Администрация города Кургана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Кургана «детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»
План работы по самообразованию
Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Автор составитель: Спиридонова Александра Петровна, воспитатель
Курган 2021
Стаж педагогической работы – 0
Квалификационная категория – нет
Дата начала работы над темой - сентябрь 2021 года
Предполагаемая дата окончания работы – май 2022 год
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний.
Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
Участие родителей в развлечениях и утренниках.
Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2021–2022 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Месяц | Совместная деятельность с детьми. | Взаимодействие с родителями. |
Сентябрь. | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. | Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». (Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту). |
Октябрь. | Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого; рассматривание иллюстрации. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. | Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». |
Ноябрь. | Создание картотеки сказок для работы с детьми. 2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого), -Дидактическая игра: «Угадай сказку». | Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных». |
Декабрь. | Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Методические приемы: - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Провести беседы с родителями Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр». |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит» -Прослушивание аудиозаписи сказки. | -Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». -Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения. |
Февраль. | Роль сказки в воспитании детей. Методические приемы: -Обустроить уголок ряженья. | - Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». |
Март. Апрель | 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Методические приемы: -Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». -Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приемы: -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. -Добавить материал в театральный уголок. | -Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». -В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». |
Май. | Самоанализ плана по самообразованию. Методические приемы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. | Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
Ильин И.: «Духовный мир сказки».
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».