организовать психологическое сопровождение образовательного процесса в МБОУ Степновская школа с учетом макро- и микросоциальных, возрастно- и индивидуально-психологических особенностей участников образовательного процесса и приоритета формирования и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы в рамках перехода на ФОП и ФАОП, обеспечение преемственности содержания и форм психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях основного общего образования;
психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями;
организовать диагностику ценностно-мотивационных установок обучающихся и их гражданской идентичности;
способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
содействовать в создании специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и с ОВЗ.
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
1-я ступень 1-4 классы |
I | Работа по адаптации первоклассников |
1.1 | Определение готовности будущих первоклассников к обучению в школе | Своевременное выявление категорий детей, которым необходима помощь в развитии учебных навыков |
1.2 | Профилактика дезадаптации первоклассников | |
| - консультирование родителей детей, у которых выявлен недостаточный уровень готовности к обучению; - беседы с учителями об индивидуальных особенностях первоклассников, выявленных при исследовании готовности к обучению в школе; - групповое консультирование родителей о возрастных особенностях первоклассников и путях психологической поддержки; * Как сохранить у ребёнка интерес к школе * Проблемы дисциплины - Проведение «Веселых переменок» - содействие сплочению классного коллектива. - Разработка и проведение профилактических занятий, содействующих быстрой адаптации учащихся. | Предупреждение массовой дезадаптации первоклассников к обучению в школе Психологическое просвещение родителей в вопросах воспитания и психологической поддержке детей Уменьшение кол-ва детей, испытывающих трудности адаптационного периода |
1.3 | Контроль над адаптацией первоклассников к школе | |
| - Посещение уроков, наблюдение за микроклиматом в классном коллективе, взаимоотношениями с учителем, друг с другом. | Выявление детей с признаками дезадаптации |
1.4 | Выявление причин, препятствующих адаптации | |
| - Наблюдение за поведением учащихся на уроках, переменах, стилем их взаимоотношений со сверстниками, учителем. | Возможность организации коррекционной и развивающей работы |
1.5 | Психологическое сопровождение детей, имеющих признаки дезадаптации. | Организация коррекционной и развивающей работы |
II | Психологическое просвещение |
2.1 | Участие в педсовете «Психолого-педагогического сопровождение обучающихся» | Создание системы психолого-педагогического сопровождения в связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс ФГОС |
2.3 | Родительский лекторий(по требованию кл.руководителей) «Стили воспитания в семье» | Пропаганда гуманистических взаимоотношений в семье |
III | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
3.1 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений | Составление аналитических отчетов по результатам исследований |
IV | Методическая работа |
4.1 | Подготовка программ психодиагностический исследований | Методическое обеспечение выполнения запланированных мероприятий |
4.2 | Подготовка психологического инструментария | |
4.3 | Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) | Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и испытывающих трудности в обучении |
II ступень 5-8 классы |
I | Контроль над адаптацией учащихся 5-го класса в новых условиях обучения |
1.1 | Исследование микроклимата в классном коллективе, структура взаимоотношений - Беседы с учителями, родителями с целью выявления детей, имеющих признаки дезадаптации. - посещение уроков, внеклассных мероприятий. | Выявление дезадаптированных детей. Получение дополнительной информации об обучающихся. |
1.2 | Психологическое сопровождение детей «группы риска» - Индивидуальные консультации для учителей и родителей: «Причины трудностей адаптации и пути взаимодействия их преодоления». - Групповое консультирование родителей пятиклассников. - «Помощь взрослых в развитии ребёнка». - «Повышение уровня мотивации обучения.» | Преодоление трудностей, препятствующих адаптации обучающихся. |
1.3 | Психолого-педагогический семинар для учителей по актуальным вопросам «Преодоление проблем адаптации пятиклассников». | Оптимизация учебно-воспитательного процесса. |
II | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
2.1 | Психологическое сопровождение подростков - Групповое и индивидуальное консультирование подростков по проблеме: * Проблемы взаимоотношений в коллективе. * Взаимоотношения мальчики-девочки (гендерный аспект). | Улучшение психологической атмосферы в ученическом коллективе. |
