Просмотр содержимого документа
«План работы кружка по обучению детей 6-7 лет грамоте «Звукарик» 2016-2017 учебный год»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №2 «Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области
Принято: На заседании педагогического совета МДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» Г.Ртищево Саратовской области» Протокол №__от «___»_______2016г. | Утверждаю: И.о. Заведующего МДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г.Ртищево Саратовской области» ____________/Тимофеева Л.Н./ Приказ №____от «___»______2016г. |
План работы
кружка по обучению детей 6-7 лет грамоте
«Звукарик»
2016-2017 учебный год
Воспитатель: Смолянская Л.В.
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка.
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён.В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных). Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка.
Цель – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Задачи - формирование направленности на звуковую сторону речи:
— развитие умения вслушиваться в слово;
— владеть звуками;
— выделять звуки;
— различать звуки близкие по звучанию;
— делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении: развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова;
— последовательно выделять звуки;
— устанавливать их место в слове.
Результативность данной программы к концу года:
1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
(твёрдые и мягкие);
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
действие моделирования;
5. подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
Дети должны знать:
— различия звука и буквы;
— различия гласных и согласных звуков.
Дети должны уметь:
— определять отдельные звуки в словах;
— определять количество звуков в словах и их последовательность;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
— определять количество слогов в слове;
— определять место ударения в слове;
— определять количество слов в предложении и количество предложений
в тексте.
Возраст детей.
В данной программе участвуют дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один учебный год. Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Перспективный план работы кружка «Звукарик»
на 2016-2017 учебный год
Воспитатель: Смолянская Л.В.
Время проведения | Тема | Цели и задачи | Использование игр |
Октябрь | Такие разные слова | Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). | «Назови вкусные слова» «Слова-друзья» |
Октябрь | Слог, звук | Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Назови слова» |
Ноябрь | Слово, звук | Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые звуки» «Назови слова со звуками «д», «дь». |
Ноябрь – декабрь | Звучащие слова | Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Живые звуки» «Найди заблудившийся звук» |
Декабрь | Какой это звук? | Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Какой звук заблудился» «Назови слова» |
Декабрь | Гласные звуки | Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Назови слова» |
Январь | Слова и звуки | Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. | «Измени слово» |
Январь - февраль | Гласные и согласные звуки | Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). | «Живые звуки» «Назови слова» |
Февраль | Ударный слог и ударный звук в слове | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. | «Назови слова» |
Февраль - март | В стране слов и слогов. Ударение. | Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | «Раздели слова на части» «Молоточки» |
Март | Звуковой анализ слов | Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. | «Назови слова» |
Март | Подбери слово. Измени слово | Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. | «Назови слова» «Назови пару» |
Апрель | Назови слово | Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Найди свой домик» «Назови слова» |
Апрель | Предложение | Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёхзвуковой модели. | «Живые слова» «Назови слова» |
Май | Предложение | Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовательность слов в предложении. | «Слово-предложение» |
Май | Умники и умницы | Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. | «Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?» |