Башкараев А.Ж.
01.09.2016 г.
План работы школьного тренера на 2016 – 2017 учебный год ГКУ ОСШ им. М.Горького, г. Шардара, ЮКО Карюгиной Марины Леонидовны
№ | Общая тема дня | Темы занятий | Кол-во часов | Цель | Ожидаемый результат | Дата проведения |
1 | Введение: обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Общая цель: Учителя проанализируют методику проведения работы в группах и сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве Ожидаемый результат: Учителя создадут модели работы в малых группах с учетом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах и обоснуют необходимость внесения изменений в методику преподавания и учения. | Занятие 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. | 2 | Установление правил совместной работы в малых группах. Создание модели работы в малых группах с учетом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах. | Владение учителями методикой организации совместной работы в малых группах с целью выполнения определенных заданий, учителя обретут навык организации коллаборативной работы в группах. | |
Занятие 2: Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся. | 2 | Владение учителями методикой организации совместной работы в малых группах с целью выполнения определенных заданий, учителя обретут навык организации коллаборативной работы в группах. | Осознание учителями актуальности тенденций к изменению подходов в преподавании и обучении; знакомство с инновационными стратегиями и методами, опытом других учителей и учеников. | |
2 | Культура школы и класса. Общая цель: Учителя проанализируют методику проведения наблюдения в классе и сформулируют выводы о глобальных культурных различиях, о воздействии окружающих факторов на культуру класса. Результаты обучения: Учителя оценят свои навыки проведения наблюдения в классе, сравнят структурированный вид и неструктурированный вид наблюдения. Также дадут определение категории культура и объяснят, как данный термин связан со средой обучения | Занятие 1: Методика проведения наблюдения в классе. | 2 | Знакомство с методами наблюдения в классе. | Учителя оценят свои навыки проведения наблюдения в классе, сравнят структурированный вид и неструктурированный вид наблюдения. | |
Занятие 2: Что необходимо знать учителям? Культура класса и среда обучения | 2 | Обсуждение идеи общности системы характеристик между обучающимися субъектами и различий между ними в мировосприятии, специфике функционирования в условиях сообществ и стран. Трансляция данной идеи в условия класса. | Освоение учителями знаний о глобальных культурных различиях, о влиянии окружающей среды на культуру класса. | |
3 | Представления учителей об идеальном учителе и индивидуальных различиях учеников. Общая цель: Учителя сделают анализ модели качественного преподавания и учения на основе своего опыта. Ожидаемый результат: Учителя сформулируют определение идеального ученика и идеального учителя и выработают конкретные критерии качественного преподавания и учения. | Занятие 1: Исследование убеждений, сложившихся у учителей об идеальном учителе. | 2 | Определение качеств компетентного учителя | Достижение консенсуса в понимании модели компетентного учителя, в контексте условий и возможностей казахстанских школ и результатов соответствующих современных исследований. | |
Занятие 2: Что, по мнению учеников, характеризует компетентного учителя? Исследование убеждений, сложившихся у учителей, об индивидуальных различиях учеников. | 2 | Уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика и развитие профессионально важных качеств (методики «Идеальный учитель», «Поведение в конфликтах»), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия. | Учителя знают профессионально важные качества компетентного учителя, эффективные модели педагогического общения | |
4 | Ценности, представления, способы воздействия. Общая цель: Учителя сформулируют выводы о необходимости профессионального развития посредством исследования и совершенствования Ожидаемый результат: Учителя аргументируют свои взгляды на систему ценностей и приоритетов, оценят значимость дисциплины и организованности классного коллектива для положительной атмосферы в классе и формирования чувства коллективизма | Занятие 1: Конкретизация личностных ценностей и взглядов для определения направлений и приоритетов дальнейшего развития. | 2 | Определение системы ценностей учителя и профессиональных проблем | Совершенствование учителем системы ценностей, видения и соответствующего стратегического планирования | |
Занятие 2: Обоснование и осознание необходимости проведения исследований в целях совершенствования методики и подходов в преподавании и учении. Эмоционально- психологический климат в классе | 2 | Размышление над влиянием эмоционально-психологического климата в классе на учителей и учеников. | Понимание необходимости профессионального развития посредством исследования и совершенствования и формирование своей системы ценностей и взглядов | |
