СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы кружка "Грамотей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной цель внеклассной работы – развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами. Одной из действенных форм организации внеклассной работы в звене 5-8 классов является кружок по русскому языку, занятия в котором способствуют  лучшему выполнению требований обязательной программы по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«План работы кружка "Грамотей"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тукаевского муниципального района Республики Татарстан


Утверждено на Совете МБОУ ДОД

«Центр внешкольнрй работы»

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

_________ С.Ф Сайдашева

Протокол № ______

От «__» ________ 2015 года

Программа кружка «Грамотей»



КЛАСС: 4-5


Учитель высшей квалификационной категории ВАЛИЕВА ЛИЛИЯ МУЗАФАРОВНА..


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 70 ч., в неделю 2 ч.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материаалы: Русский язык: 5-9 кл./Сост. Л.И.Рыбченкова.- М:Дрофа, 2009.)




Пояснительная записка.

Внеурочная работа по русскому языку, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Несмотря на то что конечная цель уроков и внеурочных занятий по русскому языку – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, - совпадает, внеклассная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи. Она должна

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал;

  • совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;

  • расширять лингвистический кругозор школьников;

  • воспитывать языковое чутье;

  • развивать творческие возможности;

  • повышать общую языковую культуру учащихся.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами. Одной из действенных форм организации внеклассной работы в звене 5-8 классов является кружок по русскому языку, занятия в котором способствуют лучшему выполнению требований обязательной программы по русскому языку.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.


Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Программа курса состоит из трёх частей: «Кладовая» слов русского языка» (36 часов), «Секреты орфографии» (24 часа), «Деловое творческое письмо» (10 часов).

Данный курс развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.



Цель кружковых занятий:

всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Задачи обучения:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся.

  2. Развитие связной устной и письменной речи.

  3. Развитие самостоятельной познавательной деятельности.

  4. Развитие памяти, орфографической зоркости, творческой инициативы.

  5. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова.

  6. Воспитание любви к родному языку.

  7. Осуществление преемственности обучения русскому языку между начальной и средней школой.



Основные принципы организации кружка:



  • Принцип добровольности.

  • Принцип индивидуального подхода к учащимся.

  • Принцип занимательности.

                         Формы занятий:

  •   увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

  • индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

  • занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

  • викторины на лучшего знатока русского слова;

  • конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,

  • демонстрируют умения выразительного чтения.

Организация работы кружка:

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

Занятия проводятся в занимательной, доступной для учащихся форме (викторины, игры-соревнования, КВНы, интеллектуальные клубы, утренники).

Творческие задания, игровые формы проведения кружка, диалоги и т.п. стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией;

- выступать перед аудиторией, организовывать конкурсы и игры;

- создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка.



1часть программы «Кладовая» слов русского языка» (24 часа).

Пояснительная записка

Направленность программы «Кладовая» слов русского языка » по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации  кружковой, по времени реализации  краткосрочной.  Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VIII классов  посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка.  К числу наиболее актуальных проблем относится  развитие любви к  русскому языку, приобщение детей к языковым ценностям,  интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.

Педагогическая целесообразность. 

Программа рассчитана на детей  11-13 лет, потому как наиболее действенные  формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.





Рекомендованы   следующие виды учебных заданий:

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от возможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.

Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;





Задачи:

  1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;

  2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;

  3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;

  4. развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

  Ведущая деятельность  этого  возраста - личностное общение в процессе общественно -   полезной     деятельности и обучения.  Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.

Умения и навыки:

  1. находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;

  2. правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;

  3. выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;

  4. находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Деятельность обучающихся

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24


Вглубь слова.

Слова родные и слова гости.

Национально окрашенные слова в языке.

Диалектные слова. Говор донских казаков.

Крылатые слова.

Золотые россыпи народной мудрости.

Жизнь слова во фразеологизме.

Слово поэтическое.

Звучащее слово

Сквозь призму написания.

Речевой этикет.

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

Обобщение и систематизация изученного материала.

.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

3

1

1

1

1

Лекция  с элементами беседы «Путешествие в слово».