2.2 | Профилактика аддитивного поведения подростков - Активные формы работы: * диспуты с использованием активных форм работы (6-8 кл.) - Лекторий для родителей «Подростковый возраст». - Консультирование учителей, родителей по проблеме трудновоспитуемости. - Индивидуальные консультации для учащихся. | Ознакомление учащихся с информацией о вредных последствиях табакокурения, употребления алкоголя, наркотических веществ. Ознакомление родителей и учителей с практическими приёмами взаимодействия с «проблемными» детьми. |
III | Психологическое просвещение |
| Работа с педагогами: «Особенности воспитательной работы с учащимися группы риска» | Ознакомление учителей с практическими приёмами взаимодействия с социально-дезадаптированными детьми. |
III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 | Исследование профессиональных интересов и наклонностей учащихся старшего звена - Анкетирование и групповая психодиагностика (9, 11кл) | Отслеживание сформированности профессионального личностного типа учеников. |
1.2 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь обучающимся в самоопределении. |
II | Методическая работа |
2.1 | Разработка рекомендаций для родителей детей асоциальным поведением. | |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
1-я ступень 1-4 классы |
I | Работа по адаптации в начальном звене |
1.1 | Контроль над адаптацией первоклассников к школе - Диагностика эмоционального состояния учащихся и мотивации обучения. - Анкетирование родителей. - Беседы с учителями с целью выявления детей с признаками дезадаптации. - Консультирование по вопросам адаптации: * Социальная адаптация детей. | Выявление детей с признаками дезадаптации. |
1.2 | Выявление причин, препятствующих адаптации - Психологическое исследование индивидуальных особенностей познавательной и личностной сферы детей, имеющих признаки дезадаптации. - беседы с родителями об особенностях воспитания в их семьях. | Возможность организации коррекционной и развивающей работы. |
1.3 | Психологическое сопровождение детей, имеющих признаки дезадаптации. - проведение коррекционных занятий | |
1.4 | Диагностическая работа с учащимися - мотивации обучения (диагностика уч-ся 2,3класса) | Определение уровня школьной мотивации. |
II | Психологическое просвещение |
2.1 | Участие в педсоветах | Освещение психологических аспектов рассматриваемых вопросов |
2.2 | Психолого-педагогические семинары для учителей по актуальным вопросам | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
2.3 | Родительский лекторий: Ответственность родителей за нравственное воспитание детей. | Пропаганда гуманистических взаимоотношений в семье |
III | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
3.1 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений. | Составление аналитических отчетов по результатам исследований |
IV | Коррекционно-развивающая работа |
4.1 | - Групповые занятия по развитию познавательных способностей (внимание, память, мышление, речь) 2-4 классы. - Работа по формированию самосознания, адекватной самооценки, социальной компетентности у подростков (с детьми группы риска) | |
V | Методическая работа |
4.1 | Подготовка программ психодиагностический исследований. | Методическое обеспечение выполнения запланированных мероприятий. |
4.2 | Подготовка психологического инструментария. | |
II ступень 5-8 классы |
I | Контроль за адаптацией учащихся 5-го класса в новых условиях обучения |
1.1 | Исследование микроклимата в классном коллективе, структура взаимоотношений - посещение уроков, внеклассных мероприятий с целью исследования взаимодействия учителя и учеников. | Выявление дезаптированных детей Содействие поиску резервов оптимизации учебного процесса |
1.2 | Диагностика уровня школьной мотивации в 5-м классе Школьная мотивация (опросник Н. Лускановой.) | Определение уровня школьной мотивации. |
1.2 | Работа с детьми, имеющими признаки школьной дезадаптации (снижение успеваемости, нарушение поведения, эмоциональная напряженность) - Углублённая индивидуальная диагностика с целью исследования причин дезадаптации. * индивидуальные беседы. *психологическое обследование особенностей познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер, взаимоотношений с учителями, родителями. - Составление индивидуальных психологических карт на детей «группы риска» и разработка рекомендаций учителям, родителям относительно работы с детьми с высоким уровнем дезадаптации. - Определение направлений дальнейшей работы или переадресовка специалистам. | Выявление причин трудностей адаптации и построение адекватной коррекционной и развивающей работы. Использование адекватного индивидуального подхода в обучении и воспитании детей Формирование коррекционных групп по типу трудностей. |
