СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными детьми

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми»



Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.

Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.

Цель программы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

- Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.

- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе исследовательской и поисковой деятельности.

- Выявление способных и одаренных детей.

- Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.

- Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.

- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

- Разрабатывать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.

- Воспитывать сознательного гражданина России.

Принципы реализации программы: гуманизм, демократизм, научность и интегративность, индивидуализация и дифференциация, систематичность, развивающее обучение, интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Содержание и формы работы:

- выявление одаренных и талантливых детей;

- анализ особых успехов и достижений учащегося.

- диагностика потенциальных возможностей детей с использованиемпсихологической службы;

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;

- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

- подготовка детей и подростков к конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям различного уровня; - диагностика ЗУНов одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;

Ожидаемые результаты:

 Творческая самореализация одаренных детей.

 Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.

 Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;

 Формирование навыков творческого саморазвития.

 Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.

 Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.

 Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики. Создание банка данных одаренных детей.

Этапы реализации программы:

Диагностический

Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников. На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:

Музыкальные способности;

 Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальныхзанятиях.

Развивающий

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

 Занятия интегрированного типа.

 Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.

Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

Формы творческих заданий:

Восприятие музыки.

 Импровизация.

 Пластическое интонирование.

 Инструментальное музицирование.

 Вокально-хоровое музицирование.

 Музыкальный фольклор.

 Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.

 Графическое, цветовое моделирование музыки.

К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:

- Развитие навыков художественного общения как основы для целостноговосприятия искусства.

- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности. К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие: и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

- Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.

- Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно- самобытного отношения к окружающему миру.

- Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Заключительный

Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.

Основные формы творческих заданий:

Восприятие музыки (размышлении о ней) – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.

Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные) цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно- минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.

Пластическое интонирование (пластическое интонирование )это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование )- это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнитьследующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения; учитель помогает ученику найти прием исполнения. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие)- выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.

Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально- слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).

Музыкальный фольклор “Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). Фольклор, как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.

Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).

Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной.

Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как деятельности). Вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.



Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

  1. одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

  2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

  5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

  8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

  1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.

Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

  1. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.

  • Богатый словарный запас.

  • Перенос усвоенного на новый материал.

  • Установление причинно-следственных связей.

  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

  • Умение делать выводы.

  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.

  • Участие в решении сложных проблем.

  • Организация информации.

  • Умение улавливать сложные идеи.

  • Умение замечать тонкие различия.

  • Чувствительность к противоречиям.

  • Использование альтернативных путей поиска информации.

  • Анализ ситуаций.

  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

  • Умение предвидеть последствия.

  • Умение рассуждать.

  • Построение гипотез.

  • Применение идей на практике.

  • Способность к преобразованиям.

  • Критичность в мышлении.

  • Высокая любознательность.

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.

  • Дивергентное мышление.

  • Гибкость в мышлении и действиях.

  • Быстрота мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

  • Богатое воображение.

  • Восприятие неоднозначных вещей.

  • Высокие эстетические ценности.

  • Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.

  • Уважение к другим.

  • Эмпатическое отношение к людям.

  • Терпимость к особенностям других людей.

  • Склонность к самоанализу.

  • Терпимое отношение к критике.

  • Готовность делиться вещами и идеями.

  • Настойчивость в выполнении задания.

  • Независимость в мышлении и поведении.

  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

  • Соревновательность.

  • Чуткость к анализу нравственных проблем.

  • Уверенность в своих силах и способностях.

- Внутренняя мотивация.

Критерии уровней развития музыкальности,

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности. Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Диагностика музыкальных творческих способностей детей

1-2 классы

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных). Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация. Средний уровень – образная звукоимитация. Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.


2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

3-4 классы

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков. Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

3) Сочинение простейших попевок. 
Высокий уровень – самостоятельно.

Средний уровень – точно копирует педагога.

Низкий уровень – копирует неточно.

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира.

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3) Сочинение на заданный стихотворный текст.

Высокий уровень – мелодическое разнообразие.

Средний уровень – 1-2- звука.

