СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными детьми 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 План работы с одаренными детьми 4 А класса МОУ Мышкинской СОШ на 2018-2019 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми 4 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ Мышкинская СОШ









План работы

с одарёнными учащимися

4 «А» класс

на 2018-2019 учебный год












учитель начальных классов

Соколова Евгения Михайловна










г.Мышкин

2018г.

Пояснительная записка

Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одарённости ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.


Характеристика одарённых детей.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее:

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять

высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием

заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.



Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей

развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –одарённый ученик», « одарённый ученик – ученик», «одарённый ученик – родитель».

Задачи развития:

  • развитие личности одарённых учащихся;

  • развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

  • развитие позитивной Я-концепции;

  • развитие творческой самостоятельности;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • участие в олимпиадах;

  • исследовательская деятельность;

  • объединения дополнительного образования;

  • факультативы;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах.

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Урочная деятельность

  • проблемно-развивающее обучение,

  • проектно-исследовательская деятельность,

  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),

  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

  • творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

  • факультативы,

  • предметные недели,

  • театрализованные праздники,

  • олимпиады и конкурсы по предметам.


При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

  • видом одарённости;

  • возрастом ребёнка;

  • социальным статусом семьи ребёнка;

  • уровнем одарённости;

  • активностью самого ребёнка;

  • профессиональной подготовкой педагога.


Главные принципы реализации программы


  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Научность и интегративность.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего обучения.

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

  • задания с отсроченным вопросом,

  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

  • задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

  • решение частично-поисковых задач разного уровня,

  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ даётся 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.




Направления деятельности:

  • организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, Всероссийского уровня;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО;

  • проводить открытые занятия;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через родительские собрания, индивидуальные консультации родителей.

  • Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.














Одаренные (Мотивированные) дети 4 «А» класса



Фамилия, имя ученика

Способности

1

Зубков Глеб


Математические,

гуманитарные, творческие,

спортивные

2

Климов Лев

Творческие, артистические

3

Онучина Милана

Математические, творческие

4

Субботина Ульяна

Гуманитарные, математические, артистические, творческие

5

Баженов Роман

Спортивные, творческие, гуманитарные, математические, артистические

6

Цанков Мирослав


Творческие, математические,

гуманитарные,

спортивные

7

Маслова Алина


Творческие, артистические


























План работы с одарёнными детьми

4 «а» класс

на 2018-2019 уч. год


Время проведения

Направление работы

Ответственные

1

сентябрь

Составление плана работы с одаренными детьми на 2018-2019 учебный год. Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся.

Классный руководитель, психолог

2

октябрь

Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя

Классный руководитель, родители

3

В течении года

Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных занятий. Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к олимпиадам

Классный руководитель


4

В течении года

Активное участие в олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам

Классный руководитель

5

В течении года

Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам.

Классный руководитель


6

февраль

Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в школьных и муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях.

Ученики

7

март

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам

Родители, классный руководитель

8

апрель

Подведение итогов научно-практической конференции.

Классный руководитель

9

В течении года

Подведение итогов деятельности. Ведение портфолио ученика.

Анализ результатов олимпиад и конкурсов.

Классный руководитель





Используемая литература:


1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М.: АСТ:Астрель,2000.-223с.

4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.

5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.

6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»

8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!