Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клушинская основная школа»
План работы
по выявлению , развитию и оцениванию способностей учащихся
на уроках немецкого языка
Учитель :
Киктенко Лариса Павловна
д. Клушино
Реализуемые цели:
выявление, развитие и оценка способностей учащихся по немецкому языку с помощью изученных и подобранных методик;
формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;
повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетент- ности одаренных учащихся;
Формирование системы работы со слабоуспевающими и отстающими детьми;
развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
Задачи:
изучение и анализ педагогической, психологической и методической литерату- ры, методики по диагностике, развитию и оценке способностей учащихся;
диагностирование учащихся, определение уровня творческой активности и их лингвистических способностей с помощью изученных методик;
выявление наиболее рациональных и эффективных приемов и методов обуче- ния немецкому языку (нестандартные, исследовательские, творческие), способ- ствующие формированию данных способностей;
апробирование этих методов на уроках;
проведение различных внеурочных конкурсов, викторин, олимпиад, позволяю- щих учащимся проявить свои возможности; проведение внеклассных меропри- ятий и нестандартных уроков (урок - экскурсия, урок – творческая-мастерская, урок – путешествие и т.д.)
использование на уроках и внеклассных мероприятиях современных образова- тельных технологий;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной дея- тельности со сверстниками, через самостоятельную работу;
развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.
осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим детям, использо- вание для них наиболее рациональной системы упражнений.
Формы работы:
проведение диагностики языковых и творческих способностей учащихся;
проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматического тестирования учащихся);
проведение контрольной работы по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму;
планирование деятельности по совершенствованию и развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;
беседы;
анкетирование;
игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, роле- вые, дидактические, лингвистические);
внеклассные мероприятия по предмету, викторины, конкурсы, олимпиады;
тестирование;
чтение и перевод;
индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;
сбор и анализ информации;
консультации;
проведение предметных недель;
Ожидаемые результаты:
формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;
формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою дея- тельность;
создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творче- ского потенциала учащихся;
созданию условий для укрепления здоровья учащихся;
повышению качества образования и воспитания школьников;
создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обу- чения;
создание благоприятных условий для обучения слабоуспевающих детей, повыше- ние их мотивации к изучению немецкого языка;
сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.
Формы контроля
Тест
Викторина
Презентация
Устное или письменное сообщение
Ролевая игра
Проект
Контрольная работа
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
Повышение качества образования и воспитания школьников.
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, викторинах, олимпи- адах;
Наличие высокобальных работ на промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Наличие качественных творческих работ учащихся.
План работы
с учащимися по выявлению и развитию способностей к немецкому языку на 2016 - 2017 учебный год
Основные мероприятия | Сроки реализации | Формы работы |
1. Проведение диагностики « Исследования словесно- логического мышления младших школьников Э. Ф. Зам- бацявичене» в 4 классе. | Сентябрь Август | учащихся, проведение диагностики |
2. Проведение диагностики творческих способностей учащихся методом наблюдения в процессе проектной и творческой деятельности на уроках и участии во внеклассных мероприятиях. | В течение года | Ведение бланка наблюдений |
3. Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно- - познавательный интерес. | Сентябрь | Анализ, составление базы данных способных, успешных детей, составление плана по развитию способностей учащихся |
4. Организация индивидуальной работы с детьми. | Сентябрь | Составление графика индивидуальных заня- тий. |
5. Привлечение способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | постоянно | Организация работы |
6. Организация проектной деятельности учащихся на уро- ках немецкого языка. | В течение года | Рекомендации по написанию, оформле- нию и защите проект- ных работ |
7. Консультирование родителей детей по вопросам разви- тия способностей их детей. | В течение года | Индивидуальная рабо- та |
8. Изучение опыта работы учителей по вопросу работы со слабоуспевающими и способными детьми. | В течение года | Консультации с учи- телями, заседания МО |
9. Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, викторинах. | В течение года | Выполнение заданий |
10. Участие во внеклассных мероприятиях по предмету. | В течение года | Разработка сценариев и проведение внеклассных мероприятий |
11. Проведение нестандартных уроков (урок – интервью, урок – беседа, урок- игра, урок – путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…) | В течение года | Планирование и проведение уроков |
12. Создание банка нестандартных разноуровневых заданий по немецкому языку по 4 видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму. | В течение года | Разработка нестандартных заданий по нем.яз. по всем видам речевой деятельности |
13. Разработка дифференцированных заданий повышенной трудности по всем видам речевой деятельности, творческих и учебных проектов, создание учебных презентаций. | В течение года | Составление разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих и |
| | социальных проектов. |
14. Осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим детям, использование для них наиболее рациональной системы упражнений. | В течение года | Составление упражнений, опорных таблиц и схем |
15. Проведение анализа (мониторинга) уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности путем проведения тестовых заданий и анализа участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня. | В течение года, в конце учебного года | Разработка показателей мониторинга. Проведение е мониторинга. |
16. Проведения анализа эффективности работы с одаренными детьми/ со слабоуспевающими и отстающими детьми. | В конце учебного года | Анализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий. |
Приложения
Методика изучения словесно - логического мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оборудование: опросник, включающий четыре вербальныхсубтеста.
Описание методики: в методику входят задания четырехтипов, направленные на выявле- ние умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.
В состав первого субтеста входят задания, требующие отшкольников навыков дифференци- ации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По резуль- татам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.
