Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Легкая атлетика» имеет физкультурно-спортивную направленность разработана на основе обобщения передового опыта работы тренеров – преподавателей, опираясь на теоретические основы физического воспитания и программу по легкой атлетике в ДЮСШ.
Новизна программы заключается в отражении основных задач на различных этапах годичного цикла тренировок, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность. В результате изучения программы детям прививается любовь к занятиям физической культурой и спорту, в частности к лёгкой атлетике. Воспитанники получают информацию по данному виду спорта (об истории развития, отдельных видах программы), развиваются физические качества, воспитываются морально – волевые качества, развиваются творческие и коммуникативные способности.
Содержание программы
Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение лёгкой атлетики, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладение основами техники выполнения упражнений;
- обучение основам техники спринтерского бега и других видов лёгкой атлетики;
- приобретение соревновательного опыта;
- приобретение теоретических знаний, ведение спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.
- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома.
Развивающие:
- улучшать функциональное состояние организма посредствам физических упражнений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата и кардиореспираторной системы средствами ОФП и СФП;
- развивать физические качества;
Воспитательные:
- прививать интерес к тренировочным занятиям;
- воспитывать морально волевые качества;
- формировать чувство коллективизма, товарищества и взаимоуважения.
Режим работы (5-6 классы)
Год обучения
|
Всего часов
|
Перерыв между занятиями
|
в день
|
в неделю
|
в год
|
1 – год
|
-
|
1,5
|
54
|
10 мин.
|
Эффективность занятий определяется физической подготовленностью (уровнем роста показателей физической подготовленности по результатам регулярного тестирования).
Участники программы: дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Лёгкая атлетика» рассчитана для детей с 11 лет. В группу принимаются дети, на добровольной основе. Дополнительная общеобразовательная развивающая программа рассчитана на 1.5 часа в неделю в 5-6 классах.
Ожидаемые результаты:
Основная форма отслеживания результатов - выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, участие в соревнованиях различного уровня - от районных соревнований до областного уровня. В результате педагогического и воспитательного воздействия на личность ребенка к началу занятий, будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушений среди них.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
-потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
-умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
-стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Возраст детей
Программа предназначена для детей - с 11 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Реализации программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа.
Количество часов в год -54 часов.
Наполняемость учебной группы
Количество обучающихся в группе -15 чел.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются:
- тестирование;
- умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
- знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
- способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
промежуточный, проводится в конце первого полугодия.
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
- выполнение контрольных нормативов;
- овладение теоретическими знаниями;
- знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
- способность применять основные приёмы самоконтроля;
- знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
- знание основ истории развития лёгкой атлетики.
Календарный учебный график (5-6 классы):
месяц
|
сентябрь
|
октябрь
|
ноябрь
|
декабрь
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
неделя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
1 год
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
|
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
занятия по расписанию промежуточная аттестация каникулы
Учебный план
Средства
|
Количество часов
|
Теоретическая подготовка
|
3
|
Общая физическая подготовка
|
20
|
Специально - физическая подготовка
|
20
|
Техническая подготовка
|
4
|
Тактическая подготовка
|
4
|
Контрольные нормативы
|
3
|
Итого часов:
|
54
|