | | |
147. Беседа: «Достопримечательности нашего города» | | | |
02.05 – 06.05 | 148. Аппликация «Верба» | | | |
149.Изготовление открыток для ветеранов. Подготовка ко дню Победы. | | | |
150. Презентация «Символика России». | | | |
151.Рассказы о Великой Отечественной войне. | | | |
152.Конкурс чтецов на военную тему. | | | |
09.05 – 13.05 | 153.Беседа: «Герои Великой Отечественной Войны» | | | |
154.Конкурс загадок о лете, о ягодах, о грибах. | | | |
155.Игра «Угадай мелодию». | | | |
156.Лепка "Мы лепим грибы" | | | |
157."Безопасность на воде" – беседа – инструктаж | | | |
23.05- 27.05 | 158.Лепка "Цветы" | | | |
159.Пословицы и поговорки про лето. | | | |
160.Аппликация "Летом на поляне" | | | |
161.Беседа: «Культура и дисциплина». | | | |
162.Беседа по ПДД, ОБЖ «Уважайте светофор». | | | |
| 163.Беседа: «Правила общения» | | | |
164.Азбука безопасного поведения. | | | |
| | | |
| | | |
| | | |