5 | Мотивирование учащихся. Общая цель: Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению. Ожидаемый результат: Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методоы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся | Занятие 1: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах. | 2 | Выявление актуальных барьеров в обучении учеников в классе и ознакомление с аффективными теориями обучения и способами вовлечения учеников в процесс обучения. | Знание и понимание учителями разновидностей барьеров в преподавании и учении: интеллектуального, социального, аффективного характера. | |
Занятие 2: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками) | 2 | Осознание учителями значимости мотивации в обучении учащихся | Учителя понимают необходимость в мотивации учащихся, разрабатывают памятки- рекомендации по развитию мотивации обучаемых. | |
6 | Социальное взаимодействие. Общая цель: Учителя определят причины значимости в обучении социального взаимодействия и использования принципа инклюзивности. Ожидаемый результат: Учителя сформулируют выводы о природе социального взаимодействия в системе «учитель-учащийся» в процессе обучения и сделают анализ методики расширения диапазона возможностей для их взаимодействия. | Занятие 1: Социальное взаимодействие в обучении, расширение диапазона социального взаимодействия. | 2 | Определить причины значимости в обучении социального взаимодействия и использования принципа инклюзивности. | Слушатели понимают природу социального взаимодействия в системе «учитель-учащийся» в процессе обучения | |
Занятие 2: Обеспечение интерактивного и инклюзивного характера урока | 2 | Определение сущности категории «инклюзивность» и формирование представления учителей о модели инклюзивной школы, класса. | Определение методов и подходов обеспечения инклюзивности и интерактивности. | |
7 | Барьеры в обучении. Общая цель: Учителя сделают анализ всевозможных барьеров в обучении и предложат пути их решения. Ожидаемый результат: Учителя разработают методы сокращения барьеров в обучении на основе собственного опыта. | Занятие 1: Выявление барьеров в обучении. Выбор и конкретизация педагогических подходов в целях преодоления барьеров в обучении. | 2 | Выявление потенциальных барьеров в обучении и их преодоление | Учителя понимают термин «барьеры в обучении», умеют находить пути преодоления барьеров и применяют на практике приобретенный опыт | |
Занятие 2: Способности учеников и позитивное отношение к обучению | 2 | Рассмотрение способностей учащихся и пути создания позитивного отношения к обучению | Понимание того, что интеллектуальные, социальные и аффективные барьеры в обучении преодолеваемы. | |
8 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: обучение тому, как учиться Цель: Учителя изучат условия и факторы, способствующих формированию учеников как саморегулируемых личностей, способных к осознанному обучению, самоуправлению своими эмоциями, мотивацией и процессом социального взаимодействия. Ожидаемый результат: Учителя сделают вывод о сущности и значимости саморегуляции в обучении. Проведут наблюдение и оценивание поведения учеников, характерное для саморегулируемого обучения. Также учителя проанализируют аспекты практической работы, содействующих саморегулируемому обучению. | Занятия 1–2: Сущностная характеристика обучения тому, как учиться. Действия учителя по развитию способностей учеников к обучению тому, как учиться. | 4 | Содействие формированию понятий метапознания у учителей Иметь представление об обучении тому, как обучаться. | Учителя будут информированны о роли саморегуляции в учебном процессе. Проанализируют свою систему работы через новый подход «Обучение тому, как учиться». | |
|
9 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: обучение тому, как учиться Общая цель: Учителя сделают анализ методики развития детей как саморегулируемых учащихся, осознающих свое обучение и способных к самоуправлению своими эмоциями, мотивацией и социальным взаимодействием Ожидаемый результат: Учителя вырботают рекомендации по развитию навыков саморегулиремого обучения. | Занятия 1–2: Концентрация внимания и педагогических усилий на личности каждого ученика; оказание помощи ученикам в обучении тому, как учиться. Концентрация внимания и усилий на методах и подходах в вопросе обучения тому, как учиться | 4 | Изучение методики развития детей как саморегулируемых учащихся, осознающих свое обучение и способных к самоуправлению своими эмоциями, мотивацией и социальным взаимодействием. | Коллеги через систему практических заданий и работы с ресурсами (в приложении) получат первые навыки по применению метапознания в практике своей работы по развитию саморегуляции у учащихся - учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться | |
|
10 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: беседа и диалогическое обучение Общая цель: Учителя проанализируют способы внедрения диалогических подходов в преподавание как части эффективной педагогики, посредством, к примеру, применения метода опроса и работы в малых группах. Ожидаемый результат: Учителя сформулируют свои собственные идеи о методике эффективного использования беседы как формы, способствующей индивидуальному обучению, включая применение опроса и работы в группе. | Занятие 1: Сущностная характеристика диалогического обучения. | 2 | Оказать методическую помощь учителям в понимании сущности диалогического обучения. | Учителя знают основные положения диалогического обучения; | |
