Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кленовская школа» Амвросиевского района ДНР
ПЛАН РАБОТЫ
С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ
Кленовка,2021
ПЛАН РАБОТЫ
С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ
Утверждено на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от «_28_»__09 2021год
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства.
Задачи:
Продолжить формирование у молодых специалистов потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приѐмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации теоретических знаний.
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно- воспитательный процесс.
Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций.
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой
деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Прогнозируемый результат:
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
индивидуальные, коллективные, консультации;
посещение уроков;
мастер-классы, семинары, открытые уроки;
теоретические выступления, защита проектов;
наставничество;
анкетирование, микроисследования.
Основные виды деятельности:
Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.
Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.
Посещение уроков молодых специалистов.
Отслеживание результатов работы молодого учителя,педагогическая диагностика.
Организация разработки молодыми специалистами дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1. | Закрепление учителя-наставника за молодым педагога (приказ по школе) | Зам.дир. по УВР Чуприна Н.В. | сентябрь |
2. | Практикум по разработке тематических и поурочных планов. Изучение методических разработок «Как подготовить современный урок?» «Технологическая карта урока» | Рук.ШМО | сентябрь - ноябрь |
3. | Методические требования к современному уроку | Рук.ШМО | октябрь |
4. | Определение методической темы | Рук.ШМО | октябрь |
5. | Современная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов. | Закрепленный наставник | декабрь- март |
6. | Организация посещения занятий молодого педагога с целью оказания ему методической помощи | Закрепленный наставник, Зам.дир. по УВР | в течение года |
7. | Посещение молодым педагогом уроков наставника и опытных коллег. | Рук.ШМО | в течение года |
8. | Обучение технологии самоанализа урока и внеклассного мероприятия | Рук.ШМО | в течение года |
7. | Собеседование, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе. | Рук.ШМО | май |
Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место занимает проблема взаимоотношений со "сложными", так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.
Профессиональная некомпетентность молодых учителей связана и с тем, что они плохо контролируют и порой неверно строят свою речь. Неумение разъяснить учебный материал молодой учитель воспринимает как собственную профессиональную непригодность и зачастую делает неверный вывод о правильности выбора своей профессии. Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточный уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности
Экспертный лист адаптации молодого специалиста в образовательной
организации
Этап | Содержание | Методическое сопровождение | Ответственные | Предполагаемый результат |
1.Психологич еские основы адаптации в системе образования | Преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога | Проведение анкетирования молодых учителей с целью определения уровня тревожности, | Быцуля Т,В. педагог- психолог | Успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в |
| | личностных качеств | | позицию равноправного члена коллектива. |
2.Организаци я учебно- воспитательн ого процесса | Ознакомление с ООП, реализуемой в образовательной организации, рабочими программами по предметам, положением о рабочей программе; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом. | Консультация по содержанию ООП, рабочих программ по предметам. Определение наставника для молодых педагогов. Составление графика посещения уроков учителей первой и высшей категорий. | Чуприна Н.В зам. директора по УВР | Активное включение молодых учителей в учебно- воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в инновационную деятельность школы, совместную разработку программ, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве. |
3.Школьная документация в работе учителя | Изучение локальных актов, регламентирующи х учебно- воспитательный процесс школы | Проведение системы семинаров с молодыми учителями по изучению локальных актов школы | Чуприна Н.В зам. директора по УВР | Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи |
4.Методическ ое сопровожден | научить начинающих учителей | Посещение и анализ уроков педагогов | Чуприна Н.В зам. директора по УВР | Формирование опыта создания собственных |
ие молодого учителя | правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего календарно- тематического планирования и проектировании уроков | школы, проведение свои уроков с детальным анализом и самоанализом | | методических разработок, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. |
5.Организаци я воспитательн ой работы в классе | Трудности при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. | Консультирова ние по планированию воспитательной работы в классе на основе программы воспитания и социализации учащихся; проведение родительских собраний с последующим анализом | Чуприна Н.В зам. директора по УВР | Освоение на практике концептуальных основ воспитания, развитие профессионально й компетентности учителей в сфере воспитания |
6.Социология образования. Ученик в социуме | Связь школы с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения. | Ознакомление с социальными паспортами школьников; анализ имеющихся социокультурн ых связей школы с различными социальными объектами | Чуприна Н.В зам. директора по УВР | Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально- педагогической работы с учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного |
