Кара-Сууйский район средняя школа имени Туголбая Сакыева №37 план профессионального развития учителя по русскому языку и литературы Максытжановой Сезимгул.
№ | Планированные работы | Ресурсы | Срок выполнения |
1 | Совершенствование методов обучения | Онлайн-платформа для образования, книги по методике | Сентябрь |
2 | Соответствовать государственному образовательному стандарту | Государственные образовательные стандарты Кыргызской Республики. | I ; II; III ; IV четверть |
3 | Индивидуальные консультации с опытным преподавателем по анализу учебных материалов и подготовке к урокам | Опытная коллега | I ; II; четверть |
4 | Чтение литературы по современным тенденциям в изучении литературы | Научные журналы, книги, онлайн-ресурсы | I ; II; III ; IV четверть |
5 | Сбор обратной связи от учеников и коллег по итогам каждого урока | Анкеты, беседы | В конце каждой четверти |
6 | Анализ собственных уроков для самоконтроля и самооценки | Видео-оборудование | I ; II; III ; IV четверть |
7 | Работать с одарёнными и слабоуспевающими учениками | Учебные пособии, дидактические материалы | I ; II; III ; IV четверть |
8 | Освоение интерактивных методов обучение | Онлайн-платформы и курсы, вебинары и мастер-классы | I ; II; III ; IV четверть |
9 | Использовать различные методы оценивание | Наглядные пособии | I ; II; III ; IV четверть |
Традиционные методы обучение
Цели традиционных методов обучения:
Получение базовых знаний: Основной упор делается на усвоении фундаментальных знаний по различным предметам.
Подчеркивание памяти и репродукции: Традиционные методы учебы включают мнемонические приемы и акцент на повторении для запоминания информации.
Строгая структура: Образовательная система обычно имеет четкую иерархию, где ученики следуют предписанным учебным программам и оцениваются на основе их знаний и способностей к репродукции материала.
Особенности традиционных методов обучения:
Формальные учебные планы: Учебные планы и программы часто утверждаются государственными структурами и имеются строгие нормы, которые должны быть выполнены.
Учитель-центрированный подход: Учителю как авторитету отводится центральная роль в обучении, а ученики, в основном, выступают в роли получателей информации.
Учебники и лекции: Используются учебники и лекции как основные инструменты обучения, где ученики учатся из книг и слушают лекции учителя.
Пути улучшения традиционных методов обучения:
Интеграция современных технологий: Использование компьютеров, интерактивных досок, онлайн-ресурсов может сделать обучение более интерактивным и увлекательным для учащихся.
Активное участие учеников: Поддержка и стимулирование самостоятельного мышления, обсуждений и проектной работы помогут учащимся применять полученные знания на практике.
Развитие навыков критического мышления и творчества: Фокус на развитии навыков анализа, критического мышления и творческого подхода к учебе и решению проблем.
Индивидуализация обучения: Учитывание разнообразия способностей и потребностей каждого ученика, создание условий для индивидуального обучения.
Интерактивные методы обучение
Цели внедрения интерактивных методов обучения в образовательную систему Кыргызстана могут быть сформулированы следующим образом:
Повышение заинтересованности учащихся: Создание увлекательной образовательной среды, которая будет стимулировать учащихся к активному участию в учебном процессе.
Развитие критического мышления: Предоставление возможностей для анализа, сравнения и оценки информации, что способствует развитию навыков критического мышления у учеников.
Создание условий для углубленного понимания материала: Предоставление учащимся практических заданий и проектов для применения теоретических знаний на практике, что способствует более глубокому усвоению учебного материала.
Развитие навыков сотрудничества: Содействие работе в группах и коллективное обучение для развития коммуникативных навыков и способности работать в команде.
Индивидуализация обучения: Создание условий для адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям и темпу усвоения материала каждым учащимся.
Подготовка к современной реальности: Использование современных технологий и методов обучения для подготовки учащихся к современной цифровой среде и рынку труда.
Стимулирование творческого мышления: Предоставление возможностей для экспериментирования, исследования и самостоятельного творчества.
Обеспечение более глубокого усвоения знаний: Предоставление учащимся возможности понимать и применять знания в различных контекстах, что способствует устойчивому и долгосрочному запоминанию информации.
Подготовка к обществу и карьере: Развитие навыков, которые будут востребованы на рынке труда, таких как креативное мышление, решение проблем, коммуникация и сотрудничество.
Создание стимулирующей образовательной среды: Формирование обучающей среды, которая будет поддерживать мотивацию, самодисциплину и уверенность у учащихся.