Занятие 2: Методика использования беседы на уроках в целях повышения качества обучения. | 2 | Расширить знания и навыки учителей в использования типов беседы на уроках | Поймут роль беседы в преподавании и обучении, узнают о трех типах беседы, смогут применять три типа беседы в процессе обучения и составят план урока с использованием одного из типов бесед; | |
11 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: критическое мышление Общая цель: Учителя сделают вывод о важности и актуальности критического мышления в 21 веке. Ожидаемый результат: Учителя разработают свои подходы к развитию критического мышления на своих уроках | Занятие 1: Сущностная характеристика критического мышления. | 2 | Дать определение «Критическое мышление», познакомиться с этапами и приемами критического мышления | Учителя имеют представление о критическом мышлении как дисциплинарном подходе к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. | |
Занятие 2: Использование критического мышления в преподавании. | 2 | Усовершенствование навыков применения критического мышления | Смогут применить стратегии КМ на разных стадиях урока | |
12 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: критическое мышление. Общая цель: Учителя определят основные методы развития критического мышления в процессе обучения Ожидаемый результат: Учителя разработают три задания по своему предмету, способствующих развитию критического мышления. | Занятие 1: Использование критического мышления в преподавании. | 2 | Усовершенствование навыков применения критического мышления | Осуществляют отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления. | |
Занятие 2: Планирование методов развития критического мышления на уроках | 2 | Овладение приемами планирования методов развития критического мышления школьников. | Учителя овладеют навыками построения урока по трем фазам, используя разнообразные приемы. | |
13 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: оценивание для обучения и оценивание обучения. Общая цель: Учителя сформулируют выводы, основанные на конкретных аргументах, о сущности оценивания для обучения. Ожидаемый результат: Учителя классифицируют цели оценивания для обучения и выработают рекомендации для внедрения методов оценивания для обучения | Занятия 1-2: Цель процесса оценивания. Сущность оценивания для обучения (ОдО). | 4 | Ознакомление с модулем «Оценивание для обучения и Оценивание обучения» и понять необходимость применения инструментов оценивания на практике | Выявляют проблемы существующей системы «оценивания» в школе. Уточняют различия между формативным и суммативным оцениванием. | |
|
14 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: оценивание для обучения и оценивание обучения. Общая цель: Учителя сформулируют различные подходы к оцениванию для обучения на основе собственного опыта и изучения цели оценивания и методики его использования для совершенствования процесса обучения Ожидаемый результат: Учителя разработают формы и методы формативного оценивания на основе знания сущности процесса оценивания для обучения и методики его использования в классной практике. | Занятия 1–2: Методика использования ОдО в процессе планирования обучения | 4 | Оказание содействия учителю в определении различных способов оценивания и подведение учителя к пониманию каким образом можно улучшить процесс оценивания | Умеют применять инструменты оценивания для самооценивания, взаимооценивания и оценки работы в группы Определяют различные способы оценивания и целенаправленное применение различных способов в процессе оценивания | |
15 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: оценивание для обучения и оценивание обучения. Общая цель: Учителя будут демонстрировать знание сущности процесса оценивания для обучения и методики его использования в классной практике через применение идей эффективного обучения в планировании. Ожидаемый результат: Учителя составят планы уроков с использованием методов оценивания для обучения и проведут взаимооценивание методики его использования для совершенствования процесса обучения | Занятия 1–2: Методика использования ОдО на уроке. | 4 | Коллективно разработать универсальные формы и шаблоны формативного оценивания. | Учителя смогут выяснить сущность данных методов и разработать памятку для учителя по применению формативного оценивания на уроке | |
16 | Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании и учении. Общая цель: Учителя сформулируют принципы эффективного использования ИКТ в классе в качестве педагогического инструмента для оказания помощи в процессе обучения. На основе передового педагогического опыта включат в планы уроков методы использования ИКТ Ожидаемый результат: Учителя составят планирование уроков с использованием ИКТ, основываясь на принципах когнитивной, аффективной и социальной составляющих процесса обучения. | Занятие 1: Цели использования ИКТ в преподавании и обучении. | 2 | Расширение теоретических и практических знаний учителей о современных информационно – коммуникационных технологиях. | Педагоги рассмотрят широкие возможности использования ИКТ, влияния ИКТ на развитие учащихся. | |