Второй субтест представляет собой словесный вариантметодики исключения «пятого лишне- го». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.
Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии.Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интел- лектуального развития операции обобщения.
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей взадачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных зада- ний текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети по- вторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнени- ях.
Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий вприложении.
Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приво- дим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.
№ | 1 субтест | 2 субтест | 3 субтест | 4 субтест |
1 | 1.9 | 2.6 | 2.0 | 2.6 |
2 | 2.8 | 2.3 | 2.4 | 3.0 |
3 | 2.7 | 2.7 | 2.2 | 2.1 |
4 | 2.3 | 2.6 | 2.6 | 2.2 |
5 | 2.6 | 2.4 | 2.4 | 2.6 |
6 | 2.2 | 2.5 | 2.1 | 3.0 |
7 | 2.8 | 2.3 | 2.5 | 2.8 |
8 | 3.4 | 2.5 | 2.2 | 2.2 |
9 | 2.8 | 3.0 | 2.2 | 2.4 |
10 | 2.6 | 2.7 | 2.2 | 2.2 |
Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестамсрав- ниваются с максимально возможным результатом, который составляет:
для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;
для 3 субтеста — 23 балла;
для 4 субтеста — 25 баллов.
Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и всоответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно- логического мышления школьников:
100—75 баллов — высокий уровень развития; 74—50 баллов — средний уровень развития; 49—25 баллов — низкий уровень развития.
Представление и анализ индивидуальных данных.Подробный анализ индивидуальных данных возможен врамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не толь- ко численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.
Как правило, в первом субтесте многие ученики 2-3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но иконкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо спра- вился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном- запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.
Во втором субтесте сложности часто возникают привыполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным вышепричинам). Наиболее информативными именно с точки зре- ния владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.
Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школь- ников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, нали- чия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.
При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов подпонятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зре- ния запаса знаний ребенка.
В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низ- ким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:
№ | Фамилии школьников | 1 субтест | 2 субтест | 3субтест | 4 субтест | Общий балл | Уровень развития |
| | № за- дания | Сумма баллов | № задания | Сумма баллов | Сумма баллов | № задания | Сумма баллов | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник (в графе «№ зада- ния»).
| Высокий уровеньразвития | Средний уровеньразвития | Низкий уровеньразвития |
Кол- вошколь- ников | | | |
В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень раз- вития словесно-логического мышления.
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
преобладающий уровень развития словесно-логическогомышления в классе;
наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические опера- ции);
наиболее слабо развитые компоненты словесно-логическогомышления;
— словарный запас учеников и его особенности;
интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.
АНКЕТА «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учени- ком, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За
каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой обла- сти ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант,
Если…
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортив- ной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движени- ях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппара- туры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование,
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет ос- новную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант,
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение мно- го чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, живот- ных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материа- лы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное зна- чение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе, Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнооб- разных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, кон- струкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант, Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и дви- жениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о ко- тором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект, Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и вы- считайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
СПОСОБНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
(B.C. Сабельникова)
Внимательно вслушивается в иностранную речь и пытается воспроизвести ее.
Отзывается очень быстро и легко на звуковую форму речи и имитирует их, т.е. обладает способностью к подражанию.
Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тра- тит много времени на повторение того, что необходимо запомнить.
Имеет хорошую артикуляционную базу.
Существует хорошая координация между слуховым и моторным анализаторами, т.е. быстро воспроизводит услышанное вслух или быстро записывает.
Легко пользуется новыми словами, быстро выражает свою мысль на иностранном язы- ке.
Может самостоятельно читать иностранный текст со словарем и быстро запоминать ор- фограммы.
Высокий уровень ассоциаций родного языка с иностранным, т.е название предмета, действия, процесса, явления быстро соединяет в словесно- логическую цепочку.
Потребность и склонность иностранный текст читать в оригинале, в подлиннике.
Обгоняет своих сверстников в изучении иностранного языка.
В произношение иностранных слов вкладывает много чувств и энергии, владеет выра- зительной экспрессией и имеет лексическое чутье, дети видят сходство между корнями слов разных языков, чувствуют внутреннюю форму речи.
После учебных занятий любит читать газеты, книги, прослушивать и просматривать ви- део-аудиокассеты на иностранных языках и делает это с большим удовольствием, вни- мательно вслушивается в иностранную речь минуя перевода на родной язык.
Любит решать лингвистические и стилистические задач проводить этимологические ис- следования.
Интересуется культурой того народа, язык которого хочет изучать; или уже изучает.
Критериальная характеристика
творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познава- тельной деятельности по Л.Н. Дроздиковой
Компоненты творческой са- | Критерии |
мореализации | |
Положитель- ная мотивация к творческой деятельности | Осознанность цели деятельности Интерес к процессу творческой деятельности Стремление к успеху при решении творческих задач Стремление к лидерству в творческой деятельности Познавательные потребности Стремление к самосовершенствованию |
Самоорганиза- ция в творче- ской деятель- ности | Умение выделять основные цели и приоритеты Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции Умение преодолевать трудности в учении |
Творческие способности, их использование в творческой деятельности | Гибкость мышления Оригинальность мышления Критичность ума, способность генерировать идеи, изобрета- тельность Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию Умение видеть альтернативу решения творческих задач Видение новой функции знакомого объекта Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы Создание оригинальных способов решения при известности других |