СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одарёнными детьми

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы с одарёнными детьмиПлан работы с одарёнными детьми

Просмотр содержимого документа
«План работы с одарёнными детьми»

План работы с одаренными детьми


Пояснительная записка

В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.

Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?

В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная система множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее распространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.

Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем. В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что не сталкивались с ними, либо просто не задумывались о них. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой психологический интерес. Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень



интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.


Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель - одаренный ученик», «одаренный ученик - ученик», «одаренный ученик - родитель».

Задачи развития:

  • развитие личности одаренных учащихся;

  • развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

  • развитие позитивной Я-концепции;

  • развитие творческой самостоятельности;

  • развитие коммуникативных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • исследовательская деятельность.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:



  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

  • в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

  • какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.



  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.



Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с

одаренными детьми.


Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Советы родителям одаренных детей:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;

  • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

  • не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

  • на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;

  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

  • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним; считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка



Направление работы

класс

Время проведения

1

Составление плана работы с одаренными детьми по родному языку и литературе


сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся

2-8

сентябрь

3

Участие в конкурсе сочинений «Мой Дагестан»

4-8

сентябрь

4

Подготовка к школьной олимпиаде по аварскому языку и литературе Проведение школьного этапа

7-8

октябрь

5

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад в целях подготовки к муниципальному этапу

7-8

ноябрь

6

Участие в муниципальном этапе олимпиады школьников

7-8

декабрь

7

Организация и проведение недели конкурса чтецов по аварскому языку и литературе

6-8

декабрь

8

Проектная деятельность.

Участие в конкурсах по родным языкам

6-8

В течение года

9

Участие детей на празднике «День родного языка»

4-8

февраль

10

Участие детей на конкурсе чтецов муниципального этапа


март

11

Индивидуальные занятия с учащимися по индивидуальной образовательной траектории

2-8

В течение года

12

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

7-8

В течение года

13

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - онлайн

7-8

В течение года

14

Чтение литературных произведений в оригинале

7-8

В течение года

15

Знакомство с аварской литературой, жизнедеятельностью аварских писателей

4-8

В течение года

16

Дифференцированные домашние задания (повышенного уровня сложности)

2-8

В течение года

17

Подготовка детьми докладов, сообщений, рефератов

6-8

В течение года

18

Проведение творческих уроков

2-8

В течение года

19

Организация экскурсий с целью стимулирования изучения родного языка

2-8

В течение года

20

Анализ результатов деятельности за год


май

План работы с одаренными детьми
Банк одаренных детей


Фамилия, имя

класс

Способности

1

Мусалаев Магомед

5

По уровню: высокие и выше среднего По личностной сфере умственные, творческие;

По общности проявления: общие(активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Ахмедова Рисалат Ахмедилова Хадижат Дибиров Магомед

6

По уровню: высокие и выше среднего По личностной сфере умственные, творческие;

По общности проявления: общие(активность, критичность, быстрота, внимание)

3

.Шахабасов Ибрагим

7

По уровню: высокие и выше среднего

По личностной сфере умственные, творческие;

По общности проявления: общие(активность, критичность, быстрота, внимание)

4

.Магомедов Гаджи

Магомедов

Магомедамин.

8

По уровню: выше среднего;

По личностной сфере:

умственные,творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления:общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

5


9

По уровню: высокие;

По личностной сфереумственные;

По общности проявления:общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


6


10-11

По уровню: высокие;

По личностной сфереумственные;

По общности проявления:общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


Цели и задачи работы с одарёнными детьми (2-11 классы):


Цели

создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, класса, школы, города, общества, государства;

совершенствование системы выявления одарённых детей;

совершенствование системы работы с ними.

Задачи :

развитие и реализация интеллектуального, творческого и эмоционально- волевого потенциала одарённого ребёнка;

формирование чувства самооценки каждого одарённого ребёнка;

информационно-методического обеспечение учителя новыми технологиями по работе с одарёнными детьми;

выявления одарённых и талантливых учеников: анализ успеха достижения ученика, создание банка данных талантливых и одарённых детей, диагностика потенциальных с использованием ресурсов психологической службы

ПОМОЩЬ ОДАРЁННЫМ УЧАЩИМСЯ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение; организация научно - исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.

Поощрение одарённых детей

публикации в СМИ;

стенд «Ими гордится наша школа»

система поддержки талантливых и одарённых детей на уровне района, города, области




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!