СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по самообразованию

Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Просмотр содержимого документа
«План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»»

Администрация города Кургана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города Кургана «детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

 

 

 

 

















План работы по самообразованию

Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 















Автор составитель: Спиридонова Александра Петровна, воспитатель

 











Курган 2021

Стаж педагогической работы – 0

Квалификационная категория – нет

Дата начала работы над темой  - сентябрь 2021 года

Предполагаемая дата окончания работы – май 2022 год

 

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели:

  1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

  2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

  3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

  4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

  5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

  1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

  2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

  3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

  4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

  6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

  8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.



Работа с родителями:

  1. Проведение родительских собраний.

  2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

  3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

  4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

  5. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

 

Перспективный план работы

по самообразованию на 2021–2022 гг. по теме:

 «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

            

   Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Сентябрь.

 

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей: 

«Как подружить ребенка с книгой».

(Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту).

Октябрь.

 

Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстогорассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Консультация для родителей

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

 

Ноябрь.

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса  и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

 -Дидактическая игра

«Угадай сказку».

Консультация для родителей

 «Особенности чтения сказок о животных».

 

Декабрь.

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы:

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

Провести беседы с родителями

Темы

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Доктор  Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

 

-Консультация для родителей

«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему«Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

 

Февраль.

 

Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март.

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изучение темы

«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

 

Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

-Консультация для родителей:

 «Как выбрать полезную сказку для малыша».

 

 

 

 

 

 

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Май.

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Выставка работ детей и родителей: 

«Наши любимые сказки».

 



При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

  1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

  2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

  3. Зинкевич – Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии».

  4. Э. И Иванова«Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

  5. Ланчеева – Репьева«Иное царство русских сказок».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!