Физика
9 класс
(13.04) Контрольная работа № 7
Строение и эволюция Вселенной.
I.Назовите все виды излучения ,которые входят в электромагнитный спектр.
II.Определите, что это за часть электромагнитного спектра.
1.Основано устройство всех оптических приборов.
2.Способно проникать даже сквозь металл.
3.Используют в радиолокации.
4.Используется в солярии.
5.Применяется в медицине при диагностике переломов и заболеваний внутренних органов.
6.Используется в приборах ночного видения.
7. Используется в системах супутникового телевидения.
8.Возникает при мощних солнечных вспышках.
9.Их человек ощущает кожей как тепло.
10.Применяется для освещеия улиц и помещений.
11.Используется при лечении ракових опухолей.
12.Поглощается костной тканью.
III.Ответить о чем идет речь в вопросе.
1.Целью экспериментов в этом коллайдере является поиск и изучение особого состояния вещества, названного кварк-глюонной плазмой.
2.Световой телескоп, запущенный в рамках совместной программы НАСА.
3.Это расстояние, которое луч проходит за 1 земной год.
4.Состоят в основном из водорода и гелия.
5.Звезды,масса которых во много раз превышает массу Солнца по мере сгорания ядерного топлива расширяется и превращается в….
6.Космический объект , в который превращаются звезды, значительно превышающей массу Солнца ,в конце своего «жизненного пути».
7.Спустя примерно 1 млрд лет после большого взрыва темпаратура снизилась до -200 и под действием сил гравитации из газа атомов водорода и гелия стали формироваться……
8.Учеными этой организации были получены элементы с порядковыми номерами 112, 110,118.
9. Их используют для изучения структуры материи на расстояниях, существенно меньших размеров протона.
IV. Назовите все планеты Солнечной системы , начиная с самой ближней к Солнцу .
V.О какой планете Солнечной системы идет речь?
1.Окружена кольцами.
2.Ее масса превышает в 3 раза массу всех остальных планет.
3. Обладает атмосферой.
4.Самая отдаленная от солнца планета.
5.Входит в Земную группу.
6.Газообразная поверхность этой планеты движется со скоростью более 40000 км/ч.
7.Находится через 2 планеты от Марса.
8. Имеет более 30 спутников.
9.Давление у поверхности этой планеты в 150 раз меньше, чем у поверхности Земли.
10.Ее атмосфера состоит из углекислого газа.
11.Делает один оборот вокруг Солнца за 88 Земных суток.
12.Там расположена самая высокая гора в Солнечной системе- Олимп.
13.Там есть жизнь.
14.Планета-гигант.
15.Год на этой планете в 2 раза меньше 1 суток.
(14.04.)Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка
Посмотреть видео по ссылке:
https://yandex.ua/video/search?text=излучение%20и%20спектры%20квантовая%20гипотеза%20планка%20видеоурок&path=wizard&parent-reqid=1586619170289444-729963941303042860800278-prestable-app-host-sas-web-yp-205&filmId=766120969916810431
§ 46(прочитать), §45(повторить).
(16.04.)Лабораторная работа №8
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Оформить Лаб.раб. № 8 по видео:
https://yandex.ua/video/preview/?filmId=2672032499766266570&text=9%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%E2%84%968%20%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2&path=wizard&parent-reqid=1586620176307566-1117056644099202845400154-prestable-app-host-sas-web-yp-83&redircnt=1586620564.1
7 класс
(13.04)Контрольная работа №7
Работа, мощность, энергия.
1.Какую работу надо совершить , чтобы поднять со дна реки до поверхности воды камень массой 3 кг и объемом 1.2 дм?Глубина реки 4 м. Сопротивлением воды можно принебречь.
2.Какова масса тела, если при подъеме на высоту 5 м его потенциальная энергия увеличилась на 80 Дж?
3.Какова мощность электродвигателя , который за 20 минут совершает работу 480 Дж?
4.Подъемный кран поднял со дна озера глыбу массой 6 тонн и объемом 1 метр кубический. Сколько времени длился подъем , если глубина озера 18 метров , а кран развивал мощность 5 кВт?
(14.04)Лабораторная работа №11.
Выяснение условия равновесия рычага.
1.Просмотреть видео по ссылке:
https://yandex.ua/video/preview?filmId=9074848072898290337&text=%D0%A3%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3%D0%B0%20%D0%92%D1%8B%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3%D0%B0.%20%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%E2%84%9611&path=wizard&parent-reqid=1586616036472041-82514522743456386300231-prestable-app-host-sas-web-yp-203&redircnt=1586616071.1
2.Оформить работу на двойном листочке по учебнику
А.В. Перышкин(2009 г).
https://11klasov.ru/191-fizika-7-klass-uchebnik-peryshkin-av.html
8 класс
14.04.Лабораторная работа № 8
Исследование равноускоренного движения.
