ПЛАН ПРОЕКТА «ФРАКТАЛЫ ВОКРУГ НАС» Творческое название проекта
«Фракталы - это красиво!»
Предметы
математика, геометрия
Классы
11 классы
Основополагающий вопрос
Каково значение фракталов в современном мире?
Проблемные вопросы
Почему так важно развивать фрактальную геометрию?
В каких сферы человеческой деятельности, в перспективе, фрактальная геометрия будет играть важнейшую роль?
Как с помощью компьютера построить разработанный вами фрактал?
Учебные вопросы
Как появилось понятие «фрактал» и что оно означает?
Какие существуют способы задания фракталов?
Что такое размерность фрактала?
Какие существуют виды фракталов? В чем суть свойства самоподобия?
Что такое L-система?
Каков принцип работы программ на основе L-систем?
Что такое «теория хаоса»?
Каково значение «теории Хаоса»? В каких сферах современной жизни применяются фракталы и теория хаоса?
План проекта
Представление стартовой презентации учителя. Знакомство учеников с содержанием понятия «Фрактал», историей возникновения этого понятия, связью фракталов с математикой. Предварительный этап выполнения работы – знакомство с заданием, обсуждение ожидаемых результатов работы.
Представление презентации учителя о структуре фракталов. Объяснение понятий размерности, самоподобия и других. Разъяснение принципов построения фракталов. Первый этап решения учениками поставленной перед ними задачи – создание математической модели и построение алгоритма решения.
Представление презентации учителя на тему «L-системы». Ученикам объясняется принципы работы программ основанных на L-системах. Рассматриваются основные фракталы и способы записи программ и отдельных видов алгоритмических конструкций. Данный урок должен быть разбит на несколько занятий, в ходе которых ученики постепенно знакомятся с основами программирования фрактальных изображений. Второй этап выполнения работы. Ученики формируют каркас своей будущей программы. Решение разбивается на составные части и поэтапно реализуется в ходе изучения нового материала
Знакомство учащихся с понятием «теория хаоса». Завершение объяснения материала по статическим фракталам. Ответы учащихся на учебные вопросы. Завершающий этап выполнения работы учащимися. Отладка и тестирование разработанных программ.
Отчет учеников о проделанной работе. В ходе защиты каждый ученик демонстрирует приобретенные знания, рассказывая о принципах работы своей программы всей группе (классу). Производится обзор пройденного материала и делаются выводы о роли фракталов и способах работы с ними.
Дидактические материалы
презентация учителя
Печатные материалы
Фракталы и хаос в динамических системах. Основы теории. Москва: Постмаркет, 2004.
James Gleick, Chaos: Making a New Science, Viking, New York, 1987.
Куликов Л.Я., Алгебра и теория чисел, М., Высшая школа, 2002.
Мальцев А.И., Основы линейной алгебры, Гостехиздат, 1989.
Курош А.Г., Курс высшей алгебры, Издание 6. М., Высшая школа, 2004.
Интернет-ресурсы
http://ru.wikibooks.org/wiki/
http://www.coders-library.ru
http://www.ghcube.com/
http://fractals.chat.ru/math.htm