1.3 | Психологическое сопровождение детей «группы риска» - Применение адекватных развивающих и коррекционных программ: группы для тревожных детей, индивидуальная психокоррекционная работа -психолого-педагогический консилиум «Психологическая адаптация учащихся к новым условиям обучения и воспитания в школе второй ступени» - Консультирование учителей и родителей по вопросам воспитания детей | Преодоление трудностей, препятствующих адаптации учеников Определение стратегий индивидуального подхода к детям «группы риска» Совместный поиск и реализация адекватных педагогических подходов к детям, имеющим трудности с адаптацией Определение правильного педагогического подхода, определение путей преодоления трудностей |
II | Работа с подростками |
2.1 | Психологическое сопровождение подростков - Групповое и индивидуальное консультирование подростков: * конфликты в коллективе | Улучшение психологической атмосферы в ученическом коллективе |
2.2 | Профилактика аддитивного поведения подростков | Формирование у учащихся умения противостоять негативным влияниям. |
2.3 | Диагностическая работа с учащимися - мотивации обучения (диагностика уч-ся 6-8 класса) - структура взаимоотношений в классе, социально-психологическая ситуация в классном коллективе – 6-8 классы по запросу классных руководителей. | Определение уровня школьной мотивации Выявление референтных групп, предупреждение конфликтных ситуаций |
2.4 | Профилактическая работа Игра «Радуга настроения» (7,8 классы) Психологическая игра. | Формирование толерантности |
III | Методическая работа |
3.1 | Подготовка программ психодиагностический исследований. | Методическое обеспечение выполнения запланированных мероприятий |
3.2 | Подготовка психологического инструментария. | |
IV | Психологическое просвещение |
4.1 | Работа с классными руководителями: «Профилактика суицида среди детей и подростков». С родителями: «Опасности, которые подстерегают наших детей». | |
III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 | Исследование профессиональных интересов и наклонностей учащихся 11-х классов: - обсуждение результатов с использованием активных форм работы. - «Путь самоопределения». | Построение профессионального плана и жизненных перспектив |
1.2 | Групповые консультации по вопросам выбора профессии или дальнейшего профиля обучения. | Информирование учащихся о мире профессий |
1.3 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь учащимся в самоопределении |
II | Методическая работа |
2.1 | Подготовка программ психодиагностических исследований. | Методическое обеспечение выполнения запланированных мероприятий |
2.2 | Подготовка психологического инструментария. | |
2.3 | Разработка рекомендаций для родителей по работе с «трудными» подростками. | |
III | Организационно-методическая работа |
| Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) | Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и испытывающих трудности в обучении |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
1-я ступень 1-4 классы |
I | Психологическое просвещение |
1.1 | Психолого-педагогические семинары для учителей по актуальным вопросам | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
1.2 | Родительский лекторий «Семья - это 7 «Я» | Пропаганда гуманистических взаимоотношений в семье |
II | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
2.1 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений. | Составление аналитических отчетов по результатам исследований |
II ступень 5-8 классы |
I | Работа с подростками |
1.1 | Психологическое сопровождение «трудных» подростков - Консультирование учителей и родителей по вопросам воспитания детей. | Определение правильного педагогического подхода, определение путей преодоления трудностей |
1.2 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы. | Определение правильного педагогического подхода, определение путей преодоления трудностей |
1.3 | Психологическое сопровождение подростков - Групповое и индивидуальное консультирование подростков по проблеме: * взаимоотношения мальчики-девочки (половое воспитание). | Улучшение психологической атмосферы в ученическом коллективе. |
1.4 | Профилактика аддитивного поведения подростков - Активные формы работы: * круглые столы с участием правоохранительных органов; * участие в неделе правовых знаний; * Школа для родителей: «Семья и права ребёнка» | Формирование у учащихся умения противостоять негативным влияниям. |
| III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 1.2 | Исследование профессиональных интересов и наклонностей учащихся старшего звена. - Анкетирование и групповая психодиагностика (9кл) Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Отслеживание уровня профессиональной мотивации учащихся. |
