План работы с одаренными детьми
Пояснительная записка
В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.
Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная система множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее распространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.
Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем. В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что не сталкивались с ними, либо просто не задумывались о них. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой психологический интерес. Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень
интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель - одаренный ученик», «одаренный ученик - ученик», «одаренный ученик - родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Деятельность педагогов предусматривает:
реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с
одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Советы родителям одаренных детей:
поймите ребенка и осознайте его уникальность;
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;
создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним; считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка
№ | Направление работы | класс | Время проведения |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми по родному языку и литературе | | сентябрь |
2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся | 2-8 | сентябрь |
3 | Участие в конкурсе сочинений «Мой Дагестан» | 4-8 | сентябрь |
4 | Подготовка к школьной олимпиаде по аварскому языку и литературе Проведение школьного этапа | 7-8 | октябрь |
5 | Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад в целях подготовки к муниципальному этапу | 7-8 | ноябрь |
6 | Участие в муниципальном этапе олимпиады школьников | 7-8 | декабрь |
7 | Организация и проведение недели конкурса чтецов по аварскому языку и литературе | 6-8 | декабрь |
8 | Проектная деятельность. Участие в конкурсах по родным языкам | 6-8 | В течение года |
9 | Участие детей на празднике «День родного языка» | 4-8 | февраль |
10 | Участие детей на конкурсе чтецов муниципального этапа | | март |
11 | Индивидуальные занятия с учащимися по индивидуальной образовательной траектории | 2-8 | В течение года |
12 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований | 7-8 | В течение года |
13 | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - онлайн | 7-8 | В течение года |
14 | Чтение литературных произведений в оригинале | 7-8 | В течение года |
15 | Знакомство с аварской литературой, жизнедеятельностью аварских писателей | 4-8 | В течение года |
16 | Дифференцированные домашние задания (повышенного уровня сложности) | 2-8 | В течение года |
17 | Подготовка детьми докладов, сообщений, рефератов | 6-8 | В течение года |
18 | Проведение творческих уроков | 2-8 | В течение года |
19 | Организация экскурсий с целью стимулирования изучения родного языка | 2-8 | В течение года |
20 | Анализ результатов деятельности за год | | май |
План работы с одаренными детьми Банк одаренных детей № | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | Мусалаев Магомед | 5 | По уровню: высокие и выше среднего По личностной сфере умственные, творческие; По общности проявления: общие(активность, критичность, быстрота, внимание) |
2 | Ахмедова Рисалат Ахмедилова Хадижат Дибиров Магомед | 6 | По уровню: высокие и выше среднего По личностной сфере умственные, творческие; По общности проявления: общие(активность, критичность, быстрота, внимание) |
3 | .Шахабасов Ибрагим | 7 | По уровню: высокие и выше среднего По личностной сфере умственные, творческие; По общности проявления: общие(активность, критичность, быстрота, внимание) |
4 | .Магомедов Гаджи Магомедов Магомедамин. | 8 | По уровню: выше среднего; По личностной сфере: умственные,творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления:общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
5 | | 9 | По уровню: высокие; По личностной сфереумственные; По общности проявления:общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
|
6 | | 10-11 | По уровню: высокие; По личностной сфереумственные; По общности проявления:общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
|
Цели и задачи работы с одарёнными детьми (2-11 классы):
Цели
создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, класса, школы, города, общества, государства;
совершенствование системы выявления одарённых детей;
совершенствование системы работы с ними.
Задачи :
развитие и реализация интеллектуального, творческого и эмоционально- волевого потенциала одарённого ребёнка;
формирование чувства самооценки каждого одарённого ребёнка;
информационно-методического обеспечение учителя новыми технологиями по работе с одарёнными детьми;
выявления одарённых и талантливых учеников: анализ успеха достижения ученика, создание банка данных талантливых и одарённых детей, диагностика потенциальных с использованием ресурсов психологической службы
ПОМОЩЬ ОДАРЁННЫМ УЧАЩИМСЯ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение; организация научно - исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
Поощрение одарённых детей
публикации в СМИ;
стенд «Ими гордится наша школа»
система поддержки талантливых и одарённых детей на уровне района, города, области