Программа педагога-наставника, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Кравец Надежды Павловны с молодым специалистом, учителем начальных классов Филимоновой Ириной Васильевной на 2020-2023 год
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: | Филимонова Ирина Васильевна |
Образование: | высшее |
Какое учебное заведение окончил: | Саратовский государственный университет |
Год окончания учебного заведения: | 2020 |
Специальность по диплому: | учитель начальных классов |
Педагогический стаж: | - |
Место работы: | МОУ «СОШ р.п. Озинки» |
Должность: | учитель начальных классов |
Учебная нагрузка: | 21 час |
Классы: | 3 класс |
Квалификационная категория: | нет |
Сведения о педагоге-наставнике
Фамилия, имя, отчество: | Кравец Надежда Павловна |
Образование: | высшее |
Какое учебное заведение окончил: | Угличское педагогическое училище Ярославский ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт имени К.Д. Ушинского |
Год окончания учебного заведения: | 1977год / 1983 год |
Специальность по диплому: | учитель начальных классов / учитель географии |
Педагогический стаж: | 44 |
Место работы: | МОУ «СОШ р.п. Озинки» |
Должность: | учитель начальных классов |
Учебная нагрузка: | 18 час |
Классы: | 1 класс |
Квалификационная категория: | высшая |
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности.
.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
профессиональное самоопределение;
творческая самореализация;
проектирование профессиональной карьеры;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цели Программы - разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношений наставника и наставляемого в форме «учитель-учитель», способствующих успешному закреплению в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
1) Содействовать успешной адаптации молодого специалиста к условиям осуществления трудовой деятельности.
2) Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе.
3) Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
4) Ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
5). Оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставника будет высокий уровень включенности молодого специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации;
● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;
● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Содержание программы
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.
Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодого учителя в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
Школьная документация в работе учителя
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, с целью создания условий для нормативной деятельности молодого учителя.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.
Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающего учителя правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса. Совместно с молодым специалистом составлять план его профессионального развития (план самообразования); учить разрабатывать рабочую программу по предмету, составлять календарно-тематическое планирование, КИМы; рекомендовать необходимую для работы литературу;
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.
Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодого учителя организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Формы работы
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы, семинары, открытые уроки;
- теоретические выступления.
Основные виды деятельности
Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
Привлечение к подготовке педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.
Посещение занятий молодого специалиста.
Организация разработки молодым специалистом дидактического материала.
Основные направления работы
Планирование и организация работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
Психолого – педагогическая поддержка.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
Работа выстроена в три этапа
1й этап – адаптационный (2020-2021, первый год работы).
Адаптационный период - самый сложный этап для молодого специалиста, который предполагает уже более глубокое знакомство с молодого специалиста с образовательным учреждением и его нормативно-правовой базой, обеспечение молодых специалистов необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. На этом этапе молодой специалист посещает уроки и внеклассные мероприятия наставника, совместно анализирует свою работу, знакомится с правилами ведения документации, определяет круг обязанностей и полномочий. Наставник выявляет положительное в методической работе и намечает проблемы, над которыми нужно работать, выявляет недостатки в умениях и навыках молодого специалиста, для того чтобы выработать программу адаптации. В этих целях был изучен опыт коллег и разработан ряд анкет и опросников, которые заполняет молодой специалист (Приложение 3). По результатам анкетирования и мониторинга выявляются наиболее частые проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог и частные вопросы для молодого специалиста, т.е. круг вопросов которыми должен заниматься педагог-наставник в процессе своей наставнической деятельности. Наставник также посещает уроки молодого специалиста, анализирует их совместно с подопечным и дает рекомендации и практические советы. Ориентируясь на результаты проведенных исследований и мониторинга деятельности молодого специалиста, наставник корректирует свою работу.
2й этап – основной (проектировочный) (2021-2022, второй год работы).
На основном проектировочном этапе (второй год) молодой специалист продолжает совершенствовать свои навыки в проведении уроков, а также ему предоставляется возможность принять деятельное участие в подготовке мероприятий по предмету, в неделе начальной школы, участие в олимпиадах, педагогических советах, педагогических конкурсах. Наставник посещает уроки, консультирует подопечного по вопросам организации процесса, разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования (индивидуальная программа его самообразования). Для выполнения этих задач используется вторичное анкетирование молодого специалиста и дополнительный тренинг. Администрация проводит мониторинг роста молодого специалиста.