Интерактивные технологии
1. Использование интерактивных технологий:
Интерактивные доски и презентации: Позволяют учителям демонстрировать материал в увлекательной форме, включая анимации, видеоролики, иллюстрации.
Образовательные приложения и программы: Мобильные приложения и программы могут предложить учащимся интерактивные уроки и игры для более глубокого понимания учебного материала.
2. Групповая работа и обсуждения:
Метод коллективного обучения: Работа в малых группах, где ученики обмениваются знаниями и взглядами друг с другом, способствует активной ассимиляции информации.
Дебаты и дискуссии: Поощрение учащихся высказывать свои мнения, аргументировать и обсуждать различные точки зрения по учебным темам.
3. Проектная работа и практические задания:
Реализация проектов: Ученики могут участвовать в проектах, которые позволят им применять теоретические знания на практике, таким образом, углубляя их понимание предмета.
Лабораторные и практические занятия: Эксперименты и практические задания помогают ученикам осмыслить материал, применив его на практике.
4. Индивидуализация обучения:
Дифференцированный подход: Учитель может адаптировать уроки к разным уровням способностей и скоростям усвоения учащихся.
Самостоятельная работа: Предоставление возможности ученикам самостоятельно исследовать тему, пользуясь ресурсами библиотек, интернета и других доступных источников.
Использование таких методов помогает учащимся не только усваивать материал, но и развивать навыки критического мышления, сотрудничества и проблемного мышления, что важно для их будущего успеха.
Педагогические и психологические знания играют важную роль в образовании, помогая учителям лучше понимать процессы обучения, развития и взаимодействия с учащимися. Вот основы обеих областей:
Педагогические знания:
Педагогическая психология: Изучение психологических аспектов обучения и развития, таких как мотивация, восприятие, память и мышление учеников.
Теории обучения: Изучение различных подходов к обучению, включая поведенческие, когнитивные, конструктивистские и гуманистические теории.
Методы обучения: Освоение различных методик и техник обучения, включая лекции, дискуссии, проектное обучение, проблемное обучение и др.
Оценка и оценивание: Понимание процессов оценки знаний и умений учащихся, разработка методов оценки и обратной связи.
Управление классом: Освоение стратегий и методов, помогающих создать эффективную и плодотворную образовательную среду.
Концепции развития образования: Изучение современных трендов в образовании, включая цифровизацию, инклюзивное образование, дистанционное обучение и др.
Психологические знания:
Развитие личности: Изучение процессов становления личности, включая развитие эмоциональной, когнитивной и социальной сфер у учеников.
Психология обучения: Понимание механизмов усвоения информации, запоминания, принятия решений и мотивации учащихся.
Социальная психология: Изучение взаимодействия между учащимися, формирование групповой динамики и влияние социальных факторов на обучение.
Психологическая поддержка: Понимание основных принципов психологической поддержки учащихся, помощь в разрешении конфликтов и улучшении психологического благополучия.
Диагностика и консультирование: Освоение методов диагностики психологических особенностей учащихся и консультирование по вопросам их развития и обучения.
Понимание основ педагогических и психологических принципов помогает педагогам создавать подходящие условия для обучения и развития учащихся, а также эффективно реагировать на их потребности и особенности.
Важные педагогические навыки и этические принципы для учителей включают в себя:
Педагогические навыки:
Адаптация к потребностям учеников: Способность адаптировать учебный процесс к различным стилям обучения, способностям и потребностям учащихся.
Методы обучения и планирование уроков: Умение использовать различные методы обучения и эффективно планировать уроки с учетом целей обучения.
Умение работать с разнообразной аудиторией: Навыки работы с детьми разного возраста, различными уровнями знаний и культурными особенностями.
Коммуникация и управление классом: Умение эффективно общаться с учениками, устанавливать доверительные отношения и управлять классом.
Оценка и обратная связь: Навыки проведения оценки знаний и умений учеников и предоставление им конструктивной обратной связи для развития.
Использование технологий в образовании: Умение интегрировать современные технологии в учебный процесс для повышения эффективности обучения.
Этика учителя:
Профессиональная этика: Соблюдение норм профессиональной этики, включая уважение к ученикам, их родителям и коллегам.
Справедливость и равноправие: Обеспечение равного доступа к образованию и справедливого отношения ко всем ученикам независимо от их особенностей.
Конфиденциальность: Соблюдение конфиденциальности информации о личности учеников и соблюдение норм защиты их данных.
Профессиональное развитие: Готовность к постоянному самосовершенствованию, обучению и развитию своих педагогических навыков.
Ответственность: Понимание и принятие ответственности за образование и развитие учащихся.