Практическая работа

Практическая работа

Заочная экскурсия в казачью станицу

Слово учителя, практическая работа.

Семинар

Игра «Путешествие в страну  Фразеологию»

Лекция с элементами беседы.

практикум

Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

Игра.

Практическая работа.



Заседание круглого стола.

Заполнение таблицы, работа со словарем.

Сообщения учащихся.

Составление текста с использованием слов исконно русских и заимствованных. Дискуссия «Нужны или не нужны заимствованные слова?»

Работа с текстом, нахождение в тексте национально окрашенных слов, использование национально окрашенных слов в  речи.

Просмотр эпизодов из фильма С.Герасимова «Тихий Дон»,  анализ звучащей в фильме речи (фонетические и лексические особенности), сравнение  с современным литературным языком.

  Поиск и анализ крылатых выражений  из басен  Крылова И.А., индивидуальная творческая работа «Зачем нужны крылатые слова и выражения».

Тематические сообщения учащихся о пословицах и поговорках, работа со словарем  В.И. Даля «Пословицы русского народа», дискуссия. Подбор пословиц и поговорок на заданную тему.

Работа в парах со словарем фразеологизмов, толковым словарем, соревнование «Кто больше?», составление устного речевого высказывания с использованием  фразеологизмов.

Редактирование текстов,  творческая работа по карточкам в группах, поиск  изобразительных средств   в  текстах.

Творческие задания по карточкам, работа с текстом с ошибками, работа с орфоэпическим словарем.

Работа с текстом, работа с орфографическим словарем,  редактирование текста, работа в  парах по заданию карточек, индивидуальная работа, игра «Кто быстрее?»

Инсценирование,   моделирование речевых ситуаций,

Создание стенгазеты.

Моделирование речевых ситуаций, инсценирование, работа в парах (выполнение творческого задания).

Дискуссия, тематические выступления обучающихся.

                            Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.

                                   

                                       Рекомендуемая литература

Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.

Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

Кудряшова Р.И.  Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.

Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.





2 часть программы «Секреты орфографии». (36 часа)

Пояснительная записка

Цель данной программы:

  • систематизировать и обобщить орфографические знания;

  • формировать навыки применения правила на практике, занимательной форме говорить о серьезных орфографических правилах.

.Материал курса выявляет взаимосвязь орфографии с другими разделами русского языка, например, с этимологией, помогающей сознательно овладевать навыками правописания, предупреждать различные орфографические ошибки; словообразованием, указывающем на «ошибкоопасные» места в словах.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными, поэтому на занятиях кружка большое место уделяется игровым формам работы. Занимательный материал в виде шарад, ребусов, кроссвордов, рифмованных правил, загадок помогает лучше усвоить сложные орфографические правила. Сочинения на грамматические темы способны напрямую развивать орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории грамматических правил.

Планирование составлено на основе книги Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991

Дополнительная литература

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995

  • Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994

  • Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980

  • Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение,1984

  • Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная робота по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1985

  • Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык./ Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»).

План. дата

Фактич. дата

Примечание

№№ урока

Тема занятия

Количество часов

ТСО, наглядные пособия, ИКТ










1-2



3-4

34




5-6

7-8




9


10-11


12-13



14

15-16


17-18


19-20



21

22-23




24-25



26-27


28-29


30


31-32


33-34


35-36









Где живут секреты?

Вводное занятие. На поиски секретов орфографии!


Дорога к письменности

Как обходились без письма?

Древние письмена.


Кто-кто в алфавите живет?

Как возникла наша письменность?

Меня зовут фонема

Для всех ли фонем есть буквы?


В путь за «главным» правилом

«Ошибкоопасные» места

Тайна фонемы.

Опасные согласные.

На сцене гласные.

Выходим на «главное» правило.


«Фонемные» и «нефонемные» правила

«Фонемы повелевают буквами».

Когда Ь пишется, а когда не пишется?

Ваши старые знакомые.

Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»?

«Нефонемное» правило.


Как «оседлать» правило?

Волшебное средство – «самоинструкция».

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным»

правилам.


Память и грамотность

Как тренировать память?


Из чего строятся слова?

