СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы кружка "Весёлая грамматика" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы кружка "Весёлая грамматика" 6 класс»



Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Логиновка

Краснокутского района Саратовской области

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)


«Весёлая грамматика»

(русский язык)


1 год

(срок реализации программы)


12-13 лет (6 класс)

(возраст обучающихся)




Разработчик: Повжик И.В.,

учитель русского языка и литературы.










2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 6 классе.

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;

  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Место курса в учебном плане

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 6 классов предложен курс «Весёлая грамматика». Курс рассчитан на 34 часа: 1 ч. в неделю, 34 учебных недель.


Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих обще дидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

Возраст учащихся: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - кружок.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (45 минут).

За год (34 недель) – 34 занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видео обсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

-турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

- технология развития критического мышления

- технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Содержание программы

Организационное занятие. Дорога к письменности (1ч)

Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности». (1ч)

Раздел 1

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) - 4 часа

Тема 1. Язык – вековой труд поколений (1ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Тема 3. Не все годится, что говорится. (1ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях.

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (1ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы русского языка».

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) - 3 час.

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (1ч.)

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (1ч.)

Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.)

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 6 ч.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (2 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Различай и отличай. (2 ч.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 12ч.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (6 часов)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 2. Кому служат служебные части речи?(3ч)

Тема 3. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Раздел 5

Речевой этикет -6ч.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 2. В многословии не без пустословия. (1ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

Тема 3. По речи узнают человека. (1ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)

Раздел 6

Итоговые занятия. (2ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»


Требования к уровню результатов освоения учащимися курса


УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.


Календарно- тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

1

Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

1

Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкеты. Беседа.


Раздел 1. Тайны русского слова. Лексика. Фразеология.


2

Тема 1. Язык – вековой труд поколений

1.1. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».

1





Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности; исследование художественных произведений.

Составление мини-сборника пословиц и поговорок.

3

Тема 2. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

1

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Составление словарной статьи.

4

Тема 3. Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях

1


Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Анализ текста. Работа в парах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения.

5

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях. Защита проекта

«Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

1


Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.


Раздел 2. Секреты устной речи.


6

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.

1

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.


7

Тема 2. Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета.

1

Составление орфоэпического словника для учеников.

8

Фонетический КВН.

1

Соревнования в знаниях.


Раздел 3. Загадки русского словообразования

6


9

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1


Составление таблицы «Суффиксы существительных». Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

10

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1


Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.


Тема 2. Различай и отличай.



11

2.1 Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

1

Составление схемы-алгоритма; составление тестов.

12

2.2 Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

1

Выполнение тренировочных упражнений на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.


Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?



13

Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

14

3.2 Проект «Кто командует корнями?»

1

Защита проекта


Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса

12



Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

6



15

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

1

Составление таблиц частей речи.

16

«Употребление в речи существительных».

1

Конструирование и редактирование текста.

17

Употребление в речи прилагательных

1

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

18

Употребление в речи местоимений и числительных

1

Создание текста с использованием местоимений и числительных

19

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

1

Создание ребусов, защита проекта.

20

Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай меня!».

1

Комплексный анализ текста.


Тема 2. Кому служат служебные части речи?

3


21

Предлоги

1

Осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

22

Союзы

1


23

Частицы

1

Конструирование и редактирование текста.


Тема 3. Нет той тайны, чтобы не была явна.

3


24

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

1

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

25

2.2 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

Решение и составление метаграмм, анаграмм, лингвистических загадок, кроссвордов.

26

Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему.

1

Презентация.


Раздел 5. Речевой этикет

6


27

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1


Освоение общих правил телефонного разговора.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.

28

Тема 2. В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность Плеоназм. Скрытая тавтология.

1


Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

29

Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

1

Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога.

30

Тема 3. По речи узнают человека Сценарий диалога. Диалог-репортаж.

1

Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре.

31

Проект «Этикетные слова моей семьи».

1


Защита проекта.

32

Лингвистический бой «Знатоки речи».

1

Разыгрывать ситуации.


Раздел 6. Итоговые занятия

2


33

Итоговые занятия. Аукцион знаний.

1


Демонстрация знаний учащихся.

34

Защита проекта «Грамотным быть – модно!

1

Защита проекта.



Материально-техническое обеспечение программы

1

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.


2

Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.


2.Печатные пособия

1

Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2009г.


2

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.


3

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2008г.


4

Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2008 г.


5

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.


6

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.


7

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.


8

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.


9

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.


10

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007


11

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007


3. Технические средства обучения

1

Компьютер


2

Интерактивная доска


4.Экранно-звуковые пособия

1

Презентации к занятиям


2

DVD фильмы


3

Аудиозаписи


5.Образовательные ресурсы

1

http://www.uroki.net


2

http://www.zavuch.info


3

http://www.interqu.ru


4

http://www.meqaslov.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!