Процесс адаптации молодого педагога можно теоретически разграничить на следующие этапы, представленные ниже в таблице:
Этап | Мероприятия | Результат |
1 четверть | Знакомство со школой, ее структурой, локальными документами, педагогическим коллективом, правилами внутреннего распорядка, первичный и вводный инструктажи на рабочем месте. Заместитель директора и руководитель проводят ряд собеседований. Педагог-наставник помогает на первом этапе разобраться с основными требованиями к работе учителя и классного руководителя, знакомит с основными действиями учителя, степенью ответственности педагога за результаты своего труда. | Установление партнерских отношений с коллективом и администрацией школы, ориентация в системе локальных актов школы Навыки проектирования уроков; планирования воспитательной работы в классе. Отсутствие жалоб со стороны родителей. |
1 год | Молодой педагог включается в работу творческих групп по организации мероприятий в рамках инновационной деятельности школы, выполнение общественных поручений. В этот период педагог-наставник и заместитель директора регулярно посещают уроки, приглашают на уроки опытных педагогов. Составляется график посещений и взаимопосещений уроков. | Создание атмосферы диалога (не столько контроля!), учитель понимает к кому и с каким вопросом он может обратиться, получить помощь и консультацию. В результате собеседований и анкетирования администрация получает первичную информацию о прохождении процесса адаптации: успешность профессиональной деятельности, взаимоотношения с учителями, родителями и учениками, психологическая комфортность, оплата труда, решение бытовых |
| | вопросов, потребность в повышении квалификации. На основании сделанных выводов формулируются новые задачи. |
2- год | Профессиональное становление и развитие. В течение этого периода молодой педагог включается в конкурсное движение: конкурс педагогического мастерства, конкурс методических разработок, конкурс открытых уроков и т.д. Работа с родителями и учащимися – отдельное направление, которое также курируется и сопровождается администрацией и педагогом- наставником. Учитель вместе с учениками принимает участие в предметных олимпиадах и конкурсах. | Создание условий для активного участия педагога в семинарах и конференциях профессиональной направленности. Провести ряд собеседований и занятий, посвященных навыкам выступления и написания статей. Этим занимается педагог-наставник, совместно с молодым учителем посещая мероприятия |
3 год завер шающий | Подводятся итоги адаптации и делается анализ успешности в соответствии с показателями: в какой степени работа вызывает у начинающего педагога чувство напряжения, тревоги, неуверенности; в какой степени педагог овладел знаниями и навыками, необходимыми для работы; в какой степени закончен ориентированный этап, этап знакомства с новой должностью; каковы мотивы выбора данной профессии; насколько педагог овладел профессиональной ролью (обрел ли свой стиль деятельности); насколько у педагога выражено желание повышения профессиональной компетентности; | Рефлексия полученного опыта в соответствии с перечнем профессиональных компетенций учителя Мониторинг сформированности профессионально- педагогических компетентностей с целью создания индивидуальной траектории совершенствования педагогического мастерства. Аттестация молодых учителей на первую квалификационную категорию |
| в какой степени педагог удовлетворен выполняемой работой и ее результатами; какова оценка педагогическим коллективом достижений работы педагога | |
Функции администрации школы, руководителей школьных методических объединений и наставников в работе с молодыми специалистами
Приход в школу молодых учителей - это профессиональное испытание для них и широкое поле деятельности для администрации школы и педагогического коллектива. В нашем образовательном учреждении применяется следующее распределение направлений работы с молодыми и малоопытными учителями:
Директор школы:
знакомит молодого учителя со школой, педагогическим коллективом
разъясняет ему права и обязанности учителя
определяет должностные обязанности
назначает из лучших учителей наставника
на педагогическом совете торжественно принимает молодого учителя в ряды педагогов школы
проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
определяет рабочее место педагога,
знакомит с условиями работы,
проводит индивидуальную работу в классах, где будет работать молодой специалист и представляет его учащимся
расписание уроков составляет таким образом, чтобы молодой учитель имел возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником
посещает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом
знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной отчетности.
Руководитель научно-методического объединения
вносит в банк данных необходимую информацию о молодом специалисте
проводит с ним индивидуальные собеседования
знакомит с учителями- предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами по которым работают учителя НМО
знакомит с планом работы НМО
Наставник
совместно с молодым специалистом составляет план его профессионального становления
помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности
дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу
вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и затем анализирует их
привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно- методической документации
учит составлению календарно-тематических планов
знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников
посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор
Психолог
Проводит тренинги согласно плана
Готовит «Диагностический альбом», информационные материалы по проблемам
Проводит индивидуальные консультации
Оказывает помощь на уроках (начальная школа)