Управление образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Тэминская общеобразовательная школа»
План
работы с одаренными
обучающимися.
Подготовила: Зверяко О.В.
учитель истории и обществознания
І квалификационная категория

2017 – 2018 уч.год
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А.Сухомлинский
На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей.
Проблема воспитания и обучения одарённых детей
Потребность общества в неординарных творческих личностях.
Необходимость сохранения и развития интеллектуального потенциала России.
Неопределённость современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартно мыслить и вести себя.
«ОДАРЁННОСТЬ - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
К. К. Платонов
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Основные задачи по работе с одарёнными детьми
обучение навыкам самообразования и научно- исследовательской деятельности, а также формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности;
Задачи:
Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе.
Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
Создать условия для самореализации одарённых детей.
Разработать индивидуальные программы развития одарённых обучающихся.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными обучающимися
Основные формы работы с одаренными обучюащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными и мотивированными обучающимися;
факультативы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
НОУ (научное общество учащихся);
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
Дни науки;
кружки по интересам;
работа по индивидуальным планам.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Но у одаренных обучающихся есть проблемы, которые учитель обязан решить.
Проблемы одаренных детей
Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уязвимость одарённых детей
Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.
Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Обучение одаренных детей
Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
Научить детей прослеживать межпредметные связи.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Поощрение одаренных детей
Публикация в СМИ;
Стенд «Лучшие ученики школы»;
Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне школы, города, района Использование мирового опыта диагностической работы с одарёнными детьми – усовершенствование системы работы с обозначенным контингентом обучающихся.
Психологический профиль одаренного ребенка.
Тест 16-PF (Р.Кеттела).
Тест «Акцентуации характера».
Характерологический тест Айзенка.
Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.)
Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).
Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»
Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
Тест «Шкала оценки потребности в достижении».
Методика «Несуществующее животное».
Пальцем окрашивания тест
Детская методика В. Михала «Завершение предложения»
Система работы с одаренными обучающимися по истории и обществознанию в школе
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Цель работы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и секция во внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы обучающихся.
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация учеников.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма | Задачи |
Кружок | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | |
Предметная неделя (декада) | |
|
Организация исследовательской работы учащихся
5-7 классы | Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Краеведческая конференция. Кружок. |
8-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Краеведческая конференция. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов. Элективный курс (9 классы). |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. НПК. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
Список одаренных детей
В этом 2017 – 2018 учебном году по предмету «история» и «обществознание» 21 обучающийся. Это:
5 класс – Боровская Екатерина, Кибисова Анастасия
6 класс – Матьков Дмитрий, Леонидов Данил
7 класс – Андриевская Александра, Клейменов Михаил, Пашкевич Анастасия, Луцкин Павел
8 класс – Иванов Данил, Морцун Артем
9 класс – Леонидов Вадим, Устюжанина Ангелина, Королев Олег, Меренкова Ирина,
10 класс – Бисюрко Ксения, Левицкая Дарья, Морозова Диана
11 класс- Александров Владислав, Ефименко Светлана, Романова Александра, Ильинкова Варвара