СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"План работы над изложением для 1 - 4 классов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы над изложением для 1 - 4 классов. Подробно описаны все этапы работы над изложением для учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«"План работы над изложением для 1 - 4 классов"»


1 класс

План работы над изложением.


1.Чтение текста учителем ( Текст может быть написан на экране и написан на карточке у каждого ученика).

Учитель читает текст, написанный на экране, дети внимательно слушают.

2.Анализ текста.

Узнать о чем говорится в тексте (его тема).

Учитель задаёт вопросы по тексту.

( При пересказе следим за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования).

3.Работа над планом.

Выяснить сколько частей в тексте. (Одна.)

Спросить, как вы догадались? («Красная» строка.)

Вспомнить составные части текста.

(На доске записаны вопросы, расположенные не по порядку).

Выбрать опорные слова отдельно к каждой части.

(На доске карточки со словами).


4.Словарно-орфографическая работа.

Найти в изложении непростые для написания слова.

Прочитать первое слово. Произнести по слогам. Найдите трудное (опасное) место.

Такая же работа проводится с остальными словами.


5.Пересказ текста с опорными словами.

Текст пересказывает один ученик, остальные – каждое предложение показывают движением.


6.Написание изложения.

Обратить внимание на трудные слова – на доске и на карточках.

(Дети работают самостоятельно.)


7.Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений.











2 класс

План работы над изложением.


1.Чтение текста учителем (Текст написан на карточке у каждого ученика).

Учитель читает текст, дети слушают. Задаёт вопросы по тексту.


2.Анализ текста.

Узнать о чем говорится в тексте (его тема).

Задаём вопросы по содержанию текста.

( При пересказе следим за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования).


3. Работа над планом.

Выяснить сколько частей в тексте. (Три.)

Спросить, как вы догадались. («Красная» строка.)

Вспомнить составные части текста.

(На доске записать вопросы, расположенные не по порядку).

Например:

-Какие вопросы можно отнести к первой части?

-Какие ко второй?

- Какие к третьей?

Выбрать опорные слова отдельно к каждой части (на доске карточки со словами). (Учащиеся работают в парах).

Ответить на вопросы первой части (второй, третьей.)

(Пересказ текста по частям.)

Подвести к выводу, что те предложения, которые мы составили, являются – планом. (План.)

(На доску вывешивается слово «план»).

Уточнить, на что натолкнули пункты плана? (Написание каждой части с красной строки.)


4.Словарно-орфографическая работа.

Найти орфограммы в тексте.

Рассмотреть карточки с орфографическим заданием.

(Определить встречающиеся знакомые и не знакомые орфограммы).

Индивидуальная работа на карточках.

Найти трудности в изложении. (Встречаются непростые для написания слова).

Правильно написать эти слова. (Запись на доске.)

Прочитать первое слово. Произнести по слогам. Найти трудное (опасное) место.

(Такая же работа проводится с остальными словами).


5. Пересказ текста с опорными словами (по частям).

Текст пересказывает один, два ученика. (Лучше зачитать учителю).


6.Написание изложения.

Говорим, что на написание текста 15 мин.

Обращаем внимание, что трудные слова записаны на доске и на карточках.


7.Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

(Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений).






3 класс

План работы над изложением.


1. Знакомство с текстом.

Первичное чтение текста.

Задаём вопросы по тесту.

Например:

- Понравился ли вам текст?

- Что показалось особенно интересным?


2.Анализ текста.

Узнать о чём говорится в этом тексте. Определить тему текста.

Назвать главную мысль текста.

Придумать заголовок к тексту.

Попросить учащихся прочитать памятку «Как подготовиться к изложению».


3. Составление плана текста.

Читают памятку и самостоятельно составляют план к тексту.

(По необходимости учитель корректирует план к тексту).


3. Обсуждение структуры текста, лексическая работа и орфографическая подготовка.

Уточнить, сколько частей в тексте.

а) Найти вводную часть. (О чём в ней говорится).

Выяснить главную мысль этой части.

Озаглавить и назвать орфограммы.

б) Найти и прочитать основную часть текста. (О чём в ней говорится).

Выписать все глагол, и определить в каком времени они использованы в этой части.

Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.

в) Прочитать заключение. (О чём в нем говорится).

Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.


4. Повторное прочтение текста детьми.

Прочитать первую часть текста. (Уточнить, сколько в ней предложений, и о чём речь в первой части).

Прочитать вторую часть. (О чем говорится в этой части текста).

Прочитать третью часть. (Что узнали в третьей части).


5. Самостоятельное написание изложения.

Самостоятельное написание изложение учащимися.

(При необходимости оказать индивидуальную помощь).


6. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено. (Внести необходимые исправления).

(Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений).


4 класс

План работы над изложением.


1. Знакомство с текстом.

Чтение текста.

Доказать, что это текст.

Определить тип текста. (Повествовательный.)

2.Анализ текста.

Узнать о чём говорится в этом тексте. Определить тему текста.

Назвать главную мысль текста.

Придумать заголовок к тексту.

Попросить учащихся прочитать памятку «Как подготовиться к изложению».


3. Составление плана текста.

Читают памятку и самостоятельно составляют план к тексту.

(По необходимости учитель корректирует план к тексту).


4. Обсуждение структуры текста, лексическая работа и орфографическая подготовка.

Уточнить, сколько частей в тексте.

а) Найти вводную часть. (О чём в ней говорится).

Выяснить главную мысль этой части.

Озаглавить и назвать орфограммы.

б) Найти и прочитать основную часть текста. (О чём в ней говорится).

Выписать все глагол, и определить в каком времени они использованы в этой части.

Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.

в) Найти и прочитать третью часть. (О чём в ней говорится).

Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.

г) Прочитать заключение. (О чём в нем говорится).

Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.


4. Повторное прочтение текста детьми.

Прочитать первую часть текста. (Уточнить, сколько в ней предложений, и о чём речь в первой части).

Прочитать вторую часть. (О чем говорится в этой части текста).

Прочитать третью часть. (Что узнали в третьей части).

Прочитать четвёртую часть текста. (Что узнали в этой части текста).

1. Пересказ текста.

2. Работа над изложением.


5. Самостоятельное написание изложения.

Самостоятельное написание изложение учащимися.

(При необходимости оказать индивидуальную помощь).


6. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено. (Самостоятельно редактировать текст).

(Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений).







Памятка

«Как подготовиться к изложению»

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Определите его тему (о чём говорится в тексте).

3. Определите его основную мысль (что главное хотел сказать автор).

4. Составьте план.

1. Разделите текст на части.

2. Выделите главное в каждой части.

3. Озаглавьте каждую часть.

5. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.

6. Выпишите трудные слова. Найдите слова на знакомые правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитайте текст. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напишите изложение.

9. Проверьте работу.


Методика проведения изложения

1.Знакомство с текстом.

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

3.Повторное прочтение текста.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

4.Составление плана текста.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске.

5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

7.Устный пересказ текста.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст, прочитывается ещё раз.

9.Самостоятельное написание изложения.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

11. Проверка изложения учителем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!