СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными учащимися»

Пояснительная записка.

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей.

Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Цели и задачи

Цели:

Повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся и их подготовки к олимпиадам, создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.

2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

3. Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету.

a) применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

b) ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов и жанров, языком современной прессы и литературы, с материалами сети Интернет;

c) формирование умений языковой догадки;

d) приемы активной поддержки, управление беседой;

e) формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;

f) навыки употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;

g) развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия.

4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Содержание и формы работы:

Основные формы работы с одаренными учащимися:

 групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;

 факультативы;

 занятия исследовательской и проектной деятельностью;

 научно-практические конференции;

 интеллектуальный марафон;

 участие в олимпиадах;

 конкурсы;

 предметные недели (декады);

 кружки по интересам;

 работа по индивидуальным планам.

Принципы работы с одаренными учащимися:

 Принцип комфортности в любой деятельности;

 Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся и развития личности;

 Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 Принцип развивающего обучения;

 Принцип добровольности и свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Функции учителя иностранного языка:

Выявление одарённых детей;

 Создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

 Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней;

 Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

 Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;

 Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности;

 Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;

 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

.

Урочные формы деятельности.

На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета).

Одной из первых методических тем, взятых мной для изучения,  была тема «Активизация учебной деятельности при обучении иностранному языку через дифференциацию и индивидуализацию». Такая тема была выбрана мной не случайно. Использование такой технологии позволяет развивать навыки и умения каждого ученика при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.

Внеурочная деятельность.

Развитие познавательного  интереса к изучению иностранного языка у одарённых школьников.

Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают  факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

проведение предметной недели иностранного языка

проведение олимпиад по иностранным языкам;

конференции;

система факультативных и кружковых занятий; 

проведение творческих конкурсов;

выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке;

проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению, экскурсии по школе;

оформляем различные стенды  творческих работ на английском языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды путешествий», «День Матери»; Выставка плакатов по экологии.

Проводим традиционные ролевые игры для учащихся среднего звена: «Найди клад», «За праздничным столом», «Люблю я магазины»;

конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»;

круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии, по ЗОЖ.

При работе с одаренными учащимися я  используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ  ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные.

Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время).

Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно использую  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.

Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др. Ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х. Колумб, Д. Кук).

Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

Моя  инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно - коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.

Дифференциация и индивидуализация

На своих уроках я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.

Мною разработаны разноуровневые тесты по страноведению, грамматике.

Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков . одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке

Работа с одарёнными детьми ведётся  на конструктивном и творческом уровнях.

Задания повышенной трудности для сильных учеников (Ассистент учителя)

При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организую дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке

 «Сильные»  дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.

Например, ученик получил от учителя  задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу  литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.

Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти  иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.

На среднем этапе обучения  применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить:

а) перефразировать предложение;

б) найти ошибку в предложении;

в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу;

г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.

На старшем этапе обучения успешно использую технологию дебатов и дискуссий, мини конференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:

 1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;

 2) дана пословица , нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.

Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.

Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие.  Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.

Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять,  давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними.  Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть  в после урочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.

В послеурочное время я занимаюсь с учащимися  только в том случае, если мне нужно дать какую- либо дополнительную информацию по данной теме или, объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это было у меня запланировано (если группа большая или класс не делится). А так же если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными:

  1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

  2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

  3. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. Мною разработана программа по работе с одаренными детьми, проводятся индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время согласно составленному графику. Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. Разработаны задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки - конкурсы, инсценирую сказки, мои ученики выступают перед учащимися школы со спектаклями во время проведения предметных недель.
























План работы с одарёнными детьми на 2023-2024 учебный год.



Мероприятия

Сроки

Направления и формы работы

1.

Диагностика одаренных детей, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно - познавательный интерес.

сентябрь

Анкетирование, тестирование по предмету

2.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.

сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий.

3.

Подготовка к олимпиаде.

сентябрь - октябрь

Выработка рекомендаций учителя-предметника и психолога по подготовке к олимпиаде

4.

Проведение школьного тура предметных олимпиад по английскому языку для 5-11х классов.

сентябрь - октябрь

Организация работы


5.

Организация и проведение школьного этапа олимпиады по английскому языку.

октябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

6.

Провести сеть творческих уроков к празднику Halloween.

октябрь

Организация работы

7.

Подготовка учащихся к участию в региональных и муниципальных олимпиадах.

ноябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

8.

Осуществление анализа участия в олимпиадах.

январь

Коррекционная работа через выполнение заданий

9.

Внеклассное мероприятие « Рождество в англо-говорящих странах».

декабрь

Организация работы


10.

Провести сеть творческих уроков ко Дню св. Валентина.  

февраль

Организация работы


11.

Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

постоянно

Организация работы

12.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня.

в течение года

Индивидуальная работа

13.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

в течение года

Создание видеороликов, организация международных праздников

14.

Проведение предметной недели по английскому языку с активным участием одаренных детей

по плану

Викторины, праздники, инсценировки, концерт английской песни

15.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка

в течение года

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

16.

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка.

в течение года

Индивидуальные и групповые занятия.

17.

Проектная деятельность учащихся и участие в научно-практических конференциях

в течение года

Индивидуальные и групповые занятия.

18.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

в течение года

Индивидуальная работа

19.

Участие в Международных и Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах.

в течение года

Организация работы


20.

Провести сеть творческих уроков ко Дню св. Патрика.  

март

Организация работы


21.

Изучение опыта работы учителей по вопросу работы с одаренными детьми.

в течение года

Консультации с учителями, заседания МО

22.

Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ учащихся.

в течение года

Индивидуальная работа

23.

Фестиваль английских сказок                        

Индивидуальные консультации с одаренными детьми.

май

Индивидуальная работа

24.

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы работы на будущий год.

май

Консультации с учителями, заседания МО

25.

Организация и проведение консультаций при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, дополнительных занятий в летний период.

июнь

Консультации с учителями.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!