Занятие 2: Методика использования ИКТ в классе, в целях повышения качества обучения. | 2 | Научить учителей использовать новые приемы ИКТ в процессе преподавания и обучения. | Использование информационных технологий в преподавании и обучении поможет учителям подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и продуктивным | |
17 | Планирование уроков Общая цель: Учителя сформулируют основные идеи о том, как планировать урок с учетом программы «Эффективное обучение»: • определение ожидаемых результатов по учебной программе, изложенных в образовательной программе; • определение конкретных критериев успеха для различных групп учащихся в отношении ожидаемых результатов; • планирование деятельности, которая позволит различным группам учащихся достичь критериев успеха; • возможность оценить, насколько хорошо каждая группа учащихся достигла критериев успеха Ожидаемый результат: Учителя выработают подходы к планированию урока с конкретным измеримым результатом, который будет достигнут всеми учащимися. | Занятие 1: Подготовка дифференцированных результатов урока. | 2 | Развивать у учителей навыки эффективного планирования урока | Учителя будут сосредоточены на разработке заданий по активизации и мотивации учения/преподавания, направленных на конкретные результаты обучения. | |
Занятие 2: Планирование заданий для достижения результатов учения и интеграции идей программы «Эффективное обучение» | 2 | Усовершенствовать навыки подготовки дифференцированных результатов урока | Каждый учитель напишет план урока, составит список дифференцированных заданий для учащихся А-В-С | |
18 | Планирование уроков Общая цель: Учителя разработают критерии оценивания успешности урока, определят связь между целью, учебными заданиями и критериями успеха при самооценивании и взаимооценивании планов уроков. Ожидаемый результат: Учителя проведут оценивание планов уроков по разработанным критериям успеха, которые связаны с целью, учебными заданиями и ожидаемыми результатами урока. | Занятие 1: Определение критериев успеха. | 2 | Обоснование необходимости определения критериев успеха в процессе обучения | Учителя к концу занятий смогут ставить перед учащимися одну конкретную цель, смогут разработать критерии успешности для достижения цели. | |
Занятие 2: Оценка связи основных целей обучения, учебных заданий и критериев успеха | 2 | Раскрыть эффективность и значение чётко поставленной цели для достижения результата урока. | Учителя научатся прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цель урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на урок | |
19 | Управление учебным процессом Общая цель: Учителя исследуют основные принципы руководства работой по развитию и примут участие в малых проектах, направленных на улучшение своей собственной практики. Ожидаемый результат: В результате проведенного исследования учителя определят собственные ценности и взгляды учителя, выявят проблемы и приоритеты развития. | Занятия 1–2: Планирование уроков с целью изменения процесса обучения. | 4 | Исследование главных принципов руководства учебным процессом | Осуществлять разработку планирования урока так, чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности т.е. поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность. | |
Актуализировать умение учителей правильно составлять план урока, соотносить цели урока и ожидаемый результат. | Учителя составляют индивидуальные проекты по улучшению своих уроков | |
20 | Управление учебным процессом. Общая цель: Учителя запланируют уроки с использованием знаний и опыта, полученных при обучении по программе «Эффективное обучение», оценят с помощью критериев, разработанных в группе на основе предоставленных ресурсов Ожидаемый результат: Учителя составят планы двух уроков по своему предмету, используя индивидуальный проект по развитию практики преподавания, составленный на прошлом занятии, получат формативный отзыв коллег и тренера. | Занятия 1–2: Планирование уроков с целью изменения процесса обучения. | 4 | Участники определят критерии с целью изменения процесса обучения и составят стратегию для наблюдения и анализа преподавания коллег. | Учителя могут определять критерии и применять стратегии с целью улучшения процесса обучения | |
Уяснить, что планирование на данном занятии является подготовительным мероприятиями для составления среднесрочного плана серии последовательных уроков. | Учителя овладеют методами и стратегиями планирования, четкой постановкой цели и задач урока, позволяющих добиться интерактивного и инклюзивного характера урока, | |