3й этап – контрольно-оценочный (2022-2023, третий год работы).
На этом этапе (третий год работы в школе) молодой специалист проводит открытые уроки для членов методического объединения с учетом всех рекомендаций и готов самостоятельно готовить внеклассные мероприятия по предмету. Наставник проводит третий опрос-анкетирование, анализирует полученные результаты. Подведение итогов профессиональной адаптации молодого специалиста по истечении срока наставничества. Наставник, члены методического объединения и администрация проверяют уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Такая поэтапность будет целесообразной при управлении процессом профессионального становления молодого учителя и его одновременного включения в процессы самоорганизации, саморазвития и самопроектирования. Таким образом, обеспечвается преемственность в подготовке педагогических кадров.
План работы. Подготовительный этап. 2020-2021 учебный год
«Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником» (Приложение 1);
сбор информации для формирования плана работы (дорожной карты) наставника с молодым специалистом (Приложение 2);
- проведение ПДС «Образцы анализов уроков, контрольных работ» (Приложения 3-5) ;
– разработка памяток молодому специалисту.
-выявление сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста;
-разработка основных направлений работы с молодым специалистом;
Планирование и организация работы по предмету | Планирование и организация воспитательной работы | Работа со школьной документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста |
СЕНТЯБРЬ |
Изучение рабочих программ по предметам УМК «Развивающая система Занкова»; изучение методических рекомендаций и пособий; изучение документов по ФГОС НОО; Составление рабочих программ по предметам и КТП УМК «Развивающая система Занкова»; Индивидуальные консультации. Системно-деятельностный метод обучения. | «Особенности составления плана воспитательной работы». | Практическое занятие «Как вести электронный журнал». Пояснительные записки КТП по предметам; Работа с личными делами учащихся класса | |
ОКТЯБРЬ |
Современный урок, его анализ; | родительских собраний. Организация индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний. Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса. Составление маршрутов работы с учащимися из различных групп: одарённые, имеющие затруднения | рабочими и печатными тетрадями, тренажерами и тестовыми заданиями учащихся». | Посещение уроков; Ведение тетрадей. |
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ |
Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей. Урок русского языка в УМК | проведения внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов с привлечением родителей. Экскурсии. Конкурсы. Участие в них. | Как вести протоколы родительских собраний. Структура учебного проекта. | Технологические карты уроков по предметам. Проверка выполнения программы. |
ЯНВАРЬ |
« Развивающая система Занкова»; Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. | педагогической запущенности учащихся; Составление плана работы. | Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. формирования УУД у младших школьников в урочной деятельности. | |
ФЕВРАЛЬ |
познавательной деятельности учащихся; | беседы с родителями. Дневник взаимосвязи с родителями. | взаимодействие, сообщества учителей. Изучение документов по ФГОС. | Взаимопосещение уроковуроков. |
МАРТ |
Инновационные технологии в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. | Вовлечение общественности, социальных партнеров в воспитательную деятельность с классом. | | практической части программы. |
АПРЕЛЬ |
| Подготовка отчета по воспитательной работе за год. Составление характеристики классного коллектива. | | |
МАЙ |
Организация проверки ЗУН и УУД у учащихся. Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год. | | Оформление и заполнение отчетной документаци: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. Работа с личными делами учащихся класса. | Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). |
План работы.. «Самостоятельный творческий поиск». 2021-2022 учебный год
Реализация основных положений Программы наставничества:
- совместная деятельность субъектов наставнической деятельности в рамках дорожной карты;
- взаимопосещение уроков и занятий внеурочной деятельности в наставнических парах;
- анализ и самоанализ посещенных уроков и занятий внеурочной деятельности;
- проведение «Педагогической мастерской» (мастер-классов);
- проведение анкетирования участников ПН по наставнической деятельности.