II | Формирование личностной зрелости и социальной компетентности старшеклассников |
2.1 | Исследование личностных особенностей старшеклассников. - Комплексная диагностика личности учащихся. - Исследование ценностных ориентаций старшеклассников (10 кл). | Углублённое самосознание, самопонимание старшеклассников. Выявление «реальных» и «идеальных» ценностей |
2.2 | Развивающая и профилактическая работа - Групповые развивающие занятия * как противостоять давлению со стороны сверстников. * Дискуссия «Человек оставляет в себе человека». | Формирование социально компетентной личности старшеклассников. Формирование умения анализировать свои личностные особенности. |
2.3 | Классные часы: «Формирование личной ответственности» «Путь к успеху» | Формирование умения противостоять стрессовым ситуациям. |
2.4 | Консультативная работа: - Индивидуальные консультации по личным вопросам. - консультирование учителей о психологических особенностях учащихся, возможных мотивах неадекватного поведения. | Построение стратегии партнёрского взаимодействия учителя с учениками, улучшение взаимоотношений. |
III | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
3.1 | Психологическое просвещение Родителей: - лекторий для родителей «Сложности юношеского возраста: как понять своего взрослого ребенка». Педагогов: * Философия дисциплины. | Отсутствие неадекватного поведения в среде подростков. Овладение приёмами и методами эффективного взаимодействия с детьми, создание условий для их развития. |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
1-я ступень 1-4 классы |
I | Работа по адаптации в начальном звене |
1.1 | Психологическое сопровождение детей, имеющих признаки дезадаптации: - Углублённая диагностика учащихся 1 класса с признаками школьной дезадаптации. - Применение адекватных развивающих и коррекционных программ. | Создание групп коррекции по характеру выявленных причин дезадаптации. Возможность организации коррекционной и развивающей работы. |
II | Профилактика дезадаптации учащихся при переходе в среднюю школу |
2.1 | Изучение педагогического стиля классных руководителя выпускного класса начальной школы. | |
2.2 | Психологическое просвещение Родительское собрание по теме «О поощрении и наказании». | Повышение уровня психологической компетентности. |
2.3 | Диагностическая работа - Диагностика уровня школьной тревожности уч-ся начальных классов. (Рисуночная проективная методика Прихожан А.М.) - Мониторинг уровня интеллектуального развития 4 класс. | Выявление уровня школьной тревожности. Отслеживание уровня интеллектуального развития. |
2.4 | Коррекционно-развивающая работа Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы учащихся, имеющих низкую успеваемость. | Повышение успешности обучения. |
II-я ступень – 5-8 классы |
I | Контроль за адаптацией учащихся 5-х классов в новых условиях обучения: |
1.1 | Психологическое сопровождение детей «группы риска» - применение адекватных развивающих и коррекционных программ. | Преодоление трудностей, препятствующих адаптации учеников. |
II | Работа с подростками |
2.1 | Исследование акцентуации характера подростков - изучение запросов учителей, родителей по работе с «трудными» подростками; - наблюдение психолога; -углублённое психодиагностическое обследование на выявление типа «трудоновоспитуемости» и психических особенностей ученика; - составление индивидуальных психологических карт и психолого-педагогических характеристик на «трудных» подростков и рекомендаций педагогам. | Основание для углублённой диагностики. Помощь в определении акцентуаций и причин девиантного поведения ученика. Определение путей взаимодействия с подростками и содержания коррекционной работы. |
2.2 | Психологическое сопровождение «трудных» подростков - консультирование учителей и родителей по вопросам воспитания детей; - психолого-педагогический консилиум: «Проблемы трудновоспитуемости». Основные принципы работы с «трудными» детьми. | Определение правильного педагогического подхода, определение путей преодоления трудностей. Обсуждение индивидуальных программ педагогической коррекции дезадаптированных учеников. |
2.3 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы. - групповая коррекционная работа: * тренинг партнёрского общения. | Создание атмосферы доверия и устранение причин, блокирующих восприятие воспитательных воздействий взрослых. Развитие коммуникативных навыков, овладение способами саморегуляции. |
2.4 | Профилактика аддиктивного поведения подростков - активные формы работы: * тренинг: антинаркотическое, антиалкогольное воспитание (8кл.) * акция «Ваш выбор = Ваша жизнь». | Формирование у учащихся умения противостоять негативным влияниям, делать сознательный выбор здорового образа жизни. |