Выполнить и оформить лаб.раб.по видео:
https://yandex.ua/video/preview/?filmId=18100223831885596276&text=%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1586618747671129-1676458789342162438900158-production-app-host-man-web-yp-319&redircnt=1586618946.1
16.04.Контрольная работа № 5
Основы кинематики.
Выполнить работу по ссылке:
https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/13/kontrolnaya_rabot1.docx
10 класс
16.04.Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.
Посмотреть видео по ссылке:
https://yandex.ua/video/preview/?filmId=14724135283352318335&text=%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2.%20%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B.%20%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.&path=wizard&parent-reqid=1586621927575608-1138207723274178168600332-production-app-host-vla-web-yp-309&redircnt=1586622134.1
Написать конспект по видео.
§108-§ 109-прочитать
С 361(А1-А2)-письменно.
11 класс
(14.04.)Контрольная работа № 3
Квантовая физика.
1. Определите количество нейтронов в ядре элемента, получившегося в результате 3 последовательных a-распадов ядра тория(234 ,90 Th) 2. Имеется 10^9 атомов радиоактивного изотопа, период полураспада которого 26 лет. Какое примерно количество ядер изотопа испытает радиоактивный распад за 52 года?
3. Определить энергию в джоулях, которая может выделиться при образовании из протонов и нейтронов одного моля гелия 4 2He.
4. При взрыве водородной бомбы протекает термоядерная реакция образования гелия из дейтерия и трития. Написать уравнение реакции. Найти энергию Q, выделяющуюся при этой реакции. Какую энергию W можно получить при образовании массы m =1 г гелия?
Информатика
7 класс
14.04. Практическая работа№ 3
Создание компьютерной презентации.
1.Создать компьютерную презентацию на свободную тему.(результаты отправить учителю на электронную почту [email protected] )
8 класс
16.04.Текстовые документы и технологии их создания
Посмотреть видео по ссылке:
https://yandex.ua/video/search?text=Текстовые%20документы%20и%20технологии%20их%20создания&path=wizard&parent-reqid=1586625062956030-1119230074530625426800320-production-app-host-man-web-yp-180&filmId=12720437666884113123
17.04.Создание и редактирование текста.
Посмотреть видео по ссылке:
https://yandex.ua/video/search?text=Создание%20и%20редактирование%20текста.&path=wizard&parent-reqid=1586625134578093-647359274039976289000332-prestable-app-host-sas-web-yp-123&filmId=724470830475819589
Создать текстовый документ по теме : Текстовые документы и технологии их создания.(по типу соообщения)Результат-учителю на элетронную почту.
9 класс
Практическая работа№8
Создание однотабличной базы данных и создание запроса на выборку данных.
Посмотреть видео по ссылке:
https://yandex.ua/video/search?text=Практическая%20работа№8%20Создание%20однотабличной%20базы%20данных%20и%20создание%20запроса%20на%20выборку%20данных.&path=wizard&parent-reqid=1586625912047100-1489630616593950420300284-production-app-host-vla-web-yp-209&filmId=555560461038923593
Выполнить практическую работу по ссылке:
https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/01/prakticheskaya_rabota_3.doc
Результаты отправить учителю
17.04.Проверочная работа.
СУБД.
1. Что такое база данных?
Все данные компьютера.
Организованная совокупность данных.
Организованная совокупность данных во внешней памяти ЭВМ, предназначенная для постоянного применения.
Организованная совокупность данных в виде электронных таблиц.
2. Типы БД
сетевая
иерархическая
реляционная
табличная
3. Основные объекты базы данных
ячейка
форма
страница
таблица
модули
запрос
группы
отчет
4. Какие существуют основные типы полей?
Сложные, простые.
Числовой, символьный, логический.
Числовой, символьный, логический, дата
Математический, распределённый.
5. Что такое СУБД?
Система баз данных
программное обеспечение для работы с БД.
Программа поиска.
Программа зашифровки.
6. Что такое реляционная БД?
БД с иерархической организацией данных.
БД со столбцовой организацией данных.
БД с табличной организацией данных.
БД с графической организации данных.
7. Основным объектом для хранения информации в реляционных базах данных является:
таблица;
запрос;
форма;
отчет.
8. Строка, описывающая свойства элемента таблицы базы данных, называется:
полем;
бланком;
записью;
ключом
9. Записью в реляционных базах данных называют:
ячейку;
столбец таблицы;
имя поля;
строку таблицы.
