Обоснование проблемы
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. Одаренность — основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».
Основными задачами плана работы :
развитие и поддержка одаренных детей;
совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
создание механизмов поддержки одаренных детей;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты:
развитию общих способностей одаренных детей;
развитию физических способностей одаренных детей;
социальной и психической поддержке одаренных детей;
повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников;
формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;
Основные мероприятия:
организация работы с одаренными детьми;
проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебно-методической литературы;
Согласно учебному плану школы организовать на базе школы такие спортивные секции:
по волейболу (4 часа в неделю), 15 девочек и 15 мальчиков
по баскетболу (4 часа в неделю), 15 девочек и 15 мальчиков
по гимнастике (3 часа в неделю) 15 девочек
по лёгкой атлетике 15 девочек и мальчиков
подготовка к олимпиадам различного уровня (7-8; 9-11 классы)
ежегодно участвовать в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиадах и соревнованиях;
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. | 1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
Формы работы с одаренными учащимися:
развивающее обучение, работа в малых группах;
игровые технологии;
спортивные секции;
задания творческого и нестандартного характера;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
спортивные соревнования.
План мероприятий "Одарённые дети" 2017-2020г.г.
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
1 | Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания | + | + | + | + |
2 | Разработка и утверждение документации | + | + | + | + |
3 | Участие в школьных, муниципальных, региональных , всероссийских, олимпиадах | + | + | + | + |
4 | Участие в школьных, и региональных соревнованиях. | + | + | + | + |
5 | Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | + | + | + | + |
6 | Участие в Спартакиадах школьников района, республики. | + | + | + | + |
7 | Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей | + | + | + | + |
8 | Участие в конкурсах исследовательских работ | + | + | + | + |
9 | Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей. | + | + | + | + |
10 | Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей. | + | + | + | + |
11 | Подведение итогов реализации программы на педагогических советах, на заседаниях РМО | + | + | + | + |
План работы с одарёнными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурноспортивной деятельности | Сентябрь | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
4 | Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана внутришкольных мероприятий | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
5 | Подготовка учащихся к участию во II туре (городских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана отдела образования | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
6 | Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана регионального этапа | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
7 | Подготовка учащихся к участию в IV туре (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
8 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | Октябрь | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
9 | Организация работы одарённых учащихся: Снейл дистанционная олимпиада, международная олимпиада «Орлёнок» | В течение года | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
10 | Методическая помощь учителям физической | В течение года | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
11 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
12 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
13 | Проведение предметной недели, декады с активным участием одарённых детей | Декабрь | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
14 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
15 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |
16 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся на линейке МБОУ СОШ. | Апрель-май | Руководитель- учитель физкультуры Захарова Т.А |