. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кайдаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Утверждена приказом
директора школы:
__________________
№ ___от _____2016 г.
Рабочая программа кружка
«Юный краевед»
на 2016-2017 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Разработала
Дворянчикова И.А.,
учитель истории высшей
квалификационной категории
д. Кайдаково
2016 год
Пояснительная записка
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей.
Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Берёзовский Рядок средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Образовательные:
овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.
3. Воспитательные:
воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся на базе школьного музея боевой и трудовой славы
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-15 лет.
Сроки реализации программы – 1 год (34 часа).
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение школьного музея:
Фонды музея:
(по разделам экспозиции)
1. История Кайдаковской школы
Перечень наиболее интересных экспонатов:
альбомы разных лет, чернильница, школьная форма, пионерский галстук, пионерский барабан, вымпел октябрятской группы и пр.
Проекты учащихся разных лет на темы «Учительские династии», «Выпускники школы разных лет и их судьбы», «Школа военной поры» и другие.
3. Крестьянский быт жителей д. Кайдаково и окрестностей конца XIX – начала ХХ века
Перечень наиболее интересных экспонатов:
Изделия кайдаковских рукодельниц (вышивки, салфетки, скатерти, подзоры, подушки и т.п.), русская механическая «самопрялка», прялки, утюги, жернова деревянные, ступа с пестиком, изделия из бересты, глиняная посуда, лён и пр.
4. Кайдаково и его жители в годы Великой Отечественной войны
Перечень наиболее интересных экспонатов:
Материалы об участниках Великой Отечественной войны, Тружениках тыла, детях войны;
Проекты учащихся «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Ветеран живет рядом», фотографии и документы военных лет и пр.
5. История села и судьбы земляков
Перечень наиболее интересных экспонатов:
Старинные книги и документы, исследовательские работы учащихся разных лет по теме «Мое село: прошлое, настоящее, будущее», «Моя родословная», топонимические, антропонимические, краеведческие исследования учащихся в папках и пр.
Итого по музею:
Формы занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом кружковцев, например, лекции, беседы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» для учащихся 9 класса.
Режим занятий
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 34 часа |
Прогнозируемый результат и способы определения результативности
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать историю своего края, д. Кайдаково, своей школы, прослеживать судьбы земляков, изучать историю своей семьи.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы;
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях.
Учебно-тематический план
Раздел | | | |
теория | практика | всего |
I. Введение. | 1 | 2 | 3 |
II. Музей и история родного края. | 1 | 5 | 6 |
III. Документоведение. | 1 | 2 | 3 |
IV. Методика подготовки и проведения экскурсий. | 3 | 3 | 6 |
V. Этнография родного края. | 1 | 2 | 3 |
VI. Поисково-исследовательская работа. | 2 | 5 | 7 |
VII. История нашего села. | 3 | 2 | 5 |
VIII. Итоговое занятие. | - | 1 | 1 |
Всего | 12 | 22 | 34 |
Содержание программы
Тема «Музей и его история» – 6 часов
Теория: знакомство с историей основания школьного музея «Истоки».
Практика: Разработка экскурсии к предстоящему дню рождения музея. Работа с экскурсоводами и фондами музея. Подготовка экспозиций и стендов музея, альбомов, фотовыставок ко Дню рождения музея.
Учащиеся работают с папками и другими документами: обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.
Тема «Документоведение» –3 часа
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.
Тема «Поисково-исследовательская деятельность» – 7 часов
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ. Подготовка учащихся 8 класса к районной научно-практической конференции.
Тема «Этнография родного края» – 3 часа
Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: проведение встреч с жителями села, экскурсия в библиотеку.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 6 часов
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема «История нашего села» – 6 часов
Теория: изучения история родного края, изучение истории д. Кайдаково, основных вех его развития.
Практика: проведение экскурсий, поездки. Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о Кайдакове, оформление папок, экскурсии по историческим местам
Итоговое занятие
Творческий отчет «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить»
Методическое обеспечение программы
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями д. Кайдаково, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Вяземского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
работы кружка “ Юный краевед “
при МБОУ Кайдаковская СОШ
на 2016-2017 учебный год.
N занятия п/п | N занятия по разделу | Т Е М А З А Н Я Т И Я | Дата план. | Дата факт. |
| | Раздел I. Введение (3 часа ) | | |
1 | 1 | Организационное заседание кружка. Выбор актива музея. План мероприятий на 2016-2017 уч.год. | | |
2-3 | 2-3 | Разработка экскурсии к предстоящему дню рождения музея. Работа с экскурсоводами и фондами музея. | | |
| | Раздел II. Музей и его история (6 часов) | | |
4 | 1 | Знакомство с историей основания школьного музея боевой и трудовой славы | | |
5-9 | 2-6 | Работа с экскурсоводами и фондами музея. Подготовка экспозиций и стендов музея, альбомов, фотовыставок ко Дню рождения музея. | | |
| | Раздел III. Документоведение (3 часа) | | |
10-12 | 1-3 | Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников, обеспечение учёта и сохранности фондов музея | | |
| | Раздел IV. Методика подготовки и проведения экскурсий (6 часов) | | |
13-15 | 1-3 | Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий | | |
16-18 | 4-6 | Экскурсии для учащихся школы, гостей, выездные экскурсии (по обстоятельствам) | | |
| | Раздел V. Этнография родного края (3 часа) | | |
19 | 1 | Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией | | |
20-21 | 2-3 | Проведение встреч с жителями села, экскурсия в библиотеку | | |
| | Раздел VI. Поисково-исследовательская работа (7 часов) | | |
22-23 | 1-2 | Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. | | |
24-28 | 3-7 | Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ в школе. Подготовка учащихся 9 класса к районной научно-практической конференции. | | |
| | Раздел VII. История нашего села (6 часов) | | |
29-31 | 1-3 | Изучения история родного края, изучение истории д.Кайдаково, основных вех его развития. | | |
32-33 | 4-5 | Работа с папками и другими документами: «СМИ о селе», «История учреждений села», «История школы». Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о д. Кайдаково. | | |
34 | 1 | Итоговое заседание кружка. Творческий отчет «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить» | | |
Используемые материалы и литература:
Книга Памяти Смоленской области.
Православные храмы вяземской земли. Проекты учащихся под общей темой: «Мое село: прошлое, настоящее, будущее» за 2014-2016 гг. (кабинет истории и краеведения).
Материалы школьного музея.