10 .Столбец однотипных данных в Ассеss называется:
записью;
бланком;
полем;
отчетом.
Имеется база данных:
| Фамилия | Имя | Отчество | Год рождения | Класс | Школа |
| | | | | | |
1 | Иванов | Петр | Олегович | 1988 | 7 | 135 |
2 | Катаев | Сергей | Иванович | 1986 | 9 | 195 |
3 | Беляев | Иван | Петрович | 1985 | 11 | 45 |
4 | Носов | Антон | Павлович | 1986 | 10 | 4 |
11. Количество поле в ней равно:
2
4
6
7
12. Количество записей в ней равно:
2
4
6
7
13. В представленной базе данных Иванов после проведения сортировки по возрастанию по полю «Класс» будет занимать строку с номером:
1
2
3
4
14. В представленной базе данных запись о Катаеве после проведения сортировки по убыванию по полю «Школа» будет занимать строку с номером:
1
2
3
4
15. Сколько записей в представленной базе данных удовлетворяет условию (Класс 9 ИЛИ Год рождения 1985)
1
2
3
4
10 класс
Проверочная работа
Строки. Комбинированный тип данных. Вспомогательные алгоритмы.
1. Какой тип данных в языке Pascal предназначен для хранения символьной информации?
1) byte
2) integer
3) real
4) char
2. Какой тип данных в языке Pascal предназначен для хранения строковой информации?
1) integer
2) char
3) string
4) byte
3. Что является результатом функций, предназначенных для выполнения операций над строками?
1) Только число.
2) Только строка.
3) Строка или число.
4. Функция для определения длины строки
ord(x)
length(x)
pred(x)
round(x)
5. Процедура УДАЛЯЕТ из строки ST участок, содержащий N символов с позиции P.
Delete(st,p,n)
val(st,p,n)
insert(st,p,n)
6. Напишите результат выполнения фрагмента программы:
s1:='В саду растут деревья ';
insert('парке, ', s1, 3);
Ответ:__________________________________________________________________
7. Что выполняет фрагмент следующей программы?
clrscr;
n:=255
for i: = 0 to N do
writeln(i,’ ‘, chr(i));
end.
Ответ:___________________________________________________________________
8. Из слова КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ получено слово КОМПЬЮТЕР. Запишите пропущенные значения в строке ответ через запятую.
COPY (‘компьютеризация‘ , , ).
Ответ:___________________________________________________________________
9. Какая строка будет выведена на экран в результате выполнения программы?
var s: string;
i: byte;
begin
s:= 'сокол около колокола';
i:=pos('кол');
while i0 do begin
delete (s,i, 3); i:= pos('кол');
end;
writeln(s);
end.
Ответ:___________________________________________________________________
10. Запишите результат выполнения программы:
var s: string;
i: byte;
begin
s:= '1234'; a:='';
for i:= length(s) downto 1 do
a:= a + s[i] + a;
writeln(a);
end.
Ответ:___________________________________________________________________
11 класс
(17.04.)Создание форм.
Посмотреть видео по ссылкам:
https://yandex.ua/video/search?text=создание%20форм%20в%20access&path=wizard&parent-reqid=1586693800717394-175456790092999056100324-production-app-host-vla-web-yp-90&filmId=3589605906044778270
https://yandex.ua/video/preview/?filmId=11904738364204292717&text=%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B2%20access&path=wizard&parent-reqid=1586693800717394-175456790092999056100324-production-app-host-vla-web-yp-90&redircnt=1586694347.1
Экономика
10 класс.
Оформить практич.раб.на двойном листе.
14.04. Практическая работа № 5
Расчет суммы заработной платы работника за месяц.
Цель работы: научиться рассчитывать заработную плату работников.
Теоретический материал
При сдельно-премиальной оплате труда работающему, сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение заранее установленных количественных и качественных показателей работы:
Зсд.пр = Зсд + Зпр или Зсд.пр = Зсд * (1+Ппр/100),
где Зсд.пр - сдельный заработок при сдельно-премиальной оплате труда, руб.;
Зпр - премия за выполнение (перевыполнение установленных показателей), руб.;
Ппр - процент премии за выполнение показателей премирования.
Повременная форма оплаты труда применяется при невозможности или нецелесообразности установления количественных параметров труда; при этой форме оплаты труда работник получает заработную плату в зависимости от количества отработанного времени и уровня его квалификации.
Заработная плата при простой повременной системе начисляется по тарифной ставке работника данного разряда за фактически отработанное время. Может устанавливаться часовая, дневная, месячная тарифная ставка.