21 | Внедрение идей Программы в практику преподавания Общая цель: Учителя аккумулируют знания и навыки применения новых подходов в преподавании и учении в результате овладения методикой совместного планирования урока и составят индивидуальный среднесрочный план серии последовательных уроков. Ожидаемый результат: Учителя получат результаты • оказания поддержки друг другу в разработке серии последовательных уроков; • в виде плана серии последовательных уроков, интегрирующих идеи Программы. | Занятия 1–2: Перспективное среднесрочное планирование серии последовательных уроков. | 4 | Определение сущности среднесрочного планирования и раскрытие роли среднесрочного планирования в активизации познавательной деятельности учащихся. | Учителя осуществляют разработку среднесрочного планирования серии последовательных уроков; | |
|
22 | Исследование урока Общая цель: Учителя сформулируют сущность подхода «Исследование урока» как средства для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся. Определят способы использования подхода «Исследование урока» в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей в своей школе. Ожидаемый результат: Учителя выработают алгоритм поддержки/внедрения подхода «Исследование урока» в школе школах в качестве средства для развития и усовершенствования преподавания, обучения и практики учителей. | Занятие 1: Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения. | 2 | Ознакомление со специфической формой экспериментального исследования - «Исследование урока», проводимого в классе и включающего группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках | Учителя понимают, что «Исследование урока» содействует размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к отдельным учащимся. | |
Занятие 2: Определение фокуса исследования урока. | 2 | Оказание содействия в понимании подхода «Исследование урока» и в определении фокуса исследования урока | Учителя понимают, что циклы «Исследование урока» помогут им развить или усовершенствовать инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся. | |
23 | Исследование урока Общая цель: Учителя сформулируют вопросы исследования уроков, составят план реализации подхода «Исследование урока» в школе. Ожидаемый результат: Учителя, используя коллаборативный подход, составят план действий по реализации подхода «Исследование урока» в своей школе. | Занятия 1–2: Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения. Критерии успешности Lesson study в школе. | 4 | Оказание содействия в понимании подхода «LessonStudy» и в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания | Учителя узнают о методе «Lesson Study» и поймут важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания | |
Рассмотреть реализацию приема Lesson Study и нацелить на применение в практике | Слушатели смогут разрабатывать критерии эффективного урока и создадут фокус-группы для совместного исследования урока и составлять план действий по реализации приема | |
24 | Оценивание преподавания и учения. Общая цель: Учителя проведут рефлексию по итогам обучения по программе «Эффективное обучение» и анализ своей практики согласно трем критериям (знание и понимание, применение и размышление) Ожидаемый результат: Учителя сделают анализ и синтез своей практики в школе в течение всего процесса обучения по программе «Эффективное обучение», оценят свои рефлексивные размышления по 3 критериям и создадут начальные версии рефлексивного отчета. | Занятия 1–2: Оценивание процесса внесения изменений в практику преподавания и учения учителей. | 4 | Установление способности учителей к использованию идей Программы в своей практике преподавания и обучения | Учителя демонстрируют понимание концептуальных основ программы в контексте своей практической деятельности. | |
Оценить степень усвоения теоретического материала слушателей по Руководству, и то, как учителя применяют полученные знания на уроках (знание, понимание, применение) | Учителя могут составлять план своего отчета | |
25 | Оценивание преподавания и учения. Общая цель: Учителя проведут рефлексию в виде отчета по одной теме программы «Эффективное обучение» и анализ своей практики согласно трем критериям (знание и понимание, применение и размышление), а также получат опыт взаимооценивания коллег и самооценивания рефлексивного отчета Ожидаемый результат: Учителя сделают анализ и синтез своей практики в школе в течение всего процесса обучения по программе «Эффективное обучение», оценят свои рефлексивные отчеты по 3 критериям и создадут окончательную версию рефлексивного отчета. | Занятия 1–2: Оценивание процесса внесения изменений в практику преподавания и учения учителей. | 4 | Оценивание степени соответствия полученных образовательных результатов предварительно запланированным. | Учителя готовы к использованию идей Программы в своей практике преподавания и обучения | |
Содействие развитию рефлексивных навыков учителей. | Учителя сформирую портфолио по результатам своего обучения. Учителя включат в содержание портфолио дополнительные материалы либо в контексте оцениваемых данных, либо в качестве документов, подтверждающих их глубокие знания и профессиональное развитие. | |
Примечание: 1 академический час – 45 мин. | 100 часов |