МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ–САД № 73 «ОРЕШЕК»
КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАРИУПОЛЯ»
УТВЕРЖДЕНО:
и.о. Заведующего МБДОУ
«Ясли-сад № 73 г. Мариуполя»
_____________Е.О.Васина
План
работы кружка «Волшебные краски» по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования
для детей 3-4 лет
на 2022/2023 учебный год
количество занятий – 1 занятие в неделю
Составил
воспитатель Плешань Н.В.
г. Мариуполь
2022
Содержание
Целевой раздел программы
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Принципы и подходы к формированию программы.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты.
Содержательный раздел
Формы и методы работы.
Методические рекомендации.
Задачи художественно-эстетического развития детей 3-4 лет.
Календарно-тематический план.
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-эстетического развития детей.
Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОО.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Организационный раздел
План работы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Список используемой литературы.
Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Каждый ребенок рождается художником. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Нужно только помочь ребенку открыть в себе художника, разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний художественно - эстетического воспитания. В процессе изодеятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности; ребенок формирует и развивает: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки В процессе изодеятельности ребенок развивается эмоционально испытывая разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому стало возможным применение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Все дети любят рисовать, лепить, творить. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
На практике эти задачи реализуются через занятия. Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительного искусства. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому занятия дают возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальные, нетрадиционные техники изодеятельности расковывают ребенка, позволяют почувствовать цветовую гамму, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционных форм, приемов изодеятельности происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей. Дети знакомятся с нетрадиционными изобразительными технологиями, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: знакомство с нетрадиционными изобразительными технологиями, развитие художественно-творческих способностей детей, пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, воспитание художественного вкуса.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование художественного мировосприятия.
Обогащение словарного запаса художественными терминами.
Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:
изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности, используя нетрадиционные техники изодеятельности;
овладение техническими приемами работы с различными материалами.
4. Формирование художественной грамотности:
ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений
(теплый/холодный, светлый/темный);
изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
Развивающие:
Развитие познавательной активности, творческого мышления.
Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные:
Воспитание художественного вкуса.
Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
Формы и режим занятий:
Одно занятие в неделю по 15 минут. Продолжительность занятий соответствует гигиеническим нормам для детей 3-4лет. На занятиях также проводятся физкультминутки, гимнастика для пальцев рук, подвижные игры и т. д.
Модель работы кружка.
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1.Работа с детьми | 1. Игры-занятия. | В течение учебного года |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы | 2 раза в год (сентябрь, май) |
3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок работ. | Постоянно |
| 4. Чтение художественной литературы. | Постоянно |
5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом, пластилином и другими художественными материалами. | Постоянно |
6. Продуктивная деятельность детей. | Постоянно |
7. Участие в выставках детского творчества. | Постоянно |
8.Творческие отчеты – организация выставки работ. | 1 раз в год (май) |
9. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками». | Май |
2.Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом | Постоянно |
| изобразительного уголка в группе. | |
2. Анкетирование родителей. | 1 раз в год |
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике. | В течение учебного года |
5. Участие в викторинах и конкурсах. | В течение учебного года |
3.Методическое сопровождение | 1.Организация предметно- развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. | Постоянно |
2.Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника. | В течение учебного года |
3.Картотека нетрадиционных способов рисования. | Май |
4. Подборка игр с рисунками для детей. | Май |
5. Конспекты игр-занятий. | В течение учебного года |
6. Сценарии развлечений. | В течение учебного года |
7. Консультационный материал для педагогов. | В течение учебного года |
8. Консультационный материал для родителей. | В течение учебного года |
9.Обобщение наработанного материала | В течение учебного года |
Ресурсное обеспечение программы:
Уголок изобразительной деятельности в группе.
Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, и т.д.).
Библиотечка юного художника.
Ожидаемые результаты:
По итогам первого года обучения дети должны:
Проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
Достаточно хорошо владеть нетрадиционными техниками изодеятельности(рисование пальчиками, ладонью, поролоном, пробкой, ватной палочкой и др.)
Составлять узоры из геометрических фигур.
Учебно-тематический план программы.
Вторая младшая группа, первый год обучения.
№ | Перечень нетрадиционных техник | Количество занятий |
1. | Рисование пальчиком | 8 |
2. | Рисование ладошками | 4 |
3. | Рисование поролоном | 2 |
4. | Рисование ватной палочкой | 5 |
5. | Рисование цветной манкой | 2 |
6. | Рисование жесткой кистью | 2 |
7. | Пластилинография | 6 |
8. | Аппликация. Бумагопластика. | 4 |
9. | Рисование на прозрачной клеенке. | 2 |
10. | Рисование по мокрой бумаге | 1 |
| ИТОГО в год: | 36 |
Перспективное планирование занятий. Первый год обучения (вторая младшая группа)
№ | Тема | Программное содержание |
Рисование пальцем или ватной палочкой |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Бусы для мамы. Корзина с малиной. Разноцветный дождь. Рябинка для снегиря. Украсим ёлочку к Новому году. Следы на снегу. Одуванчик и цыпленок на лугу. Игрушечный мишка. Зайчик. Ежи. Храбрый утёнок. Щенок. | Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. |
Рисование ладошкой |
14. 15. 16. 17. | Цветы для мамы. Солнышко. Рыбки. Дерево в снегу. | Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться результату. |
Рисование по крупе |
17. 18. | Рисование на подносе. Деревья зимой. Цветочная поляна. Рисуем цветной манкой. | Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
Рисование методом тычка |
19. 20. | Пушистый котёнок. Рисуем праздничный салют. | Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. |
Кляксография |
21. 22. | Весёлые кляксы. Зимние узоры. Весеннее дерево. | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания их законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, поощрять инициативу. |
Пластилинография |
23. 24. 25. | Волшебные зонтики. Солнышко лучистое. Виноград. По каждой теме 2 р. | Развивать фантазию, творческие способности, познакомить с техникой пластилинографией, учить работать с пластилином, смешивать два цвета. |
Аппликация. Бумагопластика. |
29. 30. 31. 32. | Теремок В гости к ѐлочке Ёжик Петушок золотой гребешок | |
Рисование на прозрачной клеенке. |
33. 34. | Осень золотая Весна краса идет | Познакомить с гуашью. Учить рационально располагать сюжет рисунка. Развивать фантазию. |
Рисование по мокрой бумаге |
35. | Цветы весенние. | |
36 | Выставка работ. | |
Литература:
1. Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, 2018 г.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М, 2000.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.
5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М, Сфера, 2005.
6. Кожохина С.К., Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. - Ярославль, 2007.
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз- Дидактика, 2007.
8. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2/Давыдова Г.Н. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
9. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
10. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет/ Утробина К.К. М.: «Издательство Гном и Д», 2014.