Заработная плата работника за месяц (Зп.м) при установленной часовой тарифной ставке работника данного разряда (tч) определяется по формуле
Зп.м =Ст * tф,
где tф – фактически отработанное количество часов в месяце.
Заработная плата рабочего за месяц при дневной тарифной ставке определяется аналогично.
При помесячной оплате расчет заработной платы осуществляется исходя из твердых месячных окладов (ставок), числа рабочих дней, фактически отработанных работником в данном месяце, а также планового количества рабочих дней согласно графику работы на данный месяц.
Повременно-премиальная система оплаты труда представляет собой сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников.
Ход работы.
Задача 1.Определить заработную плату рабочего-повременщика 4-го разряда, часовая тарифная ставка которого составляет 76 руб. Рабочий за месяц отработал 168 часов. Премия составляет 25 % тарифного заработка.
Задача 2.Рассчитать заработок рабочего - сдельщика за месяц, если норма выработки за смену 0,5 тонны продукции. Дневная тарифная ставка 146,4 руб., премия составляет 30% от сдельного заработка. За месяц рабочим выпущено продукции 16,0 тонн.
Задача 3.Часовая тарифная ставка 24,1 руб. Рабочим отработано за месяц 178 часов. Доплаты и премии составляют 40% от тарифного заработка. Рассчитать месячный заработок рабочего.
Вывод:
В чем сущность сдельной формы оплаты труда?
В чем отличие повременной формы оплаты труда?
11 класс.
Прочитать теоретический материал .
16.04.Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
Ключевые положения темы
• Основным показателем уровня развития экономики является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.
• Номинальный ВВП выражен в текущих ценах, реальный ВВП выражен в неизменных ценах, он отражает фактическое изменение ВВП.
• Уровень благосостояния граждан определяется величиной ВВП на душу населения.
• Экономика страны развивается неравномерно: после ускорения роста наступает спад деловой активности. Во время кризиса фирмы закрываются, ВВП снижается, безработица растет. Во время «бума» открываются новые фирмы, но цены растут.
• Возможны внешние причины (мировые открытия, войны, соглашения о торговле) и внутренние причины (деятельность правительства, изменение объемов инвестиций и потребления) циклов.
• Экономический рост — это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом увеличения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или интенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспечивает интенсивный экономический рост.
Понятие «экономический рост» означает увеличение совокупности объема производства товаров и услуг в экономике на протяжении достаточно длительных периодов времени. Этот процесс следует отличать от краткосрочных колебаний выпуска под влиянием различных факторов, отражающихся на изменении совокупного спроса.
Под совокупным объемом производства или выпуска (дохода) обычно подразумеваются годовые объемы ВНП или ВВП. Причем данные показатели берутся в реальном выражении. Увеличение за счет более высоких цен нельзя рассматривать как экономический рост.
Основная цель экономического роста — поднять жизненный уровень населения. Поэтому важно не просто анализировать изменение реального ВВП, но учитывать одновременно и рост самого населения. Например, если объем выпуска увеличился на 4% в год, но общая численность населения также возросла на 4%, то в среднем уровень жизни каждого жителя страны не изменится.
Абсолютный прирост ВВП демонстрирует сам факт наличия или отсутствия экономического роста в стране за определенный период. Темп прироста используется для того, чтобы установить, ускорился, замедлился или остался на прежнем уровне экономический рост страны в рассматриваемый период. Эти же показатели используются и в расчете на душу населения, когда берется не просто ВВП, а ВВП, деленный на численность населения.
Слишком высокие темпы роста населения могут привести к снижению уровня жизни даже при общем росте производства в стране. Например, в 1980—1992 гг. ВВП на душу населения в Нигерии падал на 0,4% в год, в Мексике — на 0,2%. В то же время объем производства в целом, а не на душу населения, также измеренный с помощью ВВП, рос в среднем на 2,3% и 1,5% в год соответственно. В эти же годы общий уровень ВВП снизился лишь в нескольких странах мира (не считая бывших социалистических), тогда как доход на душу населения упал более чем в 50 странах, в первую очередь в наименее развитых. В растущих экономиках темпы прироста дохода на душу населения были очень разными: в Японии — 3,6%, в США и Франции — 1,7%, в Южной Корее — 8,5%, в Китае — 7,6%. Какими же факторами определяется траектория роста ВВП в той или иной стране?
Факторы, влияющие на экономический рост, делят укрупнено на две группы в соответствии с типами роста, которые они обеспечивают:
1) факторы экстенсивного роста: труд, капитал, земля, природные ресурсы;
2) факторы интенсивного роста: технологический прогресс, экономия на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством и т. д.