Низкий уровень – на 1 звуке.

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

3) Сочинение ритмических композиций.

Высокий уровень – использование ритмоформулы.

Средний уровень – воспроизведение метр.

Низкий уровень – беспорядочный ритм.

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

3) Создание статического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.









Программа работы с одаренными детьми

на 2020-2021 учебный год

Сроки 2024 год Мероприятия

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2020-2021 год, составление базы одаренных детей ( выявление слуха, музыкального интонирования)

Организация индивидуальной работы

Октябрь

Подготовка  учащихся разных классов к участию в школьных конкурсах

Подготовка к участию в концерте, посвященного ко Дню учителя

Ноябрь

Участие в районных конкурсах

Подготовка к школьному празднику «День матери»

Декабрь

Занятия по музыкальной литературе и музыкальному материалу

Подготовка вокальных номеров к новому году с учащимися разных классов

Январь

Подготовка вокальных номеров к вечеру встреч с выпускниками

Февраль

Разучивание строевых песен с учащимися классов

Работа над развитием вокальных данных

Март

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященного 8 марта

Подготовка к городскому конкурсу.

Апрель

Разучивание песен ВОВ

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к часу, памяти, посвященного 9 мая

Май

Подготовка вокальных номеров на «Последний звонок»



БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ на 2017-2018 уч. г.

Хисаметова Диана, Казырбаева Карина, Касымова Чулпан, Ахмадеева Розалина, Кутлуева Назгуль, Каримов Дионис

С большим интересом занимаются на уроках музыки, всегда принимает активное участие в проводимых в школе праздниках, развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые в дальнейшем очень артистично воспроизводят.

У всех отличные вокальные данные: свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню и танец;

- любят музыкальные записи;

- стремятся пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

Анализ работы с одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

Одной из главных задач  в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.

Исходя из этого, учитель музыки должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, предметников, и родителей.

Наблюдая за поведением детей в новой для них обстановке постепенно были выявлены дети, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании: Хисаметова Диана, Казырбаева Карина, Касымова Чулпан.

Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала индивидуальную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

  • подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.

Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей. Было отмечено, что все дети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.

На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план работы вокального кружка и поставлена основная цель занятий - формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.

А также выделены задачи работы:

  • создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;

  • развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;

  • помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

  • работа над сценической пластикой, мимикой.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

– приобрела: зеркала, дидактический материал по распевкам, мультимедиаматериал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;

– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи. 
– совместно с классными руководителями и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).

Были определены методы  достижения поставленных задач:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

  • Расширение диапазона;

  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

  • Усиление насыщенности звука;

  • Полетность;

  • Улучшение вибрато;

  • Большая певучесть звука;

  • Свобода;

  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

  • Голосоведение;

  • Метроритм, темп;

  • Тембр;

  • Динамика;

  • Фразировка.

4. Тренировка слуха

  • Распевки;

  • Слушание музыкальных произведений;

  • Творческое сочинение мелодий;

5. Техника исполнения мелодии

  • Применение дирижёрского жеста;

  • Сольфеджио;

  • Вокализы.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:

  1. Системность занятий.

  2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

  3. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.

  4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

  5. Креативность и эмоциональность педагога.

  6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)

  7. Преемственность в работе с другими специалистами.

  8. Связь с семьей.

Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).

Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.

В прошлом учебном году одна из наших солисток принимала участие в конкурсе «Весеняя капель». Некоторые выпускники, которые занимали призовые места Хасанова Диляра, Миндигали Ильназ уже простились со школой. А Ахтямова Аделина, даже стала финалисткой Республиканского телевизионного конкурса «Сулпылар».Это было очень хороший опыт и отличная мотивация продолжать заниматься вокалом, чтобы достичь более высоких результатов.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Способности ребенка в Ваших руках» и «Охрана детского голоса».

Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Заключение


И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом,   испытывает величайшее счастье тогда,  когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.



Список использованной литературы:

    1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009

    2. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»

    3. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство

«Планета музыки», 2007.

    1. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей».







19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!