2.5 | Диагностическая работа Диагностика уровня школьной тревожности 5,6 классы (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипс) | Выявление уровня школьной тревожности. |
III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 | Исследование профессиональных интересов и наклонностей учащихся 9-го класса: - обсуждение результатов с использованием активных форм работы. | Построение профессионального плана и жизненных перспектив |
1.2 | Групповые консультации по вопросам выбора профессии или дальнейшего профиля обучения. | Информирование учащихся о мире профессий |
1.3 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь учащимся в самоопределении |
II | Формирование личной зрелости и социальной компетентности старшеклассников |
2.1 | Развивающая и профилактическая работа - групповые развивающие занятия: Тренинг «Правильное поведение в конфликтной ситуации, компромиссное поведение, его причины и границы». | Формирование умения идти на компромисс. Формирование ориентации в жизненных ситуациях. Умение найти конструктивный выход при столкновении с трудностями. |
2.2 | Консультирование учителей - о психологических особенностях учащихся, возможных мотивах неадекватного поведения. | Построение стратегии партнёрского взаимодействия учителя с учениками, улучшение взаимоотношений. |
2.3 | Психологическое просвещение родителей: - общешкольное родительское собрание «Права ребенка. Обязанности родителей» | Повышение уровня психологической компетентности. |
2.4 | Психологическое просвещение педагогического коллектива: - участие в педагогических советах -методическая помощь учителям в подборе психологической литературы. | Развитие психологической культуры педагогического коллектива. |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
1-я ступень 1-4 классы |
I | Профилактика дезадаптации учащихся при переходе в среднюю школу |
1.1 | Изучение педагогического стиля классного руководителя выпускного класса начальной школы Психологическое сопровождение детей, имеющих признаки дезадаптации. - Применение адекватных развивающих и коррекционных программ. | Возможность организации коррекционной и развивающей работы. |
II-я ступень – 5-8 классы |
II | Работа с подростками |
2.1 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы - Групповая коррекционная работа: * коррекция агрессивности. | Создание атмосферы доверия и устранение причин, блокирующих восприятие воспитательных воздействий взрослых. Развитие коммуникативных навыков, овладение способами саморегуляции. |
2.2 | Диагностическая работа Мониторинг уровня школьной мотивации учащихся 5,6 классов. | Отслеживание школьной мотивации учащихся 5,6 классов. |
III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 | Исследование профессиональных интересов и наклонностей учащихся 9-х, 11-х классов: - обсуждение результатов с использованием активных форм работы. | Стимулирование самопознания, активизация социального и профессионального самоопределения. |
1.2 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь учащимся в самоопределении |
| Развивающая и профилактическая работа: - групповые развивающие занятия: * Пути решения конфликтов. *Искусство ведения переговоров. - индивидуальные консультации по личным вопросам. - консультирование учителей о психологических особенностях учащихся, способах предупреждения агрессивного поведения учащихся. | Овладение навыками партнёрского общения, способами саморегуляции Помощь в решении конфликтных ситуаций, личных проблем. Построение стратегии партнёрского взаимодействия учителя с учениками, улучшение взаимоотношений. |
II | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
2.1 | Психологическое просвещение родителей: - лекторий для родителей * Пути решения конфликтов. | Овладение приёмами и методами эффективного взаимодействия с детьми, создание условий для их развития |
2.2 | Психологическое просвещение педагогического коллектива: - семинар «Технология формирующего оценивания» по ФГОСам. - участие в МО по циклам. -методическая помощь учителям в подборе психологической литературы. | Развитие психологической культуры педагогического коллектива |
III | Организационно-методическая работа | |
| Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). | Выявление обучающихся с трудностями адаптации. Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и испытывающих трудности в обучении. |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
I-я ступень 1-4 классы |
I | Профилактика дезадаптации учащихся при переходе в среднюю школу |
