Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО естественно-математического цикла Протокол № ___ от ____2020г. Руководитель ШМО _________ / Е.В. Машкова / | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______/ Н.А. Чадина / ___________2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ № __от______2020г _______ / Е.Н. Мишукова / |
План работы по подготовке учащихся к международному исследованиюPISA
на 2020-2021 учебный год
Класс: 8 А,Б
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации: 2020 - 2021 гг.
План составила Матвеева Н.Н..,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2020 год
Пояснительная записка.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Цель: В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.
Область оценивания: Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.
Одно из направлений исследования PISA –читательская грамотность. Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Поэтому цель проведения диагностической работы в 8 классе - выявить умения, связанные как с пониманием прочитанного, так и развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе нестандартных. Кроме умений на осмысление и оценку информации, в диагностическую работу добавлены умения обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.
На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение восьмиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.
Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Цели исследования отражают современное представление об умении "грамотно читать". Согласно этому представлению, выпускник школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Основное внимание уделяется проверке умения "грамотно читать" в различных ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления, географические карты и др. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики .
С более подробной информацией об исследовании PISA можно ознакомиться на сайте Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org/pisa/ Источник: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
Суть исследования и его организаторы.
Состоящая из английских букв аббревиатура PISA расшифровывается как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Данное исследование призвано проанализировать имеющееся актуальное качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире.
PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:
Широте охвата. В программе участвуют многие мировые государства.
Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.
Ориентации на политику, предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.
Систематичности и планомерности, позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.
Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:
Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.
Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.
Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.
Как проходит PISA: особенности проведения
Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.
В структуру исследования входят:
Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два часа.
Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.
Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.
Содержание и структура диагностических работ.
Диагностическая работа состоит из двух частей.
В первой части проверяется умение находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте.
Во второй части проверяется умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и глобальный аспекты. Обучающиеся должны владеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Работа включает следующие по форме ответа задания:
- задания с выбором ответа,
- задания с кратким ответом
- задания с развёрнутым ответом.
Работа выявляет следующие читательские действия:
1.нахождение и извлечение информации из текста,
2. интеграция и интерпретация текстов,
3. осмысление и оценка текста,
4. использование информации из текста.
Работа выполняется в течение 40 минут; это время включает чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4
Формат каждого из заданий может предполагать выбор предлагаемых вариантов (одного верного или нескольких подходящих) или конкретный ответ с развёрнутым объяснением. Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно на официальном сайте ФИОКО: https://clck.ru/JE3iG. 4
Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2021 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.
PISA-2021 – это международное масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения.
План работы по подготовке учащихся к проведению международного исследования PISA учителя русского языка и литературы Матвеевой Н.Н. на 2020-2021 учебный год.
№ | Содержание работы | Сроки выполнения работы |
Организация подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе |
1. | Составление плана по подготовке к международному исследованию PISA Что такое PISA: https://kedu.ru/press-center/articles/chto-otsenivayut-mezhdunarodnye-issledovaniya-pisa/ | сентябрь |
2. | Информирование учащихся по вопросам подготовки к международному исследованию PISA, знакомство с особенностями и правилами проведения международного исследования PISA | сентябрь-октябрь |
3. | Первичное знакомство обучающихся с правилами поведения; с КИМ; инструктирование учащихся; время проведения | сентябрь -октябрь |
4 | Знакомство с официальным сайтом Национального исследования качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Официальный сайт Министерства образования Московской области:https://umcistra.ru/pisa Официальный сайт ФИОКО: https://clck.ru/JE3iG. Международная программа по оценке образовательных достижений у учащихся PISA:https://fioco.ru/pisa | сентябрь-октябрь |
5. | Обзор методической литературы и пособий по подготовке к международному исследованию PISA.Знакомство со спецификацией и образцами заданий. Задания PISA: Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно на официальном сайте ФИОКО: https://clck.ru/JE3iG. Сайт издательства «Просвещение». Здесь найдёте пособия для подготовки к международному исследованию PISA: https://prosv.ru/pages/pisa.html Методические рекомендации, примеры заданий международного исследования качества подготовки обучающихся (PISA): https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/19/metodicheskie_rekomendatsii_pisa.pdf | сентябрь-декабрь |
6. | Знакомство со шкалой оценивания результатов в исследовании PISA https://uchebnikfree.com/sistemyi-obrazovaniya_1460/otsenka-rezultatov-issledovanii-73981.html http://www.academy.edu.by/files/metrecomend/PISA_type_nach.pdf | сентябрь-октябрь |
7. | Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA. | сентябрь - декабрь |
Текущее повторение |
8. | Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA. https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf | сентябрь - декабрь |
9 | Работа по подготовке к международному исследованию PISA, в соответствии с планом (индивидуально-групповые занятия) | в течение года |
Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся |
10. | Проведение первой пробной проверочной работы по русскому языку | ноябрь |
11. | Анализ пробной проверочной работы | ноябрь |
12 | Проведение второй пробной проверочной работы | январь |
13 | Проведение третьей пробной проверочной работы | март |
Индивидуальные и групповые консультации по предмету |
14 | Индивидуальные консультации | в течение года |
15 | Анализ типичных ошибок | в течение года |
16 | Индивидуальное собеседование с родителями обучающихся (по необходимости) | в течение года |
6