План работы с одаренными обучающимися
Учитель биологии: Уткина Наталья Геннадьевна
Пояснительная записка
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей обучающихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Данный план разработан мною в рамках школьной программы «Одаренный дети». Поисковая и проектно-исследовательская работа способствует формированию исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать знания, понимать, осваивать новое, выражать свои мысли, принимать решения, работать с разнообразной информацией; но и воспитывает любовь к животным, формирование здорового образа жизни.
Цель: повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности одаренных обучающихся и их подготовки к олимпиадам, создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.
Задачи:
Выявление, развитие и поддержка одарённых детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Использование на уроке биологии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по биологии.
- формирование у учащихся устойчивого интереса к биологии;
- овладение конкретными биологическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, развитие креативного мышления, характерных для решения предметных ситуаций;
- формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, понимание значимости биологии в экологической жизни страны; формирование навыков экологического поведения в окружающей среде.
Заинтересовать учащихся, реализовать их смелые замыслы, нестандартное видение предмета.
Данный план направлен на развитие умственных способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.
Формы организации работы с одаренными учащимися:
Групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;
Подготовка и участие в олимпиаде;
Занятия исследовательской и проектной деятельностью;
Выполнение творческих работ;
Работа с дополнительной литературой и оформление рефератов;
Конкурсы;
Предметные недели (декады);
Индивидуальные консультации;
Практические работы;
Научно-практические конференции;
Интеллектуальный марафон;
Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.
Принципы работы с одаренными учащимися:
Принцип комфортности в любой деятельности;
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся и развития личности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип развивающего обучения;
Принцип добровольности и свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Функции учителя биологии:
Выявление одарённых детей;
Создание для обучающихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
Создание в учебном кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности;
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Планируемые результаты реализации плана:
Положительная динамика результативности участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня.
Оформление портфолио достижений каждого учащегося.
Развитие творческих и умственных способностей ученика,
Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
Участие в олимпиадах и достижение результата.
Индикаторы эффективности реализации программы:
1. Рост числа учащихся удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми.
2. Увеличение числа учащихся, овладевших ключевыми компетенциями.
3. Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений по биологии.
План работы с одарёнными детьми на 2016-2017 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки |
| Составление и уточнение списков обучающихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности | Сентябрь |
| Проведение консультаций по биологии для обучающихся, имеющих повышенный интерес к предмету | В течении года |
| Организация и участие учащихся в международных российских Интернет- олимпиадах, Интернет - конкурсах по биологии | В течении года |
| Подготовка к олимпиаде | Сентябрь - октябрь |
| Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии | октябрь |
| Подготовка победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии к участию на муниципальном уровне | Октябрь-ноябрь |
| Выявление одаренных и способных детей к научно-исследовательской работе обучающихся | Октябрь-декабрь |
| Организация научно- исследовательской работы обучающихся | Ноябрь – март |
| Анализ участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии | Декабрь |
| Участие обучающихся в муниципальных конкурсах, семинарах по биологии | В течении года |
| Организация индивидуальных консультаций для обучающихся по вопросам определения тем научно-исследовательских работ | В течении 1 полугодия |
| Создание банка данных исследовательских работ | В течении года |
| Организация и проведение недели естественных наук. | По плану МО |
| Участие в школьной неделе науки и творчества | Февраль |
| Участие в городской неделе науки | Март |
| Организация и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей обучающихся | В течении года |
| Изучение опыта работы с одаренными детьми | В течении года |
| Подведение итогов работы, анализ работы с одаренными детьми, вручение грамот и благодарностей на итоговых линейках | Май-июнь |
| Организация и проведение консультаций при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ | Май - июнь |