1.1 | - Консультирование учителя выпускного класса по формированию у детей самостоятельности, ответственности, организованности, необходимых при изменении условий обучения. | Содействие развитию социальной и личностной компетентности учащихся |
1.2 | - Посещение уроков учителей, которые будут учить в пятом классе. - Мероприятия по преемственности. | Определение педагогического стиля . Профилактика дезадаптации. |
II | Психологическое просвещение |
2.1 | Участие в педсоветах | Освещение психологических аспектов вопросов, которые рассматриваются |
2.2 | Психолого-педагогические семинары для учителей по актуальным вопросам школы. | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
2.3 | Родительский лекторий «Ребенок… Как с ним общаться» | Пропаганда гуманистических взаимоотношений в семье. |
III | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
3.1 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений Мониторинг уровня социально-педагогической запущенности учащихся начальных классов 1-4 классы. | Написание аналитических отчетов по результатам исследований. Отслеживание уровня социально-педагогической запущенности учащихся. |
IV | Коррекционно-развивающая работа |
4.1 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию коммуникативной сферы учащихся, испытывающих трудности в межличностном общении . | Улучшение статусного положения ребенка в коллективе. |
V | Написание аналитических отчетов по результатам исследований |
5.1 | Подготовка программ психодиагностических исследований. | Методическое обеспечение выполнение запланированных мероприятий |
5.2 | Подготовка психодиагностического инструментария. | Методическое обеспечение психодиагностической работы |
| II-я ступень – 5-8 классы |
I | Контроль над адаптацией учащихся 5-х классов в новых условиях обучения |
1.1 | Психологическое сопровождение детей «группы риска». | Преодоление трудностей, препятствующих адаптации учеников. |
1.2 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы. | Создание атмосферы доверия и устранение причин, блокирующих восприятие воспитательных воздействий взрослых. |
1.3 | Психологическое сопровождение подростков - групповое и индивидуальное консультирование подростков по проблеме ЗОЖ; - психологическое просвещение: * Формирование навыков ЗОЖ у подростков. | Привитие навыков ЗОЖ у подростков. |
III ступень 9-11 классы |
III | Профориентация старшеклассников |
3.1 | Индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии или дальнейшего профиля обучения. | Информирование учащихся о мире профессий |
3.2 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии | Психологическая помощь учащимся в самоопределении |
IV | Формирование личной зрелости и социальной компетентности старшеклассников |
4.1 | Развивающая и профилактическая работа - индивидуальные консультации по личным вопросам. - консультирование родителей по вопросам трудностей во взаимоотношениях с детьми, вопросам выбора профессии. | Помощь в решении конфликтных ситуаций, личных проблем Рекомендации по выбору средств педагогического влияния. |
V | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
5.1 | Психологическое просвещение родителей: - лекторий для родителей. | Овладение приёмами и методами эффективного взаимодействия с детьми |
5.2 | Психологическое просвещение педагогического коллектива - участие в педагогических советах; - методическая помощь учителям в подборе психологической литературы; - изучение общественного мнения учащихся, родителей, педагогического коллектива по вопросам школьной жизни. | Развитие психологической культуры педагогического коллектива. Содействие адекватному принятию управленческих решений |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
I-я ступень 1-4 классы |
I | Профилактика дезадаптации учащихся при переходе в среднюю школу |
1.1 | Консультирование учителя выпускного класса по формированию у детей самостоятельности, ответственности, организованноcти, необходимых при изменении условий обучения. | Содействие развитию социальной и личностной компетентности учащихся. |
| Мониторинг уровня школьной тревожности 4 класс | Отслеживание уровня школьной тревожности. |
II | Психологическое просвещение |
2.1 | Участие в семинарах-практикумах. | Освещение психологических аспектов вопросов, которые рассматриваются. |
2.2 | Психолого-педагогические семинары для учителей по актуальным вопросам школы. | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
III | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
3.1 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений. | Написание аналитических отчетов по результатам исследований. |
IV | Написание аналитических отчетов по результатам исследований |
4.1 | Подготовка программ психодиагностических исследований. | Методическое обеспечение выполнение запланированных мероприятий. |