Политический кругозор учителя играет важную роль в его профессиональной деятельности, так как политические процессы влияют на образование и общество в целом. Важно иметь базовое понимание политической обстановки, основных политических институтов и процессов как в масштабах страны, так и в мировом контексте. Вот несколько ключевых аспектов, которые могут быть важны для политического кругозора учителя:
1. Система государственного управления:
Знание о строении власти: Понимание структуры государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную ветви власти.
Основы конституционного строя: Понимание принципов и норм Конституции, которые регулируют деятельность государства и права граждан.
2. Политические процессы и партии:
Эволюция политических партий: Понимание исторического развития политических партий, их программ и идеологий.
Участие в выборах и политическое участие: Понимание процессов выборов, избирательных систем и значимости политического участия граждан.
3. Международные отношения и геополитика:
Основы мировой политики: Понимание основных международных отношений, геополитических процессов и роли своей страны в мировой политике.
Глобальные вызовы: Знание о глобальных проблемах, таких как климатические изменения, международная безопасность и экономические вызовы.
4. Влияние политики на образование:
Законодательство в области образования: Понимание законодательных актов и политик, влияющих на систему образования.
Роль образования в политике: Понимание, как образование влияет на формирование гражданской идентичности, культуры и политической активности.
5. Объективность и нейтральность:
Профессиональная нейтральность: Умение сохранять нейтральную позицию и объективность при обсуждении политических тем в классе, учитывая разнообразие точек зрения учеников
Метод обучения: Способ или подход, используемый учителем для передачи знаний и организации учебного процесса.
Педагогика: Наука об обучении и воспитании, изучающая принципы, методы и организацию образовательного процесса.
Методика: Набор методов и приемов преподавания определенного предмета или области знаний.
Дидактика: Область педагогики, изучающая процессы обучения, включая способы организации и преподавания знаний.
Педагогическая технология: Система научно обоснованных методов и приемов организации образовательного процесса.
Компетенции: Знания, умения и навыки, которые ученик должен овладеть в результате образования.
Дифференциация обучения: Процесс индивидуализации образования, учитывающий особенности каждого ученика при организации учебного процесса.
Мотивация: Состояние готовности ученика к выполнению определенных действий или достижению определенных целей.
Оценка: Процесс оценивания уровня знаний, умений и способностей учеников.
Конструктивизм: Педагогическая теория, согласно которой ученик активно строит свои знания на основе собственного опыта и взаимодействия с окружающим миром.
Педагогическое общение: Процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на обучение и воспитание.
Учебный план: Документ, определяющий содержание и последовательность изучения предметов и учебных материалов.
Педагогический процесс: Систематическая деятельность, направленная на обучение и воспитание учащихся.
Активное обучение: Методика обучения, включающая активное участие учеников в учебном процессе.
Индивидуализация обучения: Процесс адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям каждого ученика.
Педагогический эксперимент: Исследовательская деятельность, направленная на изучение и апробацию новых методов обучения.
Социализация: Процесс адаптации учеников к социальным нормам и ценностям через образование.
Педагогическая психология: Направление психологии, изучающее психологические особенности обучения и развития учащихся.
Учебные цели: Определенные знания или навыки, которые учитель стремится передать ученикам в ходе обучения.
Образовательная среда: Условия и контекст, в которых происходит обучение и воспитание учащихся.
Формативная оценка: Оценка, проводимая в процессе обучения для поддержки и развития учащихся, а не только для выставления оценок.
Интерактивное обучение: Методика обучения, активно включающая учеников в образовательный процесс через диалог, обсуждения и совместную деятельность.
Зона Ближайшего Развития (ЗБР): Понятие из теории Л.С. Выготского, описывающее разрыв между уровнем ученических способностей при самостоятельной деятельности и уровнем, который они способны достичь при помощи взрослого или более компетентного партнера.
Компетентностный подход: Организация образования вокруг развития ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации и профессионального развития в современном мире.
Психологическая безопасность: Обеспечение психологического комфорта, уверенности и поддержки для учеников в образовательной среде.
Эвристический метод: Метод обучения, стимулирующий учеников к самостоятельному открытию и поиску знаний.
Инклюзивное образование: Модель образования, направленная на обеспечение равных возможностей обучения для всех учащихся, включая учеников с особыми образовательными потребностями.
Формирование ключевых навыков: Процесс развития учениками универсальных навыков, таких как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и творческое мышление.
Консультативный метод обучения: Методика обучения, включающая консультации, совместную работу и поддержку учеников в процессе усвоения материала.