Экстенсивный рост достигается за счет привлечения дополнительных ресурсов: использования дополнительных земельных площадей, увеличения числа рабочих, оснащения производства большим количеством машин, оборудования (хотя если это приведет к росту капиталовооруженности труда и увеличению его производительности, то можно будет отнести этот фактор к интенсивному).
Интенсивный рост связан с качественным изменением факторов производства, совершенствованием технологий.
В этом случае рост осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Обычно бывает сложно точно выделить вклад каждого фактора в экономический рост, поэтому говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе роста в зависимости от преобладания тех или иных факторов. В чистом виде экстенсивный или интенсивный рост в современных условиях встретить трудно.
Статистика последних трех десятилетий свидетельствует, что в развитых индустриальных странах вклад интенсивных и экстенсивных факторов примерно одинаков с некоторым преимуществом интенсивных, тогда как в остальных странах экономический рост осуществлялся за счет накопления физического капитала и других экстенсивных факторов.
1. Более успешному овладению понятием «экономический рост» помогут постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) Чем реальный валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от номинального?
2) Как можно измерить экономический рост?
3) Могут ли развивающиеся страны обогнать по уровню ВВП развитые страны?
4) Как страны используют результаты экономического роста в интересах человеческого развития?
При обсуждении первого вопроса уточняем значение понятий «реальный ВВП» (его объем выражен в неизменных ценах на произведенные продукты) и «номинальный ВВП» (его объем измеряется в текущих ценах).
При обсуждении вопросов 2 и 3 необходимо обратить внимание учащихся на то, что при расчете темпов роста ВВП надо различать его абсолютную величину и величину на душу населения.
Для того чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста, необходимо соблюдать два условия его использования:
экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объема ВВП;
экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины ВВП на душу населения.
Следующее положение, требующее внимания, — влияние темпов экономического роста на уровень и качество жизни населения, каждого человека. Это важное положение, так как, в конечном счете целью экономического роста является улучшение именно этих показателей.
Внимание! Многие аспекты человеческого благополучия (например, состояние здоровья, уровень образования, занятость населения, экология и др.) не учитываются показателями ВВП и ВНП.
Для оценки и сравнения достижений разных стран в области как экономического, так и общественного развития эксперты ООН используют специальный индекс человеческого развития (ИЧР). Этот показатель отражает достижения общества в таких аспектах благополучия населения, как образование, здоровье и долголетие, материальный уровень жизни.
Необходимо подчеркнуть, что ранги стран по ИЧР и по величине ВВП на душу населения различаются между собой. Это свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния населения с неодинаковым успехом.
Отрицательная разность говорит о том, что ВВП на душу населения в этих странах выше, чем достигнутый ими уровень человеческого развития. Положительная разность свидетельствует об относительно успешном использовании результатов экономического роста в интересах человеческого развития.
Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: Человеческий капитал - это интеллект, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Различают физический капитал, финансовый капитал, природный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, а также некоторые другие виды капитала.
Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы.
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.
Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. Смирнов В.Т., Скоблякова И.В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике // URL: www. http//skvortsova.htm
В состав ЧК входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования ЧК, обеспечивающие его эффективность.
ЧК является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме, пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. Поэтому существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной экономической эффективности, его отдельной производительности, его отдельного вклада в рост ВВП и в повышение качества жизни. ЧК через специалистов и ИТ вносит вклад в развитие и рост экономики всюду, во всех видах экономической и производственной деятельности.
ЧК вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения.
Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.
Пройти тест(письменно )
1. Верны ли следующие суждения о ВВП?
А. Для сравнения уровня благосостояния
граждан разных стран следует применять показатель ВВП на душу населения.
Б. Для сравнения уровней экономического развития данной страны в разные периоды времени следует применять реальный ВВП.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. ВВП отражает:
1) уровень благосостояния граждан
2) увеличение свободного времени населения
3) улучшение качества продуктов
4) рыночную стоимость товаров и услуг
3. Верны ли следующие суждения об экономическом цикле?
А. Во время спада деловой активности безработица снижается.
Б. Циклические колебания деловой активности предсказуемы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о благосостоянии?
А. Чем выше темпы роста населения, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях.
Б. Чем выше темп экономического роста, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Интенсивным фактором экономического роста является:
1) увеличение количества рабочего времени
2) увеличение численности работников
3) ввод в действие нового оборудования
4) рост производительности труда
6. В период спада деловой активности:
1) безработица высокая
2) инфляция высокая
3) ресурсы используются наиболее эффективно
4) ресурсы используются наименее эффективно