4.2 | Подготовка психодиагностического инструментария. | Методическое обеспечение психодиагностической работы. |
II-я ступень – 5-8 классы |
I | Профилактика дезадаптации при переходе на 2-ю ступень обучения |
1.1 | Изучение педагогического стиля классного руководителя выпускного класса начальной школы. | |
1.2 | Консультирование учителя выпускного класса по формированию у детей самостоятельности, ответственности, организованности, необходимых при новых условиях обучения. | Содействие развитию социальной и личностной компетенции. |
1.3 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы. | Создание атмосферы доверия и устранение причин, блокирующих восприятие воспитательных воздействий взрослых. |
1.4 | Психологическое сопровождение подростков - групповое и индивидуальное консультирование подростков по проблеме: * конфликты в коллективе. | Улучшение психологической атмосферы в ученическом коллективе. |
1.5 | Мониторинг предрасположенности учащихся к конфликтному поведению 7,8 классы. | Отслеживание предрасположенности учащихся к конфликтному поведению. |
III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 | Индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии или дальнейшего профиля обучения. | Информирование учащихся о мире профессий. |
1.2 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь учащимся в самоопределении. |
1.3 | Мониторинг сформированности организаторских и коммуникативных способностей 9 класс. | Отслеживание сформированности организаторских и коммуникативных способностей. |
II | Формирование личной зрелости и социальной компетентности старшеклассников |
2.1 | Развивающая и профилактическая работа - индивидуальные консультации по личным вопросам. -консультирование родителей по вопросам трудностей во взаимоотношениях с детьми, вопросам выбора профессии. | Помощь в решении конфликтных ситуаций, личных проблем. Рекомендации по выбору средств педагогического влияния. |
III | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
3.1 | Психологическое просвещение родителей: Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде». | Овладение приёмами и методами эффективного взаимодействия с детьми |
3.2 | Психологическое просвещение педагогического коллектива - участие в педагогических советах; - методическая помощь учителям в подборе психологической литературы; - изучение общественного мнения учащихся, родителей, педагогического коллектива по вопросам школьной жизни; | Развитие психологической культуры педагогического коллектива. Содействие адекватному принятию управленческих решений. |
3.3 | Психологическое просвещение обучающихся - Занятия с элементами тренинга по профилактике ПАВ: «Нет наркотикам или мечты сбываются» с учащимися 9- 11 классов. «Жизнь прекрасна!» Занятия по профилактике суицида «Надежда творит чудеса» 8-11 классы | |
IV | Организационно-методическая работа |
| Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). | Психологическое.сопровождение обучающихся с ОВЗ и испытывающих трудности в обучении. Подготовка психологического заключения с целью определения ЦПМПК статуса . |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
I-я ступень 1-4 классы |
I | Профилактика дезадаптации учащихся при переходе в среднюю школу |
1.1 | Консультирование учителя выпускного класса по формированию у детей самостоятельности, ответственности, организованноcти, необходимых при изменении условий обучения. | Содействие развитию социальной и личностной компетентности учащихся. |
1.2 | Выявление детей «группы риска», относительно которых можно прогнозировать снижение успеваемости и появление дезадаптации с переходом в среднюю школу. | Составление психолого-педагогических характеристик на учащихся, имеющих трудности в обучении, поведенческие и эмоциональные проблемы. |
1.3 | Психолого-педагогические семинары для учителей по актуальным вопросам школы. | Оптимизация учебно-воспитательного процесса. |
| Проведение недели психологии. | Содействие развитию социальной и личностной компетентности учащихся. |
II | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
2.1 2.2 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений Конечная диагностика УУД 1 класс. | Написание аналитических отчетов по результатам исследований |
III | Написание аналитических отчетов по результатам исследований |
3.1 | Подготовка аналитических справок психодиагностических исследований. | Методическое обеспечение выполнение запланированных мероприятий. |
3.2 | Подготовка психодиагностического инструментария. | Методическое обеспечение псходиагностической работы. |
II-я ступень – 5-8 классы |
I | Профилактика дезадаптации |
