СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по подготовке учащихся к международному исследованию PISA

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«План работы по подготовке учащихся к международному исследованию PISA»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.

города Ногинска Московской области







РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

естественно-математического цикла

Протокол № ___ от ____2020г.

Руководитель ШМО

_________ / Е.В. Машкова /


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР

______/ Н.А. Чадина /

___________2020 г


УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ СОШ № 9

Приказ № __от______2020г


_______ / Е.Н. Мишукова /


План работы по подготовке учащихся к международному исследованиюPISA

на 2020-2021 учебный год



Класс: 8 А,Б

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации: 2020 - 2021 гг.







План составила Матвеева Н.Н..,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











2020 год


Пояснительная записка.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Цель:  В  настоящее  время  меняется  взгляд  на  то,  какой  должна  быть  подготовка выпускника   школы.  Наряду  с  формированием  предметных  знаний  и  умений, школа  должна  обеспечивать  развитие  у  учащихся   умений  использовать  свои  знания в  разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут  способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование  PISA  ставит своей целью  проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает  его  от  других  международных  исследований,  основной  целью  которых  являлась  проверка  определенных  школьными  программами  предметных  знаний  и  умений,  в  основном,  с  помощью   выполнения  учебных  заданий  мало  или  совсем  не  связанных с реальной жизнью.


Область оценивания: Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Одно из направлений исследования PISA –читательская грамотность. Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Поэтому цель проведения диагностической работы в 8 классе - выявить умения, связанные как с пониманием прочитанного, так и развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе нестандартных. Кроме умений на осмысление и оценку информации, в диагностическую работу добавлены умения обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.

На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение восьмиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.

Грамотность  чтения  -  способность  человека  к  пониманию  письменных текстов  и  рефлексии  на  них,  к  использованию  их  содержания  для  достижения  собственных  целей,  развития  знаний  и  возможностей,  для  активного  участия  в  жизни общества. Таким  образом,  термин  "грамотность  чтения"  имеет  широкий  смысл.  Не предполагается  в  явном  виде  проверять  технику  чтения.  Цели  исследования  отражают  современное  представление  об  умении  "грамотно  читать".   Согласно  этому  представлению, выпускник  школы должен понимать тексты, размышлять над  их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.  Основное  внимание  уделяется  проверке  умения  "грамотно  читать"  в  различных  ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений,  биографии,  тексты  развлекательного  характера,  личные  письма, документы,  статьи  из  газет  и  журналов,  инструкции,  рекламные  объявления, географические  карты  и  др.  В  них   используются  различные  формы  представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики .

С более подробной информацией об исследовании PISA можно ознакомиться на сайте Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org/pisa/ Источник: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/


Суть исследования и его организаторы.


Состоящая из английских букв аббревиатура PISA расшифровывается как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Данное исследование призвано проанализировать имеющееся актуальное качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире.

PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:

  1. Широте охвата. В программе участвуют многие мировые государства.

  2. Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.

  3. Ориентации на политику, предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.

  4. Систематичности и планомерности, позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.



Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:

  • Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.

  • Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.

  • Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Как проходит PISA: особенности проведения

Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.

В структуру исследования входят:

  1. Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два часа.

  2. Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.

  3. Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.


Содержание и структура диагностических работ.


Диагностическая работа состоит из двух частей.

В первой части проверяется умение находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте.

Во второй части проверяется умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и глобальный аспекты. Обучающиеся должны владеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.


Работа включает следующие по форме ответа задания:

- задания с выбором ответа,

- задания с кратким ответом

- задания с развёрнутым ответом.

Работа выявляет следующие читательские действия:

1.нахождение и извлечение информации из текста,

2. интеграция и интерпретация текстов,

3. осмысление и оценка текста,

4. использование информации из текста.


Работа выполняется в течение 40 минут; это время включает чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4

Формат каждого из заданий может предполагать выбор предлагаемых вариантов (одного верного или нескольких подходящих) или конкретный ответ с развёрнутым объяснением. Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно на официальном сайте ФИОКО: https://clck.ru/JE3iG. 4

Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2021 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.

PISA-2021 – это международное масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения.


План работы по подготовке учащихся к проведению международного исследования PISA учителя русского языка и литературы Матвеевой Н.Н. на 2020-2021 учебный год.


Содержание работы

Сроки выполнения работы


Организация подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе

1.

Составление плана по подготовке к международному исследованию PISA

Что такое PISA: https://kedu.ru/press-center/articles/chto-otsenivayut-mezhdunarodnye-issledovaniya-pisa/


сентябрь

2.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к международному исследованию PISA, знакомство с особенностями и правилами проведения международного исследования PISA


сентябрь-октябрь

3.

Первичное знакомство обучающихся с правилами поведения; с КИМ; инструктирование учащихся; время проведения


сентябрь -октябрь

4

Знакомство с официальным сайтом Национального исследования качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.


Официальный сайт Министерства образования Московской области:https://umcistra.ru/pisa

Официальный сайт ФИОКО: https://clck.ru/JE3iG.


Международная программа по оценке образовательных достижений у учащихся PISA:https://fioco.ru/pisa

сентябрь-октябрь

5.

Обзор методической литературы и пособий по подготовке к международному исследованию PISA.Знакомство со спецификацией и образцами заданий.

Задания PISA:

Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно на официальном сайте ФИОКОhttps://clck.ru/JE3iG.


Сайт издательства «Просвещение». Здесь найдёте пособия для подготовки к международному исследованию PISA: https://prosv.ru/pages/pisa.html


Методические рекомендации, примеры заданий международного исследования качества подготовки обучающихся (PISA): https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/19/metodicheskie_rekomendatsii_pisa.pdf

сентябрь-декабрь

6.

Знакомство со шкалой оценивания результатов в исследовании PISA

https://uchebnikfree.com/sistemyi-obrazovaniya_1460/otsenka-rezultatov-issledovanii-73981.html

http://www.academy.edu.by/files/metrecomend/PISA_type_nach.pdf

сентябрь-октябрь

7.

Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

сентябрь - декабрь

Текущее повторение

8.

Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf


сентябрь - декабрь

9

Работа по подготовке к международному исследованию PISA, в соответствии с планом (индивидуально-групповые занятия)


в течение года


Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся

10.

Проведение первой пробной проверочной работы по русскому языку

ноябрь

11.

Анализ пробной проверочной работы

ноябрь

12

Проведение второй пробной проверочной работы

январь

13

Проведение третьей пробной проверочной работы

март


Индивидуальные и групповые консультации по предмету

14

Индивидуальные консультации

в течение года

15

Анализ типичных ошибок

в течение года

16

Индивидуальное собеседование с родителями обучающихся (по необходимости)

в течение года





6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!