СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы кружка «Волшебные краски» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы кружка «Волшебные краски» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ–САД № 73 «ОРЕШЕК»

КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАРИУПОЛЯ»





УТВЕРЖДЕНО:

и.о. Заведующего МБДОУ

«Ясли-сад № 73 г. Мариуполя»

_____________Е.О.Васина



План

работы кружка «Волшебные краски» по изобразительной деятельности с использованием

нетрадиционных техник рисования

для детей 3-4 лет

на 2022/2023 учебный год

количество занятий – 1 занятие в неделю














Составил

воспитатель Плешань Н.В.



г. Мариуполь

2022

Содержание




  1. Целевой раздел программы


    1. Пояснительная записка.

    2. Цели и задачи.

    3. Принципы и подходы к формированию программы.

    4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

    5. Планируемые результаты.


  1. Содержательный раздел


    1. Формы и методы работы.

    2. Методические рекомендации.

    3. Задачи художественно-эстетического развития детей 3-4 лет.

    4. Календарно-тематический план.

    5. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-эстетического развития детей.

    6. Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОО.

    7. Взаимодействие с семьями воспитанников.


  1. Организационный раздел


    1. План работы.

    2. Материально-техническое обеспечение программы.

    3. Список используемой литературы.


















Каждый ребенок - художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо.


Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Каждый ребенок рождается художником. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Нужно только помочь ребенку открыть в себе художника, разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний художественно - эстетического воспитания. В процессе изодеятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности; ребенок формирует и развивает: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки В процессе изодеятельности ребенок развивается эмоционально испытывая разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому стало возможным применение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Все дети любят рисовать, лепить, творить. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

На практике эти задачи реализуются через занятия. Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительного искусства. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому занятия дают возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальные, нетрадиционные техники изодеятельности расковывают ребенка, позволяют почувствовать цветовую гамму, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционных форм, приемов изодеятельности происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей. Дети знакомятся с нетрадиционными изобразительными технологиями, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель: знакомство с нетрадиционными изобразительными технологиями, развитие художественно-творческих способностей детей, пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формирование художественного мировосприятия.

  2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.

  3. Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:

  • изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности, используя нетрадиционные техники изодеятельности;

  • овладение техническими приемами работы с различными материалами.

4. Формирование художественной грамотности:

  • ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений

(теплый/холодный, светлый/темный);

  • изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.

  2. Развитие эстетической восприимчивости.

Воспитательные:

  1. Воспитание художественного вкуса.

  2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.

Формы и режим занятий:

Одно занятие в неделю по 15 минут. Продолжительность занятий соответствует гигиеническим нормам для детей 3-4лет. На занятиях также проводятся физкультминутки, гимнастика для пальцев рук, подвижные игры и т. д.

Модель работы кружка.

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1.Работа с детьми

1. Игры-занятия.

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы

2 раза в год

(сентябрь, май)

3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок работ.

Постоянно

4. Чтение художественной литературы.

Постоянно

5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом, пластилином и другими художественными материалами.

Постоянно

6. Продуктивная деятельность детей.

Постоянно

7. Участие в выставках детского творчества.

Постоянно

8.Творческие отчеты – организация выставки работ.

1 раз в год (май)

9. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками».

Май

2.Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом

Постоянно


изобразительного уголка в группе.


2. Анкетирование родителей.

1 раз в год

3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике.

В течение учебного года

5. Участие в викторинах и конкурсах.

В течение учебного года

3.Методическое сопровождение

1.Организация предметно-

развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Постоянно

2.Подборка художественной

литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.

В течение учебного года

3.Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май

4. Подборка игр с рисунками для детей.

Май

5. Конспекты игр-занятий.

В течение учебного года

6. Сценарии развлечений.

В течение учебного года

7. Консультационный материал для педагогов.

В течение учебного года

8. Консультационный материал для родителей.

В течение учебного года

9.Обобщение наработанного материала

В течение учебного года

Ресурсное обеспечение программы:

  • Уголок изобразительной деятельности в группе.

  • Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, и т.д.).

  • Библиотечка юного художника.

Ожидаемые результаты:

По итогам первого года обучения дети должны:

  • Проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

  • Достаточно хорошо владеть нетрадиционными техниками изодеятельности(рисование пальчиками, ладонью, поролоном, пробкой, ватной палочкой и др.)

  • Составлять узоры из геометрических фигур.


Учебно-тематический план программы.

Вторая младшая группа, первый год обучения.

Перечень нетрадиционных техник

Количество занятий

1.

Рисование пальчиком

8

2.

Рисование ладошками

4

3.

Рисование поролоном

2

4.

Рисование ватной палочкой

5

5.

Рисование цветной манкой

2

6.

Рисование жесткой кистью

2

7.

Пластилинография

6

8.

Аппликация. Бумагопластика.

4

9.

Рисование на прозрачной клеенке.

2

10.

Рисование по мокрой бумаге

1

ИТОГО в год:

36


Перспективное планирование занятий. Первый год обучения (вторая младшая группа)

Тема

Программное содержание

Рисование пальцем или ватной палочкой

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Бусы для мамы.

Корзина с малиной.

Разноцветный дождь.

Рябинка для снегиря.

Украсим ёлочку к Новому году.

Следы на снегу.

Одуванчик и цыпленок на лугу.

Игрушечный мишка.

Зайчик.

Ежи.

Храбрый утёнок.

Щенок.


Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Рисование ладошкой

14.

15.

16.

17.

Цветы для мамы.

Солнышко.

Рыбки.

Дерево в снегу.

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться результату.

Рисование по крупе

17.

18.


Рисование на подносе.

Деревья зимой.

Цветочная поляна.

Рисуем цветной манкой.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование методом тычка

19.

20.


Пушистый котёнок.

Рисуем праздничный салют.

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Кляксография

21.

22.


Весёлые кляксы.

Зимние узоры.

Весеннее дерево.

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания их законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, поощрять инициативу.

Пластилинография

23.

24.

25.

Волшебные зонтики.

Солнышко лучистое.

Виноград.

По каждой теме 2 р.

Развивать фантазию, творческие способности, познакомить с техникой пластилинографией, учить работать с пластилином, смешивать два цвета.


Аппликация. Бумагопластика.

29.

30.

31.

32.

Теремок

В гости к ѐлочке

Ёжик

Петушок золотой гребешок


Рисование на прозрачной клеенке.

33.

34.

Осень золотая

Весна краса идет

Познакомить с гуашью. Учить рационально располагать сюжет рисунка. Развивать фантазию.

Рисование по мокрой бумаге

35.

Цветы весенние.


36

Выставка работ.










Литература:

1. Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, 2018 г.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М, 2000.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М, Сфера, 2005.

6. Кожохина С.К., Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. - Ярославль, 2007.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз- Дидактика, 2007.

8. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2/Давыдова Г.Н. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.

9. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.

10. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет/ Утробина К.К. М.: «Издательство Гном и Д», 2014.