План работы с детьми с высокой учебной мотивацией
по математике и информатике
на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Содержание мероприятия | Сроки проведения |
1. | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности, уточнение критериев всех видов одарённости. Формирование списков обучающихся. | Сентябрь |
2. | Составление плана работы с детьми с высокой учебной мотивацией. | Сентябрь |
3. | Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников | Сентябрь-октябрь |
4. | Подготовка к районному этапу Всероссийской олимпиады школьников | Октябрь -ноябрь |
5. | Участие в Международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике. | Сентябрь - май |
6. | Подготовка и проведение Международного математического конкурса – игры «Кенгуру» | Март |
7. | Привлекать детей к проектной деятельности | В течение года |
8. | Подготовка и проведение Недели математики | В течение года, по графику |
9. | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей | В течение года |
10. | Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности | В течение года |
11. | Дополнительные занятия с детьми с высокой учебной мотивацией после уроков. | В течение года |
12. | Итоги работы с детьми с высокой учебной мотивацией в 2020-2021 учебном году. Задачи на следующий год. | Май |
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети, дети с высокой учебной мотивацией должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации, связанные именно с одаренными молодыми людьми.
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (высоко мотивированных, с высокой учебной мотивацией) детей ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия обучающихсяс высокой учебной мотивацией, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь детям с высокой учебной мотивацией в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Принципы работы с детьми с высокой учебной мотивацией в сфере образования: 1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям учащихся с высокой учебной мотивацией на разных возрастных этапах).
Работа с высокомотивированными детьми в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей, детей с высокой учебной мотивацией:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с учащимися с высокой учебной мотивацией
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с детьми с высокой учебной мотивацией.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с детьми с высокой учебной мотивацией является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с учащимися с высокой учебной мотивацией:
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
спецкурсы.
План работы с детьми с высокой учебной мотивацией
Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по математике, совершенствование навыков работы в решении задач; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.
При работе с детьми с высокой учебной мотивацией придерживаюсь следующих рекомендаций:
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели математики, включающие различные формы работы: конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.