Строительная работа морфем

Где же хранятся слова?


Приставки-труженицы

Поговорим о всех приставках сразу.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

Нарушители главного правила (вторая группа).

Самые трудные! (третья группа).

Что может означать приставка при-?

Что может означать приставка пре-?

Тренируемся на все вместе.




2



2




2


2


1


2

2



1

2


2

2


1

2




2





Тексты




Таблица



Таблица

Таблица

Таблица




Таблица


Таблица




Памятки







Словари




Таблица


Таблица

Таблица

Таблица

Таблица






Таблица


Таблица
















Использованная литература

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995

  • Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1991

  • Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980

  • Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение,1984

  • Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная робота по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1985

3 часть программы «Деловое творческое письмо» (10 часов)

Учащиеся должны уметь:

  1. Уметь составлять текст.

  2. Уметь находить и исправлять стилистические ошибки.


ТЕМА УРОКА

Кол - во

Дата

Цели урока

Тип урока

Практическая деятельность по развитию речи

Оборудование

1


Текст. Единство темы. Заглавие, отражающее тему или основную мысль текста.

1


1.Дать понятие о тексте, особенностях текста. Познакомить с понятием «основная мысль текста»; формировать умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль. Научить подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста с целью активизации мышления и внимания.

3. Воспитывать дисциплинированность.

Урок развития речи

Работа с текстом.

Тексты

2

Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием различных структурных схем

1


1. Научить делить текст на предложения.

2. Формировать умение распространять предложение с использованием различных структурных схем.

3. Воспитывать патриотов отечества.

Урок развития речи

Деление текста на предложения, работа со структурными схемами.

Тексты

3

Части текста

1


1.. Развивать умение делить текст на части.

2. Научить определять границы текста с целью активизации мышления и внимания.

3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду

Урок развития речи

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку

Тексты

4

Различение предложений по интонации. Составление вопросительных и восклицательных предложений

1


1. Научить определять предложение по интонации

2. Учить владеть голосом, интонационной выразительностью предложений при чтении,

тренировать слуховую и зрительную память при прослушивании чтения учителем рассказа, грамзаписи.

3. Воспитывать патриотов отечества.

Урок развития речи

Составление предложений, различных по интонации.

Иллюстрации

5

Средства связи предложений в тексте. Диалог

1


1. Дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся. 2. Развивать диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.

3. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.

Урок развития речи

Составление диалога.

Тексты

6

Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам

1


1. Развивать связную письменную речь

2. Развивать логическое мышление при последовательном изложении текста

3. Воспитывать бережное отношение к живой природе

Урок развития речи

Составление рассказа по данному плану и опорным словам

Тексты,

план.

7

Самостоятельное составление текста – описания предмета с предварительным разбором темы, подбором лексики и средств связи

1


1. Развитие письменной связной речи.

2. . Развивать речь, мышление при составлении описательного рассказа 3. Воспитание желания помогать товарищу в беде

Урок развития речи

Составление текста описательного характера по данному плану

Иллюстрации

План

8

Однородные члены предложения. Интонация сопоставления.

1


1. Развитие связной письменной речи.

Научить находить однородные члены предложения и распространять предложения однородными членами. Дать понятие об интонации сопоставления как об одном из видов интонации. 2. Развивать восприятие, внимание, речь при выполнении упражнений и составлении письменных ответов на вопросы

3. Воспитывать усидчивость.

Урок развития речи

Письменные ответы на вопросы, составление предложений на заданную тему.

Таблица, индивидуальные задания

9-10

Культура речи при обращении. Место обращения в предложении

2


1. Раскрыть роль обращений в речи. Дать учащимся нормы культурной речи при обращении.

2. Способствовать выработке навыков устного общения.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.


Урок развития речи

Составление диалога.

Тексты, иллюстрация .

Источники материала

1. «Русский язык и развитие речи» (Воронкова В.В.) из сборника под редакцией В.В.Воронковой «Программы для 5-9 классов образовательных учреждений », М.: «Владос», 2001г.

2. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах образовательных учреждений : Пособие для учителя / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2002. – 144с.



«


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!