1.1 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы. | Создание атмосферы доверия и устранение причин, блокирующих восприятие воспитательных воздействий взрослых. |
1.2 | Психологическое сопровождение подростков - групповое и индивидуальное консультирование подростков по проблеме: * конфликты в коллективе | Улучшение психологической атмосферы в ученическом коллективе. |
1.3 | Конечная диагностика компонентов УУД обучающихся 5-8 классов | Отслеживание результатов коррекционной работы. |
| III ступень 9-11 классы |
I | Профориентация старшеклассников |
1.1 | Индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии или дальнейшего профиля обучения. | Информирование учащихся о мире профессий. |
1.2 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь учащимся в самоопределении. |
II | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
2.1 | Психологическое просвещение родителей: - лекторий для родителей. | Овладение приёмами и методами эффективного взаимодействия с детьми |
2.2 | Психологическое просвещение педагогического коллектива - методическая помощь учителям в подборе психологической литературы, диагностических методик; - изучение общественного мнения учащихся, родителей, педагогического коллектива по вопросам школьной жизни. | Развитие психологической культуры педагогического коллектива. Содействие адекватному принятию управленческих решений. |
2.3 | Психологическое просвещение обучающихся 9, 11 классов Коррекционно-развивающие занятия «Как успешно сдать экзамены». | Овладение учащимися эффективными приёмами запоминания, воспроизведения информации, правилами построения ответа и поведения на экзамене. |
№ п/п | Содержание работы (виды и объекты деятельности) | Ожидаемые результаты |
I-я ступень 1-4 классы |
I | Профилактика дезадаптации учащихся при переходе в среднюю школу |
1.1 | Профилактические занятия с учащимися - преодоление барьеров в общении. | Содействие развитию социальной и личностной компетентности учащихся. |
1.2 | Консультации родителей По результатам диагностики. | |
II | Психологическое просвещение |
2.1 | Участие в педсоветах Преемственность начальной школы и среднего звена. | Освещение психологических аспектов вопросов, которые рассматриваются. |
2.2 | Психолого-педагогические семинары для учителей по актуальным вопросам школы. | Оптимизация учебно-воспитательного процесса. |
III | Психологические исследования по запросам администрации, учителей, родителей |
3.1 | Психологические исследования, направленные на выявление социально-психологических причин, находящихся в основе негативных явлений. | Написание аналитических отчетов по результатам исследований. |
IV | Написание аналитических отчетов по результатам исследований |
4.1 | Подготовка программ психодиагностических исследований. | Методическое обеспечение выполнение запланированных мероприятий. |
4.2 | Подготовка психодиагностического инструментария. | Методическое обеспечение психодиагностической работы. |
II-я ступень – 5-8 классы |
I | Профилактика асоциального поведения |
1.1 | Психологический патронаж «трудных» подростков - проведение индивидуальных психологических консультаций, бесед с детьми этой группы. | Создание атмосферы доверия и устранение причин, блокирующих восприятие воспитательных воздействий взрослых. |
1.2 | Психологическое сопровождение подростков - групповое и индивидуальное консультирование подростков по проблеме: * личные проблемы; * психологическая помощь детям, подвергшимся насилию со стороны сверстников; * конфликты в коллективе. | Улучшение психологической атмосферы в ученическом коллективе. Помощь подростку стать ассертивным (уверенным в себе, успешным). |
III ступень 9-11 классы |
III | Профориентация старшеклассников |
3.1 | Индивидуальные консультации по вопросам сдачи экзаменов. | Снижение уровня тревожности перед сдачей экзаменов. |
3.2 | Индивидуальные консультации для учащихся с проблемами выбора профессии. | Психологическая помощь учащимся в самоопределении. |
IV | Оптимизация учебно-воспитательного процесса |
4.1 | Психологическое просвещение родителей: - лекторий для родителей Родительское собрание по теме «Как подготовить себя и ребёнка к экзаменам». | Овладение приёмами и методами эффективного взаимодействия с детьми. |
4.2 | Психологическое просвещение педагогического коллектива - изучение общественного мнения учащихся, родителей, педагогического коллектива по вопросам школьной жизни. | Содействие адекватному принятию управленческих решений. |
4.3 | Диагностическая работа Подготовка, подбор диагностического инструментария для определения готовности к обучению в школе. | |
4.4 | Написание психологических характеристик по запросам классных руководителей, родителей, администрации. | Формирование банка характеристик. |