Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ РЕБЁНКОМ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Разработчики:
Гаврилова Анастасия Ивановна
Назаретян София Гарегиновна
Краснодар, 2021 г.
Вид одарённости: в познавательной деятельности - интеллектуальная (литература).
Обоснование необходимости программы
Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.
Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» составлена на основе рекомендаций, требований к современному образованию Министерством образования. Программа охватывает разнообразные сферы одарённости – не только в сфере учебных образовательных дисциплин и традиционной внеклассной работы.
Каждый - человек, личность, и каждый необычайно талантлив. Талант - это выдающиеся способности человека, одарённость, дар. Талант - это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему удовольствие, и то, что у него получается отлично.
А можно ли воспитать гения или талантливого человека? Надо сказать прямо, гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого работать над собой и не просто работать, а долго и усердно, упорно и настойчиво. К сожалению, ими не стали те, которым помешали страх и лень. Те, которым не хватило смелости и мужества или которым вовремя не оказали должной поддержки. Не нужно забывать и о природе человека, его способностях и потенциале. Но мы все понимаем, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда.
Среди видов одаренности можно выделить следующие:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Данная программа предназначена для учащихся, успешно осваивающих предметную область «Литература».
Данная программа подразумевает развитие способностей не только одаренных детей, но и детей, имеющих высокую и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей и обеспечение возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи программы:
Разработать диагностические исследования для выявления творческих способностей, индивидуальны и личностных качеств учащегося, а также его интересы;
Использовать ИКТ в работе с одаренными детьми, способствуя повышению мотивации к обучению;
Проводить для одаренных детей уроки творчества, научные конференции, творческие выставки, викторины, марафоны, предметные КВН;
Проводить работу с родителями по поддержанию и развитию творческих способностей детей как в школе, так и дома;
Способствовать созданию атмосферы психологического комфорта для таких учащихся;
Организовать учебную работу с такими учащимися по индивидуальному плану;
Использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы; проводить групповые занятия с сильными учащимися;
Использовать в работе методы проектов;
Привлекать к участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня
Приоритетная задача: - развитие творческой индивидуальности ребенка, предоставление всем учащимся возможностей раскрыть свои таланты в различных направлениях.
Принципы педагогической деятельности
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для совместной работы воспитанников с минимальным участием педагога;
Принцип свободы выбора воспитанником дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одарённым обучающимся
Создание и развитие системы отбора талантливых детей путем проведения различных мероприятий.
Окружные творческие конкурсы научных проектов, сочинений, фестивалей.
Участие в областных, Всероссийских, международных конференциях, фестивалях и т.д.
Организация индивидуальной работы на уроке.
Исследовательская деятельность с учетом интересов ученика.
План работы на 1-е полугодие (сентябрь - декабрь)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Создание и пополнение банка данных по одарённому ребёнку. | 01.09.21 г. - 08.09.21 г. | Классный руководитель |
2 | Психологическое и методическое сопровождение педагогов, осуществляющих патронаж одарённого и способного ребёнка. | В течение 1-го полугодия | Педагог-психолог |
3 | Привлечение родителей к участию в мероприятиях, направленных на развитие детской одарённости. | В течение 1-го полугодия | Классный руководитель |
4 | Индивидуальные задания, опережающие учебную программу. | Сентябрь 2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
5 | Выбор тем к научно-практической конференции. Подбор литературы. | Сентябрь 2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
6 | Участие в предметной неделе русского языка и литературы. | 20.09.21 г. - 26.09.21 г. | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
7 | Творческие задания. Подготовка к олимпиаде по литературе. | Сентябрь - октябрь 2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
8 | Участие в творческих конкурсах разного уровня. | В течение 1-го полугодия | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
9 | Выполнение заданий по выбранной тематике конференций. | Октябрь - ноябрь 2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
10 | Выполнение творческих заданий. Игра «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) | Октябрь 2021 г. | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
11 | Игра «Важная мысль». | 06.10.2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
12 | Игра «Общее стихотворение». | 13.10.2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
13 | Занятие. «Раскрываем мудрость притчи». | 20.10.2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
14 | Участие в Международных Славянских чтениях | Ноябрь 2021 г. | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
15 | Выполнение творческих заданий. Приём перевоплощения. | 11.11.2021 г. | Классный руководитель |
16 | Выполнение заданий. Составление сказочных объявлений и телеграмм. | 22.11.2021 г. - 28.11.2021 г. | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
17 | Участие в творческих конкурсах разного уровня. | 06.12.2021 г. - 12.12.2021 г. | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
18 | Выполнение творческих заданий. Выбери пословицу и напиши по ней рассказ или сочинение. | 16.12.2021 г. - 23.12.2021 г. | Учитель русского языка и литературы |
19 | Итоговое тестирование. | 24.12.2021 г. | Классный руководитель и учитель русского языка и литературы |
Ожидаемый результат
- участие в окружных и областных олимпиадах;
- написание проектных и научно-исследовательских работ;
- выступление на НПК окружного, областного, всероссийского и международного уровней;
- участие в окружных, областных, всероссийских и международных конкурсах.