План работы
c одарёнными учащимися
4-В класса
учителя начальных классов
Ибрагимовой Э.А.
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна для современной школы на данном этапе ее развития. Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является одной из важнейших задач школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Педагогическая система строися на 4 базовых идеях:
На осознании самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности.
На неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей.
На приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития.
На понимании природы творческого саморазвития, как интегральной характеристики «самостоятельности», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование, самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
1.Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности ребенка.
2. Принцип возрастающей роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
5. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,помощи.
Характеристика одарённых детей.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: 1.Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей. 2.Гармонизация отношений «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
1.Изучить эффективные методики и технологии по выявлению одаренности младших школьников.
2.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одаренного ребенка.
3. Создать условия для самореализации одаренных детей.
Разработать индивидуальные программы развития одаренных детей.
5.Внедрять новые образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность .
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
- профессиональной подготовкой педагога;
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными детьми.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Повышение квалификации учителя.
Показатели эффективности работы с одаренными детьми
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социому.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение таких детей.
Маршрут сопроводительной работы с одаренными детьми.
Учащиеся:
Математика: Эфендиев Исмаил
Окр. мир.: Аюбов Эмир
Изо: Рабаданова Раисат
Календарно-тематическое планирование
занятий по математике
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Сроки прохождения программы |
1. | Диагностическое обследование | 1 | сентябрь |
2. | Решение ребусов и логических задач. | 2 | сентябрь |
3. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 2 | октябрь |
4. | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 2 | октябрь |
5. | Олимпиадные задачи. Использование приемов рациональных вычислений. | 3 | ноябрь |
6. | Нестандартные задачи «Взвешивание, время, монеты» | 1 | ноябрь |
7. | Задачи связанные с величинами. | 2 | декабрь |
8. | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | декабрь |
9. | Решение логических задач. | 2 | январь |
10. | Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. | 3 | январь |
11. | Числовые головоломки. Ребусы и кроссворды. | 2 | февраль |
12. | Решение задач повышенной сложности. | 2 | март |
13. | Комбинаторные задачи. | 1 | апрель |
14. | Олимпиадные задачи | 2 | апрель |
15. | Олимпиадные задачи | 2 | май |
16. | Олимпиадные задачи | 1 | май |
17. | Олимпиадные задачи | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
занятий по окружающему миру.
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Сроки прохождения программы |
1. | Диагностическое обследование | 1 | сентябрь |
2. | Разноуровневые, дифференцированные задания по темам курса. | 2 | Сентябрь (по1 час ежемесячно) |
3. | Практические занятия по решению сложных олимпиадных заданий дифференц.задания. | 2 | октябрь(по1 час ежемесячно) |
4. | 300 вопросов и ответов о животных. | 2 | ноябрь |
5. | Проект: 1. «Экологическая почта» | 2 | ноябрь |
6. | Проект: 2. «Разведка прекрасного и удивительного» | 2 | декабрь |
7. | Проект: 3. «Природа России» | 2 | декабрь |
8. | Проект: 4. «Человеческий организм» | 2 | январь |
9. | Проект: 5. «Знатоки природы» | 1 | январь |
10. | Проект: 6. «Знакомые незнакомцы» | 1 | февраль |
11. | Работа с тестовыми заданиями по темам курса. | 2 | февраль |
12. | Участие в олимпиаде. | | февраль |
13. | Участие в проектной деятельности. | | март |
14. | | | |
15. | | | |
16. | | | |
17. | | | |
Календарно-тематическое планирование
занятий по ИЗО
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Сроки прохождения программы |
1. | Диагностическое обследование | 1 | сентябрь |
2. | Активное участие в конкурсах рисунков разного уровня | | По учебному плану |
3. | Разноуровневые, дифференцированные задания по темам курса | | В течении учебного года |
4. | Искусство вокруг нас. | 1 | октябрь |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | декабрь |
6. | Художественное конструирование и дизайн. | 1 | февраль |
7. | Живопись. | 1 | апрель |
Отслеживание результатов работы с одаренными детьми:
По результатам диагностического обследования выявлены группы детей, обладающих уровнем одареннсти в различных видах деятельности.Составлен план работы на год. Результаты работы отслеживаются при анализе выполнения тематических, котрольных, итоговых, тестовых работ, проэктов, творческих работ учащихся, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.Личные достижения учащихся фиксируются в самоанализе учебно-воспитательной работы за год, в портфолио учащихся.
№ п/п | | | |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5 | | | |
6. | | | |
7. | | | |
8. | | | |
9. | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17. | | | |
Используемая литература :
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
9.И.В.Цветкова «Экология для начальной школы.Игры и проэкты.1997г Ярославль «Академия развития»