Программа работы с трудными и эмоционально неустойчивыми детьми
Программа разработана для профилактики правонарушений и коррекции развития личности учащегося 7 класса Евгения С.
Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год
Сущность девиантного отклонения:
Причины девиантного отклонения:
Медико - биологическая (наследование интеллектуальной недостаточности). Особенности развития интеллектуальной сферы ребенка приводят к затруднению в полном осмыслении различных жизненных ситуаций, низкой самокритичности, рефлексии и др.
Условия семейного воспитания, способствующие появлению негативных поведенческих установок:
некритичное отношение к поведению ребенка;
отсутствие примера должного поведения в кругу семьи;
отсутствие авторитета матери.
Положительные стороны личности учащегося:
коммуникативность;
любознательность;
активность в рамках интересующей деятельности;
достаточно высокая работоспособность;
выраженный мотив достижения признания в среде сверстников
Исходя из вышеназванных характеристик определяются цель, задачи, принципы, направления и содержание работы.
Цель: социальная адаптация учащегося.
Задачи:
Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Привитие положительной мотивации к адекватному самовыражению.
Формирование потребности в позитивном межличностном общении.
Принципы:
последовательности и систематичности;
индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитательного воздействия;
комплексного воздействия на эмоционально-волевую и познавательную сферы личности;
взаимодействия и сотрудничества специальных служб школы (социально-психологической, медицинской).
Направления работы:
Участие в коллективной общешкольной и групповой деятельности (в соответствии с планом воспитательной работы с классом):
занятия по этической грамматике, правовому воспитанию, личностному развитию; работа с книгой и периодической печатью;
трудовое воспитание, кружковая работа, организация досуга;
коррекционные задания на самоподготовке, во время совместной игровой деятельности;
обсуждение проблем класса и способов их решения (классные часы, групповые собрания).
Индивидуальная работа:
изучение правил для учащихся;
контроль соблюдения режима дня;
индивидуальные беседы;
занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Работа с семьей:
вовлечение в совместную деятельность членов семьи учащегося;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
воспитание уважительного отношения к семейным ценностям.
Организация работы с учащимся девиантного поведения
Форма работы | Содержание работы | Дата проведения |
Индивидуальная беседа | «Конфликт. Пути выхода из конфликта» | Сентябрь |
«Правила поведения в жилом корпусе» | Октябрь |
«Говоря наркотикам «нет», ты говоришь наркотикам «да» | Ноябрь |
«С кем поведёшься – от того и наберёшься» | Декабрь |
Анкеты «Как я веду себя?», «Хороший ли ты друг?», «Доволен ли ты собой?», «Какой у тебя характер?» | В течение полугодия. |
|
Коррекционное занятие | «Я сам» | Сентябрь |
« Нарисуй, что ты чувствуешь» | Октябрь |
«Все – некоторые – только я» | Ноябрь |
«Уступки» | Декабрь |
«Кто лучше?» | Январь |
«Он мне не нравится…» | Февраль |
«Копилка обид» | Март |
«Круг уверенности» | Апрель |
«Обмен улыбками» | Май |
Работа с семьей: | «Выбор профессии –дело серьёзное» | По договоренности с родителями |
| Выставка кружковых работ учащегося | Декабрь, май |
Ознакомление с творческими работами (сочинениями, рисунками, видеозаписями концертных выступлений и др.). | По приезду родителей (один – два раза в учебную четверть) По необходимости |
| Участие в конкурсах, походах на природу | По общему плану работы |
Поручение | Ответственный за развлекательный досуг | Справляется |
Посещение кружков, секций | «Столярное дело» | участвует в выставках. |
Общественно - полезная работа | Участие в конкурсах и концертах, работа на клумбах, дежурство по столовой, жилому корпусу, школе, помощь в ремонтных работах помещений. |
Работа с книгой | Посещение библиотеки |
Литература
Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних // Воспитание школьников. 2004. № 3. С. 28-32.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2 изд. /Под ред. М.Р.Битяновой. – СПб.: Питер, 2009.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – СПб.: КАРО, 2003.
Карта обследования
социально дезадаптированного несовершеннолетнего
Общие характеристики социального развития ребенка
Ф.И. Евгений С.
Год рождения 19.01.2007 г.
Группа здоровья III
Состав семьи: мать – Любовь Вячеславовна Д.
Характер внутрисемейных отношений эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, отсутствие авторитета взрослых
Характеристика дружеского внешкольного общения общение на основе пустого времяпрепровождения
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебе интерес проявляется избирательно, зависит от отношений с педагогом, содержания деятельности, наличия похвалы
Общественная активность участвует в интересующей его деятельности (при достаточной мотивации достигает высоких результатов); выполнение поручений требует контроля взрослого
Уровень развития полезных интересов положительные интересы формируются при индивидуальной работе, наличии похвалы; занимается в кружках « Столярное дело», отсутствие стабильности в восприятии педагогического воздействия (случаи неприятия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, резкого неприятия в грубой форме)
Способность критически с позиций норм морали оценивать поступки окружающих способен различать «плохие» и «хорошие поступки», формально осуждать их проявления у окружающих
Самокритичность снижена, иногда возникает под влиянием педагогов
Волевые качества слабо развиты
Отношение к алкоголю и курению опыт употребления присутствует, признание отрицательного воздействия на человека
Отношение к сквернословию в разговорной речи использует постоянно
Наличие правонарушений имели место случаи вреда школьного имущества, самовольного ухода с урока
Особенности поведения учащегося
Характер нарушений поведения | Конкретные проявления нарушений поведения |
Агрессивность | физическая | толкает сверстников, проходя ударяет встречных |
скрытая | курение |
вербальная | Ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова |
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет; пугает других |
Как реакция на ограничение | Препятствие стимулирует агрессивное действие |
Вспыльчивость | В физических действиях | Может толконуть, плюнуть |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово |
Негативизм | В физических действиях | Делает всё наоборот |
вербальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет» |
В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии |
Демонстративность | Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих |
Обидчивость | Как реакция на препятствие | Обижается при проигрыше в игре |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников |
Дурашливость | Как реакция на замечание | Реагирует смехом на замечания взрослого, порицание не оказывает значительного изменения в поведении ребёнка |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях |
Дефицит внимания | сосредоточенность | Смотрит на занятиях по сторонам |
Содержание помощи ребёнку | Приходиться словесно повторять задание несколько раз |
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия |
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры |
Речевая расторможенность | Темп речи | Темп речи убыстрен |
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого |
Конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов других |
Как недостаток опыта | взаимоотношений |
Умственная работоспособность | Быстро устаёт от задания, требующего умственной активности. |