План работы с одаренными детьми.
Цель: создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями через оптимальную структуру школьного образования.
Главными принципами построения программы работы с одаренными детьми являются:
приоритет интересов личности ребенка и забота о его здоровье;
принцип максимального разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей детей;
принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
информационная доступность и открытость;
опора на высококвалифицированные кадры, передовые методики обучения и развития детей, индивидуальный подход в обучении;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип учета в работе по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей, психотипических и лингвокультурных особенностей.
Методы обучения:
- Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно - образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
- Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Основные направления и содержание деятельности:
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. Данный этап предусматривает:
- изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования;
- изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования;
- изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем;
- приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
- доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций;
- проведение школьных олимпиад;
- использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов: творческие ответы; выполнение творческих тематических заданий; выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ; выполнение проектов; приобщение (в различных формах) к работе учителя; повышение степени сложности заданий;
Направления деятельности:
- введение программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС, кружковой работы;
- индивидуализация обучения;
- ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности учащихся.
- освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики; разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;
- ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
- разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;
Работа с родителями:
- психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
- информационная среда для родителей;
- совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
- поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные УУД:
- выявлять проблемы учебной деятельности,
- переформулировать проблемы в цели;
- стремление к самосовершенствованию;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
Регулятивные УУД.
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и
товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельно планировать деятельность, следовать
составленному плану;
- понимать значение работы над устранением ошибок;
- находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
Познавательные УУД.
- использовать разные средства информационного поиска (книга,
словарь, энциклопедия, взрослый человек).
- грамотное построение устной и письменной речи.
- Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися.
- творческая самореализация выпускника школы.
- обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников:
1. Задания повышенной сложности;
2. Задания с различных олимпиад и конкурсов для данной возрастной категории.
3. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
План работы:
1. Диагностика одаренных детей
2. Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год
3. Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.
4. Организация и проведение школьных олимпиад.
5. Участие в муниципальных, , всероссийских олимпиадах.
6. Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».
7. Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.
8. Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.
9. Распространение опыта работы с одаренными детьми.
10. Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.
11. Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.