Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Цель программы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе исследовательской и поисковой деятельности.
- Выявление способных и одаренных детей.
- Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
- Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.
- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
- Разрабатывать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.
- Воспитывать сознательного гражданина России.
Принципы реализации программы: гуманизм, демократизм, научность и интегративность, индивидуализация и дифференциация, систематичность, развивающее обучение, интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Содержание и формы работы:
- выявление одаренных и талантливых детей;
- анализ особых успехов и достижений учащегося.
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованиемпсихологической службы;
Организационное и функциональное обеспечение программы:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- подготовка детей и подростков к конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям различного уровня; - диагностика ЗУНов одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;
Ожидаемые результаты:
Творческая самореализация одаренных детей.
Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
Формирование навыков творческого саморазвития.
Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики. Создание банка данных одаренных детей.
Этапы реализации программы:
Диагностический
Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников. На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:
Музыкальные способности;
Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальныхзанятиях.
Развивающий
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Занятия интегрированного типа.
Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.
Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.
Формы творческих заданий:
Восприятие музыки.
Импровизация.
Пластическое интонирование.
Инструментальное музицирование.
Вокально-хоровое музицирование.
Музыкальный фольклор.
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
Графическое, цветовое моделирование музыки.
К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:
- Развитие навыков художественного общения как основы для целостноговосприятия искусства.
- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности. К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие: и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
- Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
- Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно- самобытного отношения к окружающему миру.
- Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Заключительный
Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.
Основные формы творческих заданий:
Восприятие музыки (размышлении о ней) – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.
Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные) цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно- минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.
Пластическое интонирование (пластическое интонирование )это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование )- это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнитьследующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения; учитель помогает ученику найти прием исполнения. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.
Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие)- выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.
Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально- слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).
Музыкальный фольклор “Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). Фольклор, как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.
Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной.
Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как деятельности). Вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.
Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.
Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Познавательные способности и навыки
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно-следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.
2.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Соревновательность.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Критерии уровней развития музыкальности,
Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности. Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Диагностика музыкальных творческих способностей детей
1-2 классы
1. Пение.
1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных). Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация. Средний уровень – образная звукоимитация. Низкий уровень – отказ.
2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
2. Игра на музыкальных инструментах.
1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира
Высокий уровень – тембровое соответствие.
Низкий уровень – тембровое несоответствие.
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.
3. Ритм.
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.
4. Движение.
1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.
2) Создание динамического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.
3-4 классы
1. Пение.
1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.
2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков. Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
3) Сочинение простейших попевок.
Высокий уровень – самостоятельно.
Средний уровень – точно копирует педагога.
Низкий уровень – копирует неточно.
2. Игра на музыкальных инструментах.
1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира.
Высокий уровень – тембровое соответствие.
Низкий уровень – тембровое несоответствие.
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.
3) Сочинение на заданный стихотворный текст.
Высокий уровень – мелодическое разнообразие.
Средний уровень – 1-2- звука.
Низкий уровень – на 1 звуке.
3. Ритм.
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.
3) Сочинение ритмических композиций.
Высокий уровень – использование ритмоформулы.
Средний уровень – воспроизведение метр.
Низкий уровень – беспорядочный ритм.
4. Движение.
1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.
2) Создание динамического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.
3) Создание статического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.
Программа работы с одаренными детьми
на 2020-2021 учебный год
Сроки 2024 год Мероприятия
Сентябрь
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2020-2021 год, составление базы одаренных детей ( выявление слуха, музыкального интонирования)
Организация индивидуальной работы
Октябрь
Подготовка учащихся разных классов к участию в школьных конкурсах
Подготовка к участию в концерте, посвященного ко Дню учителя
Ноябрь
Участие в районных конкурсах
Подготовка к школьному празднику «День матери»
Декабрь
Занятия по музыкальной литературе и музыкальному материалу
Подготовка вокальных номеров к новому году с учащимися разных классов
Январь
Подготовка вокальных номеров к вечеру встреч с выпускниками
Февраль
Разучивание строевых песен с учащимися классов
Работа над развитием вокальных данных
Март
Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященного 8 марта
Подготовка к городскому конкурсу.
Апрель
Разучивание песен ВОВ
Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к часу, памяти, посвященного 9 мая
Май
Подготовка вокальных номеров на «Последний звонок»
БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ на 2017-2018 уч. г.
Хисаметова Диана, Казырбаева Карина, Касымова Чулпан, Ахмадеева Розалина, Кутлуева Назгуль, Каримов Дионис
С большим интересом занимаются на уроках музыки, всегда принимает активное участие в проводимых в школе праздниках, развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые в дальнейшем очень артистично воспроизводят.
У всех отличные вокальные данные: свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню и танец;
- любят музыкальные записи;
- стремятся пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Анализ работы с одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.
Исходя из этого, учитель музыки должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, предметников, и родителей.
Наблюдая за поведением детей в новой для них обстановке постепенно были выявлены дети, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании: Хисаметова Диана, Казырбаева Карина, Касымова Чулпан.
Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала индивидуальную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.
Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей. Было отмечено, что все дети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.
На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план работы вокального кружка и поставлена основная цель занятий - формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.
А также выделены задачи работы:
создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
работа над сценической пластикой, мимикой.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
– приобрела: зеркала, дидактический материал по распевкам, мультимедиаматериал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;
– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с классными руководителями и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).
Были определены методы достижения поставленных задач:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
Расширение диапазона;
Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
Усиление насыщенности звука;
Полетность;
Улучшение вибрато;
Большая певучесть звука;
Свобода;
Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
Голосоведение;
Метроритм, темп;
Тембр;
Динамика;
Фразировка.
4. Тренировка слуха
Распевки;
Слушание музыкальных произведений;
Творческое сочинение мелодий;
5. Техника исполнения мелодии
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос
В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:
Системность занятий.
Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
Креативность и эмоциональность педагога.
Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
Преемственность в работе с другими специалистами.
Связь с семьей.
Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).
Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.
В прошлом учебном году одна из наших солисток принимала участие в конкурсе «Весеняя капель». Некоторые выпускники, которые занимали призовые места Хасанова Диляра, Миндигали Ильназ уже простились со школой. А Ахтямова Аделина, даже стала финалисткой Республиканского телевизионного конкурса «Сулпылар».Это было очень хороший опыт и отличная мотивация продолжать заниматься вокалом, чтобы достичь более высоких результатов.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Способности ребенка в Ваших руках» и «Охрана детского голоса».
Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Заключение
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.
Список использованной литературы:
Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство
«Планета музыки», 2007.
Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей».
19