Планирование и организация работы по предмету | Планирование и организация воспитательной работы | Работа со школьной документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста |
СЕНТЯБРЬ |
специалистом. Выбор темы по самообразованию | «Особенности составления РП воспитательной работы». | | |
ОКТЯБРЬ |
.- Практикум «Современный урок и его анализ» « Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся - Подготовка и проведение родительского собрания. | - Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников. | Собеседование с молодыми специалистами по оформлению отчетной документации по итогам I четверти | Посещение уроков; Ведение тетрадей. |
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ |
Занятия внеурочной деятельности, оказание методической помощи. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности. | - Построение системы сотрудничества с родителями учащимися класса. | - Посещение классных часов у молодого специалиста, их анализ | - Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. Консультация,: анализ и самоанализ урока |
ЯНВАРЬ |
- Практическое занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся» | -Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса. | | Контроль качества составления поурочных планов (технологических карт урока). - Выполнение единого орфографического режима. |
ФЕВРАЛЬ |
-Пополнить знания по функциональной грамотности учителя, как средства повышения эффективности качества образования; .Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью | Беседы с родителями. Дневник взаимосвязи с родителями. | Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. Изучение документов по ФГОС третьего поколения. Изучение теории вопроса «Требования ФГОС к конструированию современного урока». | Взаимопосещение уроков уроков. |
МАРТ |
Изучение теории вопроса «Урок с позиции требований системно-деятельностного подхода». Методы активизации познавательной деятельности учащихся. | Составление характеристики классного коллектива. | | |
АПРЕЛЬ |
Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся. «Домашнее задание: как, сколько, когда?» | Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеклассного мероприятия с позиции здоровьесбережения. | Обсуждение методической, педагогической литературы, изученной молодым специалистом. | Посещение уроков. |
МАЙ |
Организация проверки ЗУН и УУД у учащихся. Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год. Имидж современного учителя. . Потребность в успехе. Мотив и цель достижения. | Итоги воспитательной работы за год. | Оформление и заполнение отчетной документации: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. Работа с личными делами учащихся класса. | Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). . Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» |
План работы: «Выбор индивидуальной педагогической линии» 2022-2023 учебный год
Подведение итогов работы по реализации Программе наставничества и анализ результативности деятельности молодого специалиста
- изучение и обобщение опыта работы по реализации ПН;
- демонстрация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов (презентации, сайты, проекты, рабочие программы, технологические карты уроков);
- формирование Банка методических материалов об опыте реализации ПН;
- диссеминация опыта по наставнической деятельности (участие в конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и др.)
Планирование и организация работы по предмету | Планирование и организация воспитательной работы | Работа со школьной документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста |
СЕНТЯБРЬ |
специалистом. Организация методической помощи в проведении уроков, внеклассных мероприятий. | воспитательной работы с классом и родителями. на 2021-2022 учебный год. «Особенности составления РП воспитательной работы». родительских собраний на год. Организация методической помощи в проведении родительского собрания. | | |
ОКТЯБРЬ |
Современный учитель в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам. | вопросу возрастных особенностей младших школьников. своих коллег.. | Собеседование с молодыми специалистами по оформлению отчетной документации по итогам I четверти | Посещение уроков; Ведение тетрадей. |
ноябрь-декабрь |
работы с обучающимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей. Построение системы работы с данными категориями обучающихся. Предметные олимпиады | Основы лидерства у младших школьников. | Самоанализ занятия. | Посещение занятий. Составление «дорожных карт для разной категории обучающихся. |
ЯНВАРЬ |
промежуточной аттестации, ВПР | Психологическая поддержка в ситуации проверки знаний. | Составление плана подготовки к ВПР по предметам. | Обсуждение правил работы при подготовке к ВПР интернет-сайтов |
ФЕВРАЛЬ |
познавательной деятельности обучающихся. обучения учащихся. | Работа с родителями по вопросам создания комфортной учебной среды для учащегося дома | Изучение методической литературы по внедрению новых технологий. | Разработка и внедрение развивающих дидактических приёмов. |
МАРТ |
Организация проектно-исследовательской деятельности | Работа на площадках СОИРО | Структура учебного проекта. | Посещение уроков и внеурочных занятий. |
АПРЕЛЬ |
Распространение положительного, успешного опыта работы | | Участие в педагогических творческих мастерских школьного и районного уровня. | Посещение уроков. |
МАЙ |
| Итоги воспитательной работы за год. | Оформление и заполнение отчетной документации: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. Работа с личными делами учащихся класса. | Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» |
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да Нет Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
в проведении уроков
в проведении внеклассных мероприятий
в общении с коллегами, администрацией
в общении с учащимися, их родителями
другое (допишите) ______________________
4. Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
развивать творческие способности учащихся
другое (допишите)_____________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
самообразованию
практико-ориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
предметным кафедрам
школе молодого специалиста
другое (допишите)_________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися