СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы кружка «Юный краевед»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного  музея.

   Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Просмотр содержимого документа
«План работы кружка «Юный краевед»»

. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кайдаковская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области






Утверждена приказом

директора школы:

__________________

№ ___от _____2016 г.








Рабочая программа кружка

«Юный краевед»

на 2016-2017 учебный год


34 часа (1 час в неделю)








Разработала

Дворянчикова И.А.,

учитель истории высшей

квалификационной категории








д. Кайдаково

2016 год

Пояснительная записка

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного музея.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей.

Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Берёзовский Рядок средствами музейной педагогики.

Задачи:

1. Образовательные:

  • овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие:

  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;

  • овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.

3. Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся на базе школьного музея боевой и трудовой славы

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-15 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (34 часа).

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение школьного музея:

  • экспозиций – 5;

  • витрины – 5;

  • стенды – 5;

  • экспозиционные стеллажи (сменные выставки) – 6;

  • ноутбук,

  • экран;

  • проектор.

Фонды музея:

(по разделам экспозиции)



1. История Кайдаковской школы

  • основной фонд – 16

  • научно-вспомогательный – 10

Перечень наиболее интересных экспонатов:

  • альбомы разных лет, чернильница, школьная форма, пионерский галстук, пионерский барабан, вымпел октябрятской группы и пр.

  • Проекты учащихся разных лет на темы «Учительские династии», «Выпускники школы разных лет и их судьбы», «Школа военной поры» и другие.


3. Крестьянский быт жителей д. Кайдаково и окрестностей конца XIX – начала ХХ века

  • основной фонд – 60

  • научно-вспомогательный – 26

Перечень наиболее интересных экспонатов:

  • Изделия кайдаковских рукодельниц (вышивки, салфетки, скатерти, подзоры, подушки и т.п.), русская механическая «самопрялка», прялки, утюги, жернова деревянные, ступа с пестиком, изделия из бересты, глиняная посуда, лён и пр.


4. Кайдаково и его жители в годы Великой Отечественной войны

  • основной фонд – 7

  • научно-вспомогательный – 21

Перечень наиболее интересных экспонатов:

  • Материалы об участниках Великой Отечественной войны, Тружениках тыла, детях войны;

  • Проекты учащихся «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Ветеран живет рядом», фотографии и документы военных лет и пр.


5. История села и судьбы земляков

  • основной фонд – 27

  • научно-вспомогательный – 19

Перечень наиболее интересных экспонатов:

  • Старинные книги и документы, исследовательские работы учащихся разных лет по теме «Мое село: прошлое, настоящее, будущее», «Моя родословная», топонимические, антропонимические, краеведческие исследования учащихся в папках и пр.


Итого по музею:

  • основной фонд – 181

  • научно-вспомогательный – 141

Формы занятий

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом кружковцев, например, лекции, беседы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» для учащихся 9 класса.

Режим занятий

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 час

34 часа

Прогнозируемый результат и способы определения результативности

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать историю своего края, д. Кайдаково, своей школы, прослеживать судьбы земляков, изучать историю своей семьи.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;

  • уметь брать интервью;

  • проводить экскурсии, беседы;

  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;

  • уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях.

Учебно-тематический план

Раздел

 

 

 

теория

практика

всего

I. Введение.

1

2

3

II. Музей и история родного края.

1

5

6

III. Документоведение.

1

2

3

IV. Методика подготовки и проведения экскурсий.

3

3

6

V. Этнография родного края.

1

2

3

VI. Поисково-исследовательская работа.

2

5

7

VII. История нашего села.

3

2

5

VIII. Итоговое занятие.

-

1

1

Всего

12

22

34













Содержание программы

Тема «Музей и его история» – 6 часов

Теория: знакомство с историей основания школьного музея «Истоки».

Практика: Разработка экскурсии к предстоящему дню рождения музея. Работа с экскурсоводами и фондами музея. Подготовка экспозиций и стендов музея, альбомов, фотовыставок ко Дню рождения музея.

Учащиеся работают с папками и другими документами: обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.

Тема «Документоведение» –3 часа

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.

Тема «Поисково-исследовательская деятельность» – 7 часов

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ. Подготовка учащихся 8 класса к районной научно-практической конференции.

Тема «Этнография родного края» – 3 часа

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.

Практика: проведение встреч с жителями села, экскурсия в библиотеку.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 6 часов

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.



Тема «История нашего села» – 6 часов

Теория: изучения история родного края, изучение истории д. Кайдаково, основных вех его развития.

Практика: проведение экскурсий, поездки. Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о Кайдакове, оформление папок, экскурсии по историческим местам

Итоговое занятие

Творческий отчет «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить»



Методическое обеспечение программы

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);

  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями д. Кайдаково, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Вяземского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


работы кружка “ Юный краевед

при МБОУ Кайдаковская СОШ

на 2016-2017 учебный год.



N занятия п/п

N занятия по разделу

Т Е М А З А Н Я Т И Я


Дата

план.

Дата

факт.




Раздел I. Введение

(3 часа )



1

1

Организационное заседание кружка. Выбор актива музея. План мероприятий на 2016-2017 уч.год.



2-3

2-3

Разработка экскурсии к предстоящему дню рождения музея. Работа с экскурсоводами и фондами музея.





Раздел II. Музей и его история

(6 часов)



4

1

Знакомство с историей основания школьного музея боевой и трудовой славы



5-9

2-6

Работа с экскурсоводами и фондами музея. Подготовка экспозиций и стендов музея, альбомов, фотовыставок ко Дню рождения музея.





Раздел III. Документоведение

(3 часа)



10-12

1-3

Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников, обеспечение учёта и сохранности фондов музея





Раздел IV. Методика подготовки и проведения экскурсий (6 часов)



13-15

1-3

Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий



16-18

4-6

Экскурсии для учащихся школы, гостей, выездные экскурсии (по обстоятельствам)





Раздел V. Этнография родного края

(3 часа)



19

1

Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией



20-21

2-3

Проведение встреч с жителями села, экскурсия в библиотеку





Раздел VI. Поисково-исследовательская работа (7 часов)



22-23

1-2

Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.



24-28

3-7

Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ в школе.

Подготовка учащихся 9 класса к районной научно-практической конференции.





Раздел VII. История нашего села (6 часов)



29-31

1-3

Изучения история родного края, изучение истории д.Кайдаково, основных вех его развития.



32-33

4-5

Работа с папками и другими документами: «СМИ о селе», «История учреждений села», «История школы». Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о д. Кайдаково.



34

1

Итоговое заседание кружка. Творческий отчет «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить»





Используемые материалы и литература:


  1. Книга Памяти Смоленской области.

  2. Православные храмы вяземской земли. Проекты учащихся под общей темой: «Мое село: прошлое, настоящее, будущее» за 2014-2016 гг. (кабинет истории и краеведения).

  3